Файл: Бюджетный федерализм в Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Статьи расходов на каждом уровне бюджета также различны. Основными расходами на федеральном уровне являются социальное обеспечение, оборона, фундаментальная наука, международные проблемы. На уровне бюджетов штатов основные статьи расходов это социальные пособия, исправительная система и полиция, здравоохранение, пожарная система, налоги и коммунальное хозяйство.

В целом система бюджетного федерализма США справляется с поставленными перед ней задачами, хотя она и не идеальна.

Канадская модель бюджетного федерализма имеет много схожих черт с американской. Местные органы власти наделены правом принимать решения по широкому кругу вопросов и самостоятельно определяют свою налоговую политику. В Канаде действуют как общие, так и индивидуальные налоги на нижестоящих уровнях власти. Основным федеральным налогом является подоходный налог, налог с доходов корпораций и налог на добавленную стоимость.[7] Провинции и муниципалитеты наделены правом добавления своих ставок к базовой федеральной ставке.

Единая система сбора налогов в Канаде отсутствует. Прежде всего, это касается налога на доходы корпораций и подоходного налога.

Важную роль в канадской системе бюджетного федерализма играют процессы выравнивания социально-экономических условий жизни населения, что в корне отличает ее от американской. Однако стоит отметить, что при этом размеры трансфертов из федерального бюджета, которые направляются на выравнивание финансовых возможностей слабым провинциям, гораздо меньше чем в Германии. Размер трансфертов зависит от степени отставания финансовой обеспеченности конкретной провинции от средне национального уровня.

Основной характерной чертой германской модели бюджетного федерализма является постоянно растущая тенденция к единому распределению ресурсов между территориями. Основу бюджетной системы составляют общие налоги, поступления от которых распределяются по всем ее уровням. В число общих налогов в Германии входят: налог на заработную плату, подоходный налог, налог на доходы корпораций, подоходный налог с дивидендов, налог на добавленную стоимость.

Помимо общих налогов есть еще и местные налоги, которые использует только один уровень власти. В федеральном бюджете это акцизы, в региональном – налог на наследство и транспортный налог, в местном – предпринимательский налог, налог на недвижимость и другие.

Для выравнивания условий между отдельными территориями применяется механизм дифференциации нормативов отчислений от общих налогов. При этом основные финансовые ресурсы поступают через федеральные программы регионального развития.


Несмотря на развитость этой программы оказания финансовой помощи слабым территориям некоторые земли все равно продолжают оставаться слабыми по сравнению с другими. Для них действует отдельная система финансовой помощи посредством предоставления федеральных субсидий.

Расходные полномочия между органами власти распределены в Германии в соответствии с принципами бюджетного федерализма. Действующая система налогового выравнивания возможностей вызывает ряд недовольств со стороны обеспеченных земель, которые не хотят делиться значительной частью своих доходов в пользу отстающих. Однако требование о необходимости установления на всей территории страны единых условий жизни населения прописано в Конституции Германии и обязательно к выполнению.

Германская модель бюджетного федерализма создала высокую степень однородности региональных услуг для населения, а ее применение позволило в кратчайшие сроки создать современное социальное общество, стабилизировать ситуацию в стране и продвинуть предпринимательство.

ГЛАВА 2 БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Основы бюджетного федерализма в РФ

Российская Федерация имеет уникальное государственное устройство, которое сочетает в себе признаки национальной и территориальной федерации. Российская Федерация «состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации».[8] «Федеральное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации».[9]

В связи с многообразием субъектов в России требуется проведение многоаспектной политики правительства, высших судебных органов, других федеральных ведомств. Необходимо одновременно учитывать интересы всех субъектов РФ, интегрировать общие и частные вопросы государственного строительства страны, т.к. от этого зависит эффективность экономической, социальной и политической политики.


Специфической особенностью государственного устройства Российской Федерации является то, что оно предполагает не только интегрирование, но и дифференцирование интересов всех территориальных и национальных субъектов.[10]

Бюджетный федерализм представляет собой отношения между органами власти различных уровней по вопросам формирования и реализации бюджетной политики.

Бюджетный федерализм в Российской Федерации является по сути кооперативной моделью с элементами децентрализованной. Он основывается на партнерских отношениях между высшими органами власти и органами власти субъектов РФ по вопросам государственного бюджета. При этом Федеральный бюджет имеет приоритетность по отношению к нижестоящим в связи с тем, что он отражает общие интересы государства.[11]

Основным недостатком бюджетного законодательства РФ является то, что важнейшие принципы функционирования бюджетной системы зафиксированы лишь на бумаге, однако на практике зачастую не реализуются.

В последние годы наметилась тенденция к централизации большей части бюджетных доходов на федеральном уровне, что по сути своей оправдано необходимостью решения таких общенациональных вопросов как:

- структурное преобразование экономики;

- укрепление национальной безопасности;

- повышение эффективности деятельности государственных структур.

