Файл: Бюджетный федерализм в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Бюджетный федерализм – часть общего понятия федерализм. Федерализм - основной принцип федерации, признание политическим идеалом федеративной организации государства, стремление либо объединить несколько отдельных государств в одну федерацию, либо обратить государство унитарное в государство федеративное.[1] Его особенностью является то, что федерализм как объект изучения не принадлежит какой-то конкретной науке – он входит в состав многих дисциплин, таких как экономическая теория, теория управления, политология, юриспруденция, менеджмент. Проблемами федерализма озадачены многие ведущие российские и зарубежные ученые. Для раскрытия сущности федерализма необходимо изучить не только мнение правоведов, но и экономистов, политологов.

Обеспечение оптимального соотношения федерального бюджета и бюджетов субъектов является основной задачей системы межбюджетных отношений. Главную роль при этом играет формирование региональных бюджетов, поскольку именно они отвечают за финансовое обеспечение регионов, а значит и за решение социально-экономических задач данного уровня.

Актуальность темы работы обусловлена тем, что совершенствование финансовых отношений между различными уровнями и органами власти является одним из важнейших факторов политического и экономического развития страны. Бюджетный федерализм находит свое отражение именно в системе межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения, во-первых, соединяют между собой все элементы бюджетной системы, а во-вторых, обеспечивают их функционирование путем достижения единого для всех регионов уровня обеспеченности бюджетными средствами.

Объектом данной работы является бюджетный федерализм. Предмет исследования – межбюджетные отношения, возникающие между федеральным бюджетом и бюджетами более низких уровней, а также отношения между бюджетами субъектов РФ.

Целью данной работы является исследование опыта реализации бюджетного федерализма за рубежом и его применение в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- раскрыть содержание и сущность понятия «бюджетный федерализм»;

- рассмотреть основные модели бюджетного федерализма и их применение в различных странах;

- определить основы бюджетного федерализма в РФ;

- проанализировать основные проблемы становления бюджетного федерализма в РФ;

- установить основные сходства и различия между бюджетным федерализмом в зарубежных странах и РФ;


- определить основные направления дальнейшего развития бюджетного федерализма в РФ.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

1.1 Содержание и сущность бюджетного федерализма

Бюджетный федерализм – это система управления общественными финансами, которая основана на разграничении между различными уровнями власти бюджетных прав и полномочий по поводу формирования и расходования бюджетных средств при сочетании интересов участников бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы страны и интересов всего общества в целом.[2]

Сущность бюджетного федерализма заключается в нормативно-законодательном установлении бюджетных прав и обязанностей федеральных и региональных органов власти и управления, правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса, методов частичного перераспределения бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы и регионами.[3]

Принципы бюджетного федерализма представляют собой систему налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса.[4] К ним относятся:

- самостоятельность бюджетов всех уровней, которая проявляется в закреплении за каждым бюджетом собственных источников доходов; праве самостоятельно определять направления расходования бюджетных средств; праве на компенсацию расходов, понесенных в результате решений вышестоящих органов; праве на предоставления налоговых льгот за счет собственных доходов и т.п.;

- соответствие финансовых ресурсов выполняемым ими функциям;

- законодательное разграничение полномочий и ответственности между бюджетами разных уровней;

- формализованные методы регулирования межбюджетных отношений;

- применение специальных процедур, направленных на предотвращение и разрешение конфликтных ситуаций между различными уровнями бюджетной системы, достижение согласованности по вопросам реализации бюджетной и налоговой политики.


Бюджетный федерализм основывается на конкуренции между органами власти на рынке социальных услуг и выравнивании условий этой конкуренции и обеспечении на всей территории страны общенациональных минимальных стандартов.

Таким образом, бюджетный федерализм является сложным направлением экономической реформы, которая охватывает экономические, политические и финансовые отношения.

Основной задачей бюджетного федерализма является осуществление в конкретных условиях выбора наиболее эффективной модели бюджетных взаимоотношений. Для выполнения этой задачи необходимо точное распределение расходных функций между уровнями власти, закрепление за ними источников финансирования и формирование системы оказания финансовой помощи нуждающимся регионам.

Бюджетный федерализм представляет собой определенную форму бюджетного устройства федеративного государства, в основе которой лежат взаимоотношения всех звеньев бюджетной системы в бюджетном процессе, в равной степени ориентированном и на учет общегосударственных интересов, и на реализацию интересов субъектов страны

Реализация бюджетного федерализма происходит через социально-экономическую и финансовую политику государства, что позволяет сочетать фискальные интересы государства с интересами отдельных субъектов. Проблема бюджетного федерализма – это, прежде всего проблема отношений, возникающих между государством и его гражданами по поводу организации оптимального перемещения финансовых ресурсов. Рассматривая проблему бюджетного федерализма с такой точки зрения, изменяется подход к определению доходов государства: получается, что население страны платит государству за оказание им различных услуг путем уплаты налогов.

