Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Анализ работы международного валютного фонда и его отношения с РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 2. Цели МВФ

Содействие в развитии международного сотрудничества в рамках валютно-финансовой сферы посредством постоянного учреждения, обеспечивающего функционирование механизма консультирования и совместной работы над проблемами в международной валютно-финансовой сфере[5, c. 324].

Помощь в расширении и сбалансированном росте международной торговли, что впоследствии будет служить основой для создания благоприятных условий для роста занятости и уровня реальных доходов и развитии экономических условий государств-членов [6, c. 93].

Обеспечение стабильности валют, подержание упорядоченного валютного режима среди стран-членов и недопущение девальвации валют с целью получения конкурентных преимуществ.

Оказание помощи в формировании многосторонней системы расчетов и устранение валютных ограничений, препятствующих развитию мировой торговли.

Временное предоставление ресурсов в распоряжение государств-членов при соответствующих гарантиях для создания возможности исправить диспропорции в их платежных балансах [15, c. 245].

Сокращение продолжительности нарушений равновесия международных платежных балансов стран-членов, в том числе снижение масштабов этих нарушений международного сообщества. МВФ, в свою очередь обязан вести мониторинг функционирования международной валютной системы и отслеживать наличие экономических и финансовых изменений в своих 188 странах-участницах, а также анализировать последствия их политики в этом отношении. Специалисты МВФ определяют, способствует ли внутренняя экономическая политика стабильности самих стран на основе изучения риска, который она может представлять для внутренней стабильности и стабильности платежного баланса. По результатам анализа Фонд предлагает рекомендации относительно необходимых изменений в политике государств, в том числе альтернативы в тех случаях, когда проводимая странами политика с одной стороны способствует внутренней стабильности, однако с другой может стать причиной негативных последствий для стабильности в глобальном масштабе [13, c. 115]. Стоит отметить, что МВФ ведет мониторинг экономики стран-членов путем осуществления регулярных (обычно ежегодных) консультаций с каждым его членом. Также деятельность Фонда сопряжена с пристальным наблюдением за глобальными и региональными тенденциями. В рамках периодических докладов МВФ «Перспективы развития мировой экономики», его региональных обзоров, «Бюджетном вестнике» и «Доклада по вопросам глобальной финансовой стабильности» анализирует глобальные и региональные макроэкономические и финансовые события [16, c. 38]. Широкое членство стран Фонда дает возможность располагать уникальными возможностями для осуществления многосторонних дискуссий по вопросам, представляющим общий интерес для групп государств-членов, и развивать общее понимание мер политики, в которых так нуждаются для поддержания экономической стабильности. Однако в настоящее время в связи с глобальным кризисом Фонд нуждается в пересмотре своих полномочий в области надзора. Что и определило принятие ряда реформ в области совершенствования надзора за финансовым сектором в странах-участницах и на трансграничном уровне [3, c. 66]. Кроме того, МВФ регулярно анализирует результаты своей надзорной деятельности в рамках – Трехлетнем анализе надзорной деятельности (ТАН). Так в контексте более широких усилий, предпринимаемых для дальнейшего совершенствования надзора, Исполнительным советом было принято в июле 2012 года новое решение о надзоре на двусторонней и многосторонней основе (Решение об интегрированном надзоре), для того, чтобы усилить правовую основу надзора, а также было проведено обсуждение первого «Пилотного доклада по внешнеэкономическому сектору» [8, c. 71]. И уже в сентябре 2012 года Исполнительным советом Фонда была утверждена новая Стратегия финансового надзора, которая предлагает конкретные и расставленные в порядке приоритетности шаги для дальнейшего усиления финансового надзора. Эти меры служат предпосылками относительно преодоления вторичных эффектов политики стран-членов для глобальной стабильности, возможности осуществлять мониторинг внешнеэкономического сектора. ТАН 2014 года, завершенный в сентябре 2014 года, продолжает развитие этих идиом, позволяя выделить, пять приоритетных направлений в рамках операционной деятельности относительно укрепления надзора: [10, c. 63].


  1. осуществление интеграции и углубления анализа риска и вторичных эффектов;
  2. введение в стандартную практику макрофинансового надзора;
  3. акцент на развитии структурной политики, в том числе на вопросах рынка труда;
  4. повышение предоставленных согласованных экспертных рекомендаций относительно вопросов политики;
  5. подход к надзору, ориентированный на клиента и основанный на четком и открытом взаимодействии [7, c. 102].

Из чего можно заключить, что международный валютный фонд помогает странам в укреплении их потенциала для разработки и проведения обоснованной экономической политики, оказывая тем самым им содействие в восстановлении доверия, стабильности и экономического роста [14, c. 88].