Такое привлечение средств в федеральный бюджет не должно ослаблять бюджеты субъектов Российской Федерации, однако на сегодняшний день так и происходит. С каждым годом снижается удельный вес налоговых поступлений в доходы территориальных бюджетов, что приводит к тому, что у субъектов РФ отсутствуют источники дохода, необходимые им для полного покрытия расходов.[12] Как следствие возрастает зависимость от вышестоящих бюджетов, что противоречит принципу рациональной самостоятельности и порождает финансовое иждивенчество.

На сегодняшний день баланс между доходами и расходами бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов обеспечивается преимущественно за счет оказания финансовой помощи федеральным бюджетом. Безусловно, некоторым регионам это необходимо, однако неверно превращать каждый субъект РФ в получателя межбюджетных трансфертов, что требует аккумулирования огромных доходов в федеральном бюджете.

Баланса территориальных бюджетов нужно добиваться путем разграничения налоговых доходов между ними и отказаться от массовой финансовой поддержки государства.


Российская Федерация нуждается в разработке и реализации нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность бюджетной системы РФ. Такая необходимость обусловлена тем, что на данный момент практически все субъекты РФ являются дотационными, а реальное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней не обходится без субъективного вмешательства высших органов власти, которые по своему усмотрению корректируют процесс движения бюджетных средств.[13]

2.2 Проблемы бюджетного федерализма в РФ

Основной проблемой бюджетного федерализма РФ является проблема отражения в бюджете доходов и расходов, основанного на принципе единства и полноты. Принципы полноты и единства предполагают соединение в одном фонде всех поступлений с их последующим использованием для покрытия расходов.

На сегодняшний день в РФ законодательно не зафиксирован полный перечень государственных расходов и то, что все они подлежат обязательному и верному отражению в бюджете. Также необходимо отразить первичность определения их объемов и направления расходов по отношению к доходам.

Федеральный бюджет в статье расходов должен отражать также налоговые льготы, начисленные, но неуплаченные суммы налогов, бюджетные ссуды, т.е. бюджет должен отражать все финансовые доходы и расходы.

Механизм межбюджетных отношений в условиях экономического и политического кризисов должен строиться на единстве государственных и региональных интересов.

Специфической особенностью российского бюджетного федерализма является то, что его развитие практически полностью зависит от экономических реформ, в то время как напротив – реформирование должно основываться на эффективной бюджетной политике.

Современному экономическому этапу в РФ свойственен большой объем требований, предъявляемых государству на фоне недостаточности у последнего финансовых возможностей для их выполнения. Недостаток ресурсов обусловлен такими факторами как: влияние экономического кризиса, уменьшение налоговой базы, уменьшение перераспределения ресурсов на государственном уровне. Перед руководством страны остро стоит проблема определения приоритетов между экономическим ростом и обеспечением равенства и справедливости; вмешательство в процесс производства, либо косвенное влияние на законы рынка.[14]


Эффективность межбюджетных отношений между всеми уровнями бюджетной системы позволит решать проблемы, стоящие перед страной, экономическими методами, а отсутствие таких отношений приводит к необходимости применения более жестких мер. Достижение этой эффективности осложняется нерациональностью в перераспределении ресурсов органами власти. Это опять же возвращает нас к вопросу необходимости разработки нормативно-правовой базы для регулирования межбюджетных отношений.

Спад производства и сокращение налоговых поступлений в бюджеты разных уровней все более осложняют взаимодействие между органами власти разных уровней. Экономический и финансовый кризис приводит к деформации бюджетной системы. Бюджетная и налоговая системы должны основываться на реальной экономической ситуации в стране, а не быть оторванными от нее.

Формирование и принятие бюджета на текущий год неизменно сопровождается острыми экономическими спорами, причиной которых является, прежде всего, недостаток денежных средств. Состав, структура и объем государственных расходов не закреплены ни в одном из государственных документах. В Бюджетном кодексе РФ определены только расходы, которые подлежат финансированию исключительно за счет средств федерального бюджета. Однако этим расходы государства не исчерпываются, что и вызывает проблему неполного включения в бюджет расходов и отсутствие полного контроля за ними. Как следствие органы исполнительной власти могут в определенной мере по своему усмотрению распоряжаться данными средствами.

Также в сфере межбюджетных отношений в РФ есть проблема некорректного отражения доходов и расходов федерального бюджета. В частности это отсутствие учета налоговых льгот; начисленных, но неуплаченных налогов; бюджетных ссуд. Создание специализированных фондов в федеральном бюджете также нарушает полноту и единство федерального бюджета.

Еще одной проблемой является не денежное исполнение бюджетов. Не денежные поступления формируются в бюджете под влиянием следующих факторов:

- отсутствие у налогоплательщиков денежных ресурсов;

- возможность покрытия части налоговых обязательств налогоплательщиком в натуральной форме.[15]

С целью повышения эффективности бюджетной системы следует отказаться от практики проведения данных взаиморасчетов, которая искусственно занижает уровень дефицита бюджета в отчетных документах. Несоответствие в бюджете документальных доходов фактическим заставляет органы власти исполнять часть бюджета в номинальном выражении посредством проведения зачетов по завышенным ценам.