1.2 Типы бюджетного федерализма

Различают три типа организации бюджетной системы:

- централизованные;

- децентрализованные;

- комбинированные.[5]

Централизованная модель предполагает разграничение полномочий по расходам между различными уровнями власти и не сопровождается наделением их достаточным объемом собственных источников доходов. При этом расходы на осуществление территориальных программ происходят за счет средств федерального бюджета. Таким образом, при централизованном типе самостоятельность отдельных субъектов бюджетных отношений сведена к минимуму.


При децентрализованном типе бюджетной системы, напротив, происходит наделение достаточно высокой степенью самостоятельности бюджетов субъектов Федерации. При этом их полномочия в области доходов соразмерны полномочиям в области доходов. Децентрализованная модель делает крайне затруднительным процесс проведения единой экономической или финансовой политики государством.

Децентрализация, как правило, негативным образом отражается на способности местных органов власти контролировать экономическую ситуацию в регионе, а решения правительства страны могут вступать в конфликт с решениями на уровне субъектов.

Децентрализованная модель обычно встречается в многонациональных государствах с федеративным устройством, которые были сформированы в результате обособления национально-административных образований. Региональная децентрализация в них может быть как положительным, так и отрицательным моментом. В положительном смысле она может способствовать развитию преимуществ региональных экономик, а с другой стороны она может стать причиной распада государства.

Комбинированная модель бюджетного федерализма основывается на следующих характерных чертах:

- применение механизма вертикального и горизонтального выравнивания бюджетов;

- повышенная ответственность государства за социально-экономическое развитие регионов;

- ограничение самостоятельности регионов;

- повышение контроля за деятельностью регионов со стороны высших органов власти;

- выделение финансовой помощи бюджетам нижестоящих уровней с целью бюджетного выравнивания.

Горизонтальное выравнивание бюджетов заключается в пропорциональном распределении налоговой нагрузки между субъектами для нивелирования или полного устранения этих неравенств, которые могут быть вызваны особенностями территории и населения.

Вертикальное выравнивание осуществляется посредством нахождения соответствия между объемом расходов и доходов каждого уровня бюджета и компенсирование выявленного дисбаланса за счет предоставления трансфертов.

Для эффективного функционирования бюджетного федерализма, вне зависимости от модели, должны быть выполнены следующие условия:

- разграничение и закрепление на государственном уровне полномочий по расходам между всеми уровнями власти;

- обеспечение всех уровней власти источниками дохода, достаточными для покрытия расходов;

- горизонтальное и вертикальное выравнивание бюджетов с помощью механизма межбюджетных отношений.


На сегодняшний день перечисленные модели бюджетного федерализма встречаются в различных странах. Наиболее популярными является американская, канадская и германская модели.

1.3 Бюджетный федерализм в зарубежных странах

Американский бюджетный федерализм строится на децентрализации бюджетных полномочий и демократическом характере отношений между уровнями власти. Система межбюджетных отношений США характеризуется устойчивостью, гибкостью и прочностью.

Государственное устройство США основывается на трехуровневой системе государственных финансов: федеральный уровень, уровень штатов и уровень местных органов власти. Важной особенностью данной системы является то, что основная часть расходов каждого уровня бюджета финансируется им самостоятельно.

Бюджетная система США включает в себя три уровня: федеральный бюджет, бюджеты штатов и местные бюджеты. Основным источником доходной части бюджетов являются налоговые поступления, однако их характер на каждом уровне не одинаков. Например, доходы федерального бюджета США в основном формируются за счет прямых налогов, а бюджетов штатов – за счет косвенных.

Сбор одних налогов ведется на всех уровнях бюджетной системы, отличаясь схемами и ставками налогообложения, сбор других – только на одном из уровней. Единым для всех является то, что основу любого бюджета образует «опорный налог». Под «опорными налогами» в США понимаются подоходные налоги, которые дают до 40-45% всех доходов бюджета. Федеральный бюджет оказывает финансовую поддержку нижестоящим уровням посредством выделения помощи в размере до 23%. Размеры этого финансирования различны в зависимости от штата.

Основной особенностью бюджетной системы США является то, что полномочия в области налогообложения федерального правительства и штатов практически независимы друг от друга.

В США налогообложение заработных плат и предпринимательского дохода происходит на федеральном уровне, что связано с попытками переложения налогового бремени одними регионами на другие.[6]

Бюджеты местного уровня в среднем на 29% обеспечиваются доходной частью за счет налогов на имущество, 30% получают от правительств штатов и 5-6% - из федерального бюджета. Финансовая помощь из федерального бюджета носит программно-целевой характер и, как правило, направлена на финансирование программ здравоохранения, образования, социальной помощи населению.