2. Анализ работы международного валютного фонда и его отношения с РФ

2.1. Анализ финансовой деятельности

Анализ финансовой деятельности Международного валютного фонда. Эффективность осуществления кредитной деятельности МВФ зависит от наличия и достаточного объема временно свободных денежных средств, находящихся в его распоряжении. По итогам каждого месяца он публикует отчет о финансовой деятельности, который содержит данные относительно использования финансовых ресурсов Фонда. Исходя из отчета по состоянию на 15.12.2016 г., представляется целесообразным проанализировать его основные показатели (таблица 1) [8, c. 144].

Таблица 1 – Финансовая статистика МВФ на конец периода

Наименование статьи

2014 г

2015 г.

2016 г.

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

Используемые ресурсы

GRA

902,7

1094,3

1054,6

937,3

918,5

894,9

PRG Trust

52,4

52,4

52,4

52,3

52,4

54,6

Финансовая помощь

GRA

148,8

121

83,9

81,7

83,6

84,6

PRG Trust

7,2

8,3

6,7

6,9

6,6

6,9

HIPC (млн. СДР)

Количество стран: 36

5,007

5,016

5,016

5,016

5,016

5,016

MDRI (млн. СДР) Количество стран: 30

3,537

3,537

3,537

3,537

3,537

3,537

CCR (млн. СДР) Количество стран (2014): 1

Количество стран (2015): 4

Количество стран (2016): 4

178,1

246,1

246,1

246,1

246,1

246,1

Задолженность

GRA

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

PRG Trust

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

Trust Fund

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1


На основе информации, содержащейся в таблице, можно сделать следующие выводы: во-первых, ресурсы, находящиеся в распоряжении Фонда состоят из двух частей: GRA и PRG Trust (статья «Используемые ресурсы»). Сущность первого из них (GRA) характеризует счета общих ресурсов. В данном случае это: фонды МВФ в валютах стран участников для наличия и поддержания хорошего платежного баланса и резервов при проведении финансовых операций МВФ, фонды в СДР-валюте и неиспользованные суммы (двусторонние займы и соглашения). Что касается второго показателя (PRG), то он заключается в отражении Фонда доверия для проведения кредитования на льготной основе операций через кредиты, резервы и субсидии [17, c. 5]. В его состав входят кредитные ресурсы, совокупные обязательства и незадействованные кредитные ресурсы. В финансовую помощь МВФ входят 5 компонентов, каждый из которых включает разное количество составляющих - GRA: Фонды денежных средств в валютах стран-участниц, золото и другие активы; оттоки ресурсов; поступления ресурсов; непогашенные кредиты; предоставляемые займы Фонда; - PRG Trust: Фонд оказывает поддержку малоимущим странам-участницам МВФ: выплаты Фонда; погашение задолженности в течение конкретного периода; неоплаченные кредиты ; - HIPC: содействие бедным странам со стороны развитых стран: количество стран; обязательства; выплаты (временная помощь и окончание помощи); - MDRI: многосторонняя инициатива по облегчению бремени задолженности: число стран; общее облегчение долгового бремени (без учёта и с учётом облегчения); - CCR: Фонд по катастрофам локализации и рельефа для облегчения бремени странам-участницам, испытывающим проблемы из-за катастрофического стихийного бедствия и других чрезвычайных ситуаций: число стран; общее облегчение долгового бремени (без учёта предыдущего облегчения HIPC). [16, c. 77]. Задолженность МВФ представлена в таблице тремя составляющими, но при этом их список не является исчерпывающим: GRA – объем просроченных финансовых обязательств; PRG Trust – общая просроченная задолженность соответствующего Фонда; Trust Fund – предназначено для характеристики общих просроченных финансовых обязательств перед целевым фондом и Фондом структурной перестройки (SAF), применение которого состоит в сокращении бедности. Что касается процентных ставок, то первая из них отражает обменный курс СДР в долларах США. Вторая призвана характеризовать ставку, которая рассчитывается исходя из средневзвешенной за 3 месяца процентных ставок рынка на активы по доллару США, евро, японской йене и фунту стерлингов. Под третьей понимается ставка сборов, в состав которой входит ставка на кредиты GRA (по процентной ставке СДР) включая определенный процент в целях покрытия на финансирование резервов МВФ, административные расходы и иное. И четвертая характеризует ставку вознаграждения, которая касается стран-участниц Фонда, предоставляемых разнообразные ресурсы МВФ [7, c. 46]. Основными причинами динамики некоторых показателей в таблице (например, по статье «Используемые ресурсы» в 2015 году по сравнению с 2014 годов прирост составил 21,2 %) послужили, прежде всего, решения об увеличении ресурсов Фонда для оказания помощи экономикам стран, подвергшимся мировому финансовому кризису. Однако динамика данного показателя относительно 2016 года обратная, что отражает сокращение ресурсов МВФ в финансовой помощи экономики стран. На конец года объем используемых ресурсов сократился почти на 20 % по сравнению с данными за 2015 год. Говоря о финансовой помощи и ее снижении на 31%, можно предположить, что МВФ проводит недостаточную программу помощи странам [12]. Поскольку, как известно денежные средства необходимые на восстановление экономики, страна-получатель должна выполнить серьезные требования, предъявленные со стороны Фонда, которые связаны с приватизацией, сменой валютной системы и т.д [1, c. 38]. Таким образом, МВФ, используя свои ресурсы, предлагает странам-участницам неприемлемые для их условий экономики программы развития. Однако оказание финансовой поддержки, которая связана с катастрофическими и стихийными процессами, выросла на 38 %, что послужило предпосылкой для ухудшения экологической ситуации в мире. Например, в связи с глобальным потеплением, вымиранием животного мира, вредных выбросов в атмосферу и др., а также связанные со стихийными явлениями (землетрясений, наводнения, пожары), критическими ситуациями в отдельных странах (сокращение численности населения, использование современной военной техники, потоки беженцев и т.д.) [9, c. 44].


