Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (Анализ организационной культуры ООО «Север-Инвест»).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы организационной культуры в менеджменте
1.1. Понятие организационной культуры и ее принципы
1.2. Цели и принципы управления человеческими ресурсами
2. Анализ организационной культуры ООО «Север-Инвест»
2.1. Характеристика организации
Основной вид деятельности - сдача внаем собственного недвижимого имущества.
2.2. Анализ структурных элементов организационной культуры организации
2.3. Анализ соответствия организационной культуры
3. Направления совершенствования организационной культуры в организации
Изобразим графически динамику объема выручки от реализации и себестоимости реализации ООО «Север-Инвест» за 2014-2016 гг. (рис. 2).
Рисунок 2. Динамика выручки от реализации и себестоимости
Обобщающая оценка финансового состояния предприятия достигается на основе таких результативных показателей как прибыль и рентабельность. Величина прибыли и уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
2.2. Анализ структурных элементов организационной культуры организации
Всего в исследуемом предприятии работает 15 сотрудников. Структура ООО «Север-Инвест» построена по линейному принципу.
Преимущества линейной структуры:
- четкая система взаимных связей функций и подразделений;
- четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;
- ясно выраженная ответственность;
- быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих;
- четкое обеспечение согласованности действий исполнителей.
Недостатки линейной структуры:
- отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы («текучка») доминируют над стратегическими;
- тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;
- малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;
- критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом - разные; тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности;
- большое число «этажей управления» между работниками, выпускающими услуги, и лицом, принимающим решение;
- перегрузка управленцев верхнего уровня;
- повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев[12].
Недостатки этой структуры вытекают, в основном, из принципа единоличного принятия руководителем управленческих решений, так как для принятия качественных и эффективных решений от него требуется всесторонняя компетенция по всем функциям и аспектам объекта управления.
В целом, организационная структура управления ООО «Север-Инвест» является эффективной и соответствует целям и задачам предприятия.
В ООО «Север-Инвест» трудовой процесс протекает на конкретном рабочем месте в определенном социальном окружении. Причем влияние окружающей среды во многом зависит от характера самого процесса труда - от наличия непосредственных трудовых связей и трудового взаимодействия работников[13].
Кооперация труда, как взаимодействие частичных трудовых процессов, может иметь различную степень жесткости - от индивидуальной работы до потока и конвейера, где бесперебойность производственного процесса определяется степенью взаимосвязи работников во времени и в пространстве.
Должностные инструкции в исследуемом предприятии разрабатываются не под конкретное наемное лицо, а под определенную профессию, которая зарегистрирована в классификаторе существующих профессий. Поэтому должностные инструкции, прежде всего, нормативно считаются правовым документом, которые определяют круг обязанностей и прав, степень ответственности возложенной на соответствующую должность, правила приема и увольнения, замещения.
Применение должностных инструкций в организации трудовой деятельности позволяет работодателю четко и эффективно организовать деятельность предприятия, так как участие каждого работника четко определено.
Должностные инструкции утверждаются работодателем и подписываются наемным работником. С этого момента они определяют отношения между ними. Работнику они дают чувство стабильности и защищенности, а работодателю облегчают работу по управлению персоналом.
Должностные инструкции должны содержать следующую информацию - общие положение, в котором определены квалификационные требования к данной должности, что необходимо знать и уметь, занимая эту должность. Второе – это перечень работ, которые выполняет наемный работник, находясь на этой должности. Затем идут его права, которые он может отстаивать и требовать от работодателя. Последний пункт – это ответственность, которую несет работник при выполнении своих обязанностей. Применение должностных инструкций, как видно, в одинаковой степени важны как для наемного работника, так и для работодателя, помогая в решении проблем, которые могут возникнуть в процессе трудовой деятельности.
Рабочее время – это установленное в ООО «Север-Инвест» календарное время, в течение которого работник должен находится на рабочем месте, и выполнять свои трудовые обязанности по определённой специальности, квалификации или должности с соблюдением правил внутреннего трудового распорядка.
За образцовое выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, улучшение качества услуг, продолжительную и безупречную работу, новаторство в труде и за другие достижения в работе применяются следующие поощрения: - награждение дополнительными выходными; выдача премии.
Нарушение трудовой дисциплины, неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей влечёт применение мер дисциплинарного или общественного воздействия[14].
В исследуемом предприятии производятся следующие мероприятия по охране труда и пожарной безопасности:
- Составление ежегодных планов мероприятий по охране труда.
- Обучение и проверка по технике безопасности (ежегодно).
- Утверждение списка лиц, не связанных с обслуживанием оборудования, т.е. не подлежащих проверке по технике безопасности, утверждение профессий и должностей, с которыми не проводится первичный инструктаж на рабочем месте.
- Составление актов классификации помещений по степени электробезопасности (проводится приказом по предприятию).
Уровень образования сотрудников преимущественно – высший (13 сотрудника имеют высшее образование).
Средний возраст сотрудников от 25 до 35 лет, то есть коллектив ООО «-» является достаточно молодым.
