Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (Сравнительная оценка практики проведения промышленной политики разных стран).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, проведение антикризисного регулирования характеризуется различными направлениями воздействия на социально-экономические результаты. При этом, невозможно добиться успеха, по рассмотренным направлениям антикризисной программы без серьезной государственной поддержки науки. Динамика расходов на исследование и разработки за счет собственных средств предприятий частного сектора крайне мала и растет медленно. Поэтому приоритетное место в антикризисной программе приобретает инвестирование в научно-исследовательские разработки, что позволит повысить уровень науки и современной индустрии. Наряду с этим эффективная реализация антикризисных мер требует информационной открытости, выступающей неотъемлемым атрибутом инновационной экономики, основанной на демократическом участии общества в государственном управлении.

1.2. Цели, принципы и типы промышленной политики

1. Целями промышленной политики являются стабильное и инновационное развитие промышленности, достижение и поддержание высокой конкурентоспособности национальной экономики, импортозамещение и повышение конкурентоспособности промышленной продукции, производимой на территории Российской Федерации, на мировом рынке, а также обеспечение на этой основе безопасности Российской Федерации в экономической и технологической сферах.

2. Задачами промышленной политики являются:

1) содействие созданию или развитию промышленной инфраструктуры, а также инфраструктуры поддержки промышленной деятельности;

2) создание условий осуществления промышленной деятельности, конкурентных с условиями осуществления промышленной деятельности на территориях иностранных государств.

3. Основными принципами промышленной политики являются:

1) обусловленность применения мер стимулирования промышленной деятельности достижением целевых показателей и индикаторов, установленных документами стратегического планирования, принимаемыми в целях стимулирования промышленной деятельности;

2) координация мер стимулирования промышленной деятельности, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

3) стимулирование субъектов промышленной деятельности к внедрению результатов интеллектуальной деятельности и освоению производства промышленной продукции, не имеющей аналогов, производимых в Российской Федерации;


4) стимулирование субъектов промышленной деятельности к рациональному использованию материальных, финансовых, трудовых и природных ресурсов, повышению производительности труда, внедрению импортозамещающих и ресурсосберегающих технологий;

5) обеспечение информационной открытости при разработке и применении мер стимулирования промышленной деятельности с учетом интересов безопасности Российской Федерации;

6) участие представителей субъектов промышленной деятельности и некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов промышленной деятельности, в формировании и реализации промышленной политики;

7) повышение производительности труда в промышленности путем создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест;

8) обеспечение равного доступа субъектов промышленной деятельности к получению мер государственной поддержки промышленной деятельности в соответствии с условиями ее предоставления, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

9) выбор приоритетов и направлений развития промышленности на основе сбалансированности государственных интересов и интересов субъектов промышленной деятельности;

10) эффективное использование мер государственной поддержки субъектов промышленной деятельности, оценка эффективности использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и контроль за их целевым использованием;

11) согласованность федеральных и региональных интересов при решении вопросов функционирования и развития оборонно-промышленного комплекса при приоритете федеральных интересов.

1.3. Инструменты промышленной политики

Неотъемлемым условием развития промышленной политики является постоянное согласование и создание связей между ее инструментами. Только единство реализации всех инструментов позволит создать конкурентоспособную инновационную экономику и занять достойное место на международном рынке.

Промышленная политика преследует иные цели, чем отраслевая. Если отраслевая политика преследует цель повышения народнохозяйственной эффективности отрасли и реализуется преимущественно через краткосрочные меры, то промышленная политика преследует цель повышения эффективности национальной экономики в целом, устраняя межотраслевые проблемы и обеспечивая прогрессивные изменения в структуре производства общественного продукта, что требует долгосрочного горизонта принятия решений.


В числе основных инструментов промышленной политики государства можно выделить следующие:

1) инструменты бюджетной политики: предоставление различного рода дотаций и кредитов из средств государственного бюджета, осуществление государственной инвестиционной политики в отдельных отраслях экономики с целью развития производственной базы, инфраструктурных объектов, формирования полюсов роста и т.д.

2) инструменты налоговой политики: введение различного режима налогообложения в зависимости от отрасли, предоставление льгот по налогообложению в приоритетных отраслях, ускоренный порядок амортизации. Применение различного режима налогообложения в разных отраслях и регионах может оказывать значительную стимулирующую функцию, изменяя издержки и отраслевую рентабельность производства, что, в свою очередь, оказывает влияние на отраслевую структуру инвестиций в основной капитал, перенаправляя инвестиции в приоритетные отрасли национальной экономики и увеличивая их конкурентоспособность.

3) инструменты денежно-кредитной политики, направленные на регулирование уровня монетизации экономики, объемов сбережений и кредитования в национальной экономике, а также на валютный курс национальной валюты: учетная ставка, операции на открытом рынке, норма

обязательного резервирования.

4) инструменты институциональной политики: совершенствование отношений собственности; стимулирование перехода предприятий на более эффективные формы организации бизнеса; смена отношений собственности приватизация и национализация; лицензирование; законодательное формирование и поддержка новых рыночных институтов, рыночной инфраструктуры.

5) инструменты внешнеэкономической политики: стимулирование экспорта (экспортные кредиты и гарантии, таможенные и налоговые льготы, субсидии), импортные или экспортные ограничения (таможенные тарифы, квоты, антидемпинговые расследования, установление технологических и экологических нормативов и стандартов), изменение торговых пошлин, членство в международных экономических организациях и заключение таможенных союзов.