Проведенный анализ отчетности по финансовой деятельности позволяет выявить особенности, динамику и структуру ресурсов Фонда, что представляет интерес для стран частниц данной организации как для существующих и потенциальных пользователей отчетной информации и развития мировой экономики в целом. Таким образом, Международный валютный фонд представляет собой специализированное экономическое учреждение, в рамках деятельности которого осуществляется поддержка, содействие и обеспечение международного валютно-финансового сотрудничества, ориентированного на повышение объемов международной торговли, высокой занятости, экономического роста и сокращение неравенств. Занимая тем самым ключевое место в условиях глобализации в развитии интернациональной финансовой системы [3, c. 346].

Для предотвращения кризисов и поддержания стабильности в международной финансовой системе МВФ выполняет миссию наблюдателя за финансовыми и экономическими преобразованиями и изменениями в мире. Таким образом, фонд содействует международной валютной системе гармонично выполнять основную функцию, которая заключается в облегчении обмена товарами, услугами и капиталом между странами [16, c. 279]. Государства – участники фонда имеют определенную долю голосов, которая пропорциональна вносимой квоте. Самым большим количеством голосов в МВФ обладают: США - 17,78%; Германия - 5,53%; Япония - 5,53%; Великобритания - 4,98%; Франция - 4,98%; Саудовская Аравия - 3,45%; Италия - 3,09%; Россия - 2,90%. Доля 15 стран - участниц ЕС - 28,8%, 29 промышленно развитых государств (страны - члены Организации экономического сотрудничества и развития, ОЭСР) имеют в совокупности 63,4% голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84% количества членов Фонда, приходится лишь 36,6% голосов. Российская Федерация обрела статус государства-члена Международного валютного фонда в апреле 1992 года, оплатив, в конвертируемой валюте двадцать пять процентов суммы своей подписки на капитал фонда [4 c.198]. Геополитическая и политическая напряженность в некоторых государствах усиливает ухудшение экономической ситуации из-за ужесточения финансовых условий и падения цен на отдельные виды биржевых товаров [5 c.102]. Аналитики постоянного представительства МВФ в России процитировали свои тезисы, в которых сказано о том, что система краткосрочных и долгосрочных санкций, введенная странами Евросоюза против Российской Федерации, на самом деле стимулирует российскую экономику, подталкивая на поиск альтернативных путей развития экономики. По оценкам международных экспертов фонда прогноз темпов роста мировой экономики на 2017 год снизиться на 0,1 пункта и будет составлять 3,4 процента. Российская экономика, по мнению аналитиков МВФ, в двухлетней перспективе будет расти в 2,5 раза медленнее китайской и в 2 раза медленнее японской. Сопоставимые с РФ цифры будут демонстрировать Бразилия (3,0% и 4,0%) и Мексика (3,5% и 3,5%). Одновременно с ухудшением российского прогноза МВФ понизил и свои ожидания относительно роста мировой экономики. На фоне долгового кризиса в еврозоне организация ожидает, что в 2016-м глобальная экономика прибавит 3,3% (предыдущий прогноз – 4%), в 2017-м – 3,9% (4,5%). Фонд отмечает, что пересмотр прогноза по мировой экономике связан с ожиданием рецессии в еврозоне в 2016 году из-за резкого роста доходности суверенного долга, влияния на реальную экономику процесса, снижения доли заемных средств банков и мер дополнительной бюджетной консолидации [13, c. 39]. МФВ сообщает, что восстановление мировой экономики находится под угрозой из-за усиления напряженности в зоне евро. Финансовые условия ухудшились, перспективы роста стали более мрачными, и риски ухудшения ситуации обострились. Эксперты МВФ выражают надежду на то, что большинству развитых стран все же удастся избежать повторной рецессии уровня 2008-2009 гг. Для этого европейским лидерам предстоит значительно активизировать усилия по борьбе с новым кризисом, предупреждает фонд. [18, c. 3] Темпы экономического роста в любом случае не внушают оптимизма, констатирует организация. ВВП самого проблемного региона – еврозоны – в 2016 году снизится на 0,5%, а в 2017-м увеличится всего на 0,8%, прогнозируют эксперты. Предыдущие ожидания МВФ для валютного союза – рост на 1,1% и 1,5% в 2016-2017 гг. соответственно. Рост доходности суверенных бондов, замещение банкам заемного капитала собственным, последствия мер жесткой бюджетной экономии – все эти тенденции повлияют на темпы роста европейской экономики. ВВП США, по оценкам экспертов МВФ, снизиться на 0,2% и в 2016 году составлял 2,2%. Американский прогноз по 2016 году не слишком снижен благодаря обнадеживающей динамике внутреннего спроса. [7, c. 4].