Планирование и прогнозирование потребности в рабочей силе в ООО по категориям персонала отсутствует, в виду небольших размеров предприятия. Руководитель начинает поиск нового сотрудника «по факту» - когда какой-либо сотрудник компании сообщает о намерении уволиться или подает заявление об увольнении (за 2 недели).
За подбор специалистов ответственен руководитель, при этом к процессу подбора специалистов привлекается и его потенциальный руководитель – начальник отдела, в котором будет работать данный сотрудник.
Подбор управленцев происходит под руководством непосредственно директора, руководитель выполняет документационные функции.
Процесс подбора персонала в качестве обязательных элементов включает анализ резюме, конкурс резюме и собеседования. Также иногда в процесс отбора включаются определенные задания, которые нужно выполнить соискателям.
К работникам аппарата управления предъявляются следующие требования: наличие управленческих и организационных навыков и умений, наличие высшего образования и опыта управленческой работы, знание законодательства.
Рассмотрим основные аспекты системы управления персоналом в ООО «Север-Инвест».
Система материального стимулирования, кроме зарплаты и премий (бонусов), включает в себя пенсионные накопления, участие в прибылях (%).
Система морального стимулирования в исследуемом предприятии включает: организацию туристических поездок для лучших работников, вручение ценных подарков.
На предприятии используется премиальная оплата труда. Каждому работнику установлен твердый оклад и по результатам труда ему доплачивается к окладу премия (бонус) в размере определенных процентов, насчитанных отдельно для каждой категории работников.
Так как предприятие является небольшим, данная система вполне удовлетворяет требованиям. Вклад каждого работника заметен и вовремя поощрен.
Организационно-распорядительные методы предприятия устанавливают основные регламенты функционирования системы: определяют соотношение подчинения, определяют порядок функционирования предприятия, и подчиненность, закрепляют определенные функции.
К методам организационного нормирования относятся номенклатурно-классификационные нормативы, такие как:
- положение о схеме документооборота, порядок выписки, получения и оплаты и т.д.;
- положение об организационной структуре, штатное расписание;
- правила внутреннего трудового распорядка, правила предоставления отпуска, выхода на пенсию и т.д.
К методам методического инструктирования можно отнести положение об учетной политике и ведении бухгалтерского учета в ООО «Север-Инвест», которое определяет порядок и перечень используемых счетов бухгалтерского учета, порядок определения объема реализации и т.д. Сюда же можно отнести методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости услуг в торговле, различные инструкции о порядке уплаты налогов, о безналичных расчетах, о порядке ведения кассовых операций в РФ и т.д.
Иногда менеджер проводит различные опросы и анкетирования (тестирования) сотрудников с целью выявления информации о межличностных и групповых отношениях в трудовом коллективе; об уровне способностей и психологических свойствах личности; о групповой психологической совместимости членов коллектива.
Содержанием системы оперативно-производственного планирования является разработка планов на короткие промежутки времени: месяц, декаду, сутки и организация их выполнения.
2.3. Анализ соответствия организационной культуры
стратегии управления человеческими ресурсами
В ООО «Север-Инвест» управленческие решения принимаются на основе информации, получаемой и обрабатываемой в процессе подготовки решений. Анализ тенденций при этом не проводится. Принятое управленческое решение подлежит конкретизации для исполнителей и контролю за выполнением. Иначе говоря, управленческое решение должно содержать ответ на вопрос - как реализовать принятое решение и как проконтролировать его исполнение.
В виду небольшого размера ООО Север-Инвест» отдельного подразделения, ответственного за организацию рекламной и маркетинговой деятельности нет.
Реализацией функций рекламы и маркетинга занимаются практически все сотрудники компании (директор, заместитель директора, и в особенности – торговый персонал – менеджеры по продажам).
В рамках общего стратегического видения своего места на рынке, ООО «Север-Инвест» использует виолентную стратегию, в рамках стратегий рекламы и маркетинга это находит своё выражение в следующей деятельности: расширение сети клиентов; повышении возможностей ООО «Север-Инвест» влиять на ценовой уровень.
Ценовая политика ООО «Север-Инвест» представлена основными группами реализуемой услуг. Ценовая политика компании строится на основе сочетания рыночного и затратного подходов. Затратный подход основывается на определении общего объема издержек и определении необходимой нормы прибыли. Издержки и выделенная норма прибыли составляют цену услуг.
Специфика рыночного подхода заключается в учете цен конкурентов и выстраивании собственной ценовой политики в зависимости от ценовой политики конкурентов. ООО «Север-Инвест» при использовании рыночного (или сравнительного) подхода придерживается следующей стратегии: реализация услуг по среднерыночной стоимости или по стоимости немного ниже среднерыночной (при наличии такой возможности – например, при условии снижения каких-либо издержек).
К политике стимулирования сбыта можно отнести:
- Скидки в случае крупных объемов.
- Скидки в случае 100% предоплаты.
- Скидки для постоянных клиентов.
Основными проблемами при реализации услуг являются:
- невыполнения плана реализации услуг;
- несвоевременность выполнения заказов;
- увеличение издержек (например, транспортных) и вынужденное повышение цен на услуги или реализация по изначальной цене, но при этом выгода компании уменьшается.