6) инструменты инвестиционной политики: создание благоприятного инвестиционного климата и содействие привлечению инвестиций в те отрасли, развитие которых является приоритетным для государства;

7) подготовка и переподготовка специалистов для приоритетных отраслей.

Таким образом, осуществление промышленной политики предполагает значительное вмешательство государства в функционирование экономической системы. Отсюда возникает вопрос об оправданности ее проведения, особенно в рамках господствующей в настоящее время либерально-рыночной экономической концепции (неоклассической теории) и оценке ее эффективности.


В рамках неоклассической теории промышленная политика рассматривается как неправомерное вмешательство государства в экономику, искажающее действие рыночных механизмов и препятствующее эффективному (оптимальному) распределению ресурсов. Согласно этой точки зрения, государство не в состоянии определить истинные точки роста, поэтому любые приоритеты государства в отношении секторов и отраслей будут вести к снижению общей экономической эффективности.

2. Сравнительная оценка практики проведения промышленной политики разных стран

2.1 Промышленная политика Японии

Среди различных направлений государственной политики в Японии промышленная политика занимает особое место. Это связано, во-первых, с тем, что ее объектом является наиболее крупная и динамичная сфера японской экономики, а, во-вторых, с тем, что именно здесь политика правительства отличается наибольшей комплексностью, последовательностью и целенаправленностью.

Сущность промышленной политики, на наш взгляд, наиболее удачно сформулирована японскими учеными К.Судзумура и М.Окуно-Фудзивара. Согласно их определению, промышленная политика представляет собой «совокупность государственных мер, предпринимаемых для перераспределения ресурсов между отраслями или для изменения организационно-предпринимательской структуры той или иной отрасли и имеющих целью усиление экономического могущества страны в том случае, когда рыночный конкурентный механизм оказывается неспособным обеспечить достижение этой цели»[1].

Исходя из этого определения, будет рассмотрено развитие промышленной политики в послевоенный период. Однако анализ этой проблемы необходимо предварить следующим принципиально важным замечанием. Речь идет о том, что имеют в виду под «неспособностью» рынка японские бюрократы и, в частности, чиновники министерства внешней торговли и промышленности (МВТП), вырабатывающие и осуществляющие промышленную политику.

Как видно из приведенного выше определения, промышленная политика вступает в силу тогда, когда рынок терпит провал. Однако, как показывает японская история, японским бюрократам присуще более широкое, чем на Западе толкование понятия «провал рынка». Если в западных странах это понятие характеризует в основном уже «состоявшиеся» негативные последствия экономического развития, то в Японии, помимо этого, имеются в виду также и возможные будущие «провалы», т.е. результаты, которые с точки зрения правительства не отвечают национальным интересам страны. Американский японовед Д.Окимото называет такой подход «превентивным» (в отличие от характерного для других стран преимущественно «реактивного» подхода), объясняя его возникновение в Японии целым рядом особенностей экономического и историко-культурного развития страны[2].


На этом, «расширительном» подходе японских бюрократов к трактовке понятия «провал рынка» по существу и основаны философия и практика японской промышленной политики, аналогов которой в западном мире не существует[3].

В своем послевоенном развитии японская промышленная политика прошла несколько этапов. Первый из них пришелся на 1946-1948 гг., когда была претворена в жизнь концепция «кэйся сэйсан хосики» («система приоритетных производств»). Основная ее идея состояла в том, чтобы путем придания некоего «толчка» развитию группы определенных отраслей постепенно вывести экономику из состояния хаоса и разрухи, в котором она пребывала в первые послевоенные годы. Сами же приоритетные производства выделялись, исходя из довольно простых логических соображений.

В то время основным энергоносителем являлся уголь, поэтому для восстановления экономики было признано критически важным наладить и расширить производство угля. Однако решение этой задачи в свою очередь упиралось в острую нехватку металла, необходимого для замены крайне изношенного оборудования и обветшавшей инфраструктуры шахт. В результате угледобыча и черная металлургия были выделены в группу наиболее приоритетных отраслей, пользовавшихся всемерной поддержкой правительства. В конце 1946 г. с санкции американской администрации в черную металлургию были направлены 80 тыс. т мазута для придания «толчка» развитию отрасли; в то же время почти весь произведенный металл пошел на переоборудование шахт, а добытый уголь вновь поступил в черную металлургию. Предполагалось, что итогом последующей «рециркуляции» ресурсов по этой схеме станет быстрое расширение производства угля и металла, что позволит затем все большую их часть направлять на восстановление других отраслей[4].

Наряду с угледобычей и черной металлургией в разряд наиболее приоритетных отраслей были выведены также производство удобрений и электроэнергетика, а в следующую по уровню приоритетности группу были включены добыча железной руды, нефтепереработка, производство асбеста, текстиля и красителей, а также морской транспорт[5].

С точки зрения методов осуществления «система приоритетных производств» мало чем отличалась от практики регулирования, сложившейся в военные годы. В обмен на первоочередное обеспечение сырьем, материалами, оборудованием, рабочей силой и финансовыми ресурсами предприятия приоритетных отраслей становились объектом жесткого административного контроля за производством и распределением продукции, использованием сырья и материалов, оборудования и рабочей силы и т.д.