Экономика стран с формирующимся рынком и развивающихся стран будет снижаться и составит в 2016 году- 2,01% и 1,9% в 2017 году. По планам российского правительства, согласно утвержденному бюджету, с 2016 по 2018 год планируется увеличить ВВП до 87,5 триллиона рублей. Следовательно, ежегодный рост ВВП должен составить не менее 4%. Прогноз МВФ для российской экономики чрезвычайно пессимистичен по сравнению с ожиданиями других международных организаций и институтов. Организация Объединенных Наций (ООН) прогнозировала, что по базовому сценарию ВВП России в 2016 году увеличится на 1,2%, что на 0,3 процентных пункта ниже июньской оценки [14, c. 78]. Также, ООН не исключает и негативного сценария - в этом случае российский ВВП упадет на 2,6%. Всемирный банк прогнозирует небольшой рост экономики в следующем году на 0,5%, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - на 2,1%. Согласно официальному прогнозу российского правительства, ВВП государства в следующем году вырастет на 2,7%. В МВФ считают, что для создания необходимых резервов следует ужесточить бюджетную политику за счет сокращения субсидий, трансфертов и налоговых льгот, тогда как в бюджете на 2017 год предусмотрено увеличение расходов и смягчение бюджетной политики. В среднесрочной перспективе в качестве ориентира бюджетной политики МВФ рекомендует установить ограничение нефтегазового дефицита бюджета на уровне 3,7% ВВП. Прогноз аналитиков МВФ для России на 2017 год сохранен, экономика Российской Федерации выйдет из рецессии и рост составит 1%. Эксперты считают, что ожидания МВФ реалистичны. Международный валютный фонд советует России, разработать план действий на случай ухудшения ситуации в еврозоне и распространения кризиса на другие страны [13, c. 117].

2.2. Взаимоотношения МВФ и России

Долгое время ключевым вопросом в отношениях России и МВФ является проблема перераспределения квот и голосов внутри фонда. В основу необходимости пересмотра квот стран в МВФ легли сразу два тренда. Первый из них связан с изменением баланса сил в мировой экономике и усилением роли развивающихся стран в мире. С 1990 г. доля развивающихся стран и стран с формирующимися рынками в мировом ВВП существенно возросла: с 36,1% в 1990 г. до 58,1% в 2016 г. [12].

Еще в период, предшествующий мировому финансовому кризису 2008–2009 гг., многие страны выражали недовольство сложившейся системой глобального финансового регулирования. По их мнению, неэффективность МВФ была связана, в том числе с ключевой ролью стран «Большой семерки» в принятии решений, в то время как формирующиеся экономики практически не оказывали влияния на политику фонда. Такая ситуация не отражала происходящих изменений в мировой экономике. Несбалансированность системы глобального финансового регулирования можно проиллюстрировать на примере, приведенном Р. Брайантом в статье «Реформа квот и голосов МВФ: потерянные возможности».