Файл: Цель и задачи налогового учета (Налоговый учет поступления денежных средств в бюджет).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Государственный бюджет страны, являясь одним из важнейших звеньев финансовой системы, является основным финансовым планом формирования и использования национального фонда денежных ресурсов. Он занимает ведущее место среди финансовых рычагов в системе управления страной. Значимость бюджета, прежде всего, заключается в концентрации государственной части доходов компании.

Бюджет является формой образования и расходования средств для обеспечения функций органов государственной власти. Концентрация финансовых ресурсов в бюджете необходима для успешной реализации финансовой политики государства.

Бюджет, концентрируя финансовые ресурсы на необходимых участках и территориях, позволяет осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивает реализацию необходимой социальной политики.

Доходы бюджетов определяются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.

К налоговым доходам можно отнести внезапные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Налоги возникают одним из основных источников государственных доходов. В общем, объеме доходов различных стран они составляют до 90%.

Совокупность налогов, сборов, пошлин и иных неизменных платежей, взимаемых в установленном порядке, организует налоговую систему.

При переходе нашего государства к рыночной системе хозяйствования возникла объективная надобность проведения коренной перестройки налоговой системы и бюджетной политики.

Налоговая система появилась и раскручивалась совместно с государством. Развитие и изменение форм государственного устройства постоянно сопровождалось преобразованием налоговой системы.

Налоговый учет - бухгалтерский учет налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей, возникает составной частью народно- хозяйственного учета.

Построение задач стоящих перед налоговой службой вряд ли осуществимо без системного внедрения компьютерных технологий в повседневную работу. В рамках автоматизированной информационной системы налоговой службы основываются автоматизированные рабочие места работников по учету, какие-нибудь снабжают оперативный учет налоговых поступлений, приобретают к рассмотрению заявления от налогоплательщиков, проводят операции по переносу данных на другой налог (платеж) или в иной лицевой счет, проводят работу с банком по отзыву инкассовых распоряжений, отвечают за правильность ведения учета и составления отчетности, производят проверки лицевых счетов по налогам и налогоплательщикам и их закрытия по определенным причинам, производят проверку расчетов и платежей с бюджетом с налогоплательщиками. Работники по учету согласно заявлению налогоплательщика дают справки в разные инстанции о состоянии задолженности в бюджеты всех уровней.


В заключение по курсовой работе привожу вывод по теме «Налоговый учет, его цели и задачи» и мои предложения по совершенствованию налоговой системы и путей повышения налоговых поступлений.

1 Теоретические и методологические основы налоговой системы Российской Федерации

1.1 Возникновение и развитие налогообложения

Налоги представляют собой неизбежные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, определенной в законодательном порядке. Налоги являются нужным звеном экономических взаимоотношений в мире со времени возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства постоянно сопровождаются преобразованием налоговой системы. В нынешнем цивилизованном обществе налоги - главная форма доходов государства. Помимо данной сугубо финансовой функции налоговый механизм употребляется для экономического действия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно- технического прогресса. [7, с.100]

Налоги подразделяются на прямые и косвенные, причем это подразделение, разумеется, с глубокой древности. Критерием этакого деления показывается теоретическая вероятность переложения налогов на потребителей. Предоставленный критерий предполагает, что решительным плательщиком прямых налогов делается тот, кто зарабатывает доход, обладает имуществом, в то время как решительным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог сваливается путем надбавки к цене. Должно обладать в виду, что это собственно теоретическое предположение, ибо на практике может происходить прочее. Прямые налоги при определенных обстоятельствах также могут оказаться переложенными на потребителя через механизм роста цен. Косвенные налоги не всегда могут быть в полном объеме перевалены на потребителя, поскольку рынок необязательно в давнишнем объеме примет товар по умноженным ценам. [7, с.101]

Петром I был принят ряд мер, чтобы снабдить, как мы сказали бы в наше время, справедливость налогообложения, равномерную раскладку налоговых тяжестей. Тяжесть кое-каких давних налогов была обессилена, причем в основную очередь для малоимущих людей. Для устранения злоупотреблений при переписи дворов заведена была подушная подать.


В России прямые налоги в бюджете играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными. Так, подушной подати собиралось 5667 тыс. руб., или около 30% всех доходов, 24721 тыс. руб., или 33% доходов. Весьма ничтожные суммы давали подворная подать и промысловый налог. Косвенные налоги давали 42% и 43%. Почти половину этой суммы приносили питейные налоги. [13, с. 79]

Раскручивались и бюджеты городов, где все знатную роль начинали играть так называемые оброчные статьи. Налоги взимались с содержателей плотомоен и прорубей, с перевозов, с рыбных ловель, с подвижных лодок, за запись в городовую обывательскую книгу и иное. Тогда же возникают и первые заемные средства в бюджетах городов, и проценты с вкладов в банки. (см. приложение А)

Начало девяностых годов явилось периодом возрождения и формирования налоговой системы Российской Федерации.

В новой налоговой системе одно из важнейших мест заняли косвенные налоги на потребление: налог на добавленную стоимость и акцизы, входящие в цену товара (работ, услуг).

Проблема соотношения прямых и косвенных налогов в современных экономических условиях нуждается в серьезном исследовании и научном обосновании. [13, с.50]

1.2 Сущность, функции налогов и принципы налогообложения

Государство, проявляя интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, развивает и реализовывает отвечающую политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и иные.

Регулирующая функция государства в сфере экономики выражается в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизма, которые выдаются в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного регулирования экономики.

Изъятие государством в собственную пользу обусловленной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы реализовывают важнейшие участники производства валового внутреннего продукта:

  • работники, своим трудом, основывающие материальные и нематериальные блага, приобретающие определенный доход;
  • хозяйствующие субъекты владельцы капитала.

За счет налоговых взносов складываются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов проявляется, подобным образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства – с другой стороны, по поводу вырабатывания государственных финансов. [4, с.125]


В конце 1991 г. был принят Закон РФ "Об основах налоговой системы Российской Федерации". В течение 1992 - 1993 гг. основательные изменения вписывались в механизм налогообложения и структуру налогов. Всё-таки неоднократно при этом осуществлялся принцип справедливости: вносимые изменения утверждались законодательными актами "задним числом".

Принципы налогообложения зависят от экономической ситуации в стране, плана государственных мероприятий, размеров государственного долга, отношения государственного аппарата и общества к отдельным группам населения. Попытки развить наилучшую систему налогообложения 7разрешили сформулировать следующие принципы:

  • простота алгоритма расчета отдельных налогов;
  • отсутствие дублирования;
  • простота и экономичность системы сбора налогов;
  • стабильность;
  • законодательное регламентирование;
  • пропорциональность налоговых сборов;
  • равенство по доходам и правам граждан, облагаемых равным налогом;
  • приемлемый размер общего налогового давления. [14, с.111]

В негативном результате повышенного налогообложения может быть спад интереса к работе, значит, снижение производительности труда, сдерживание роста объема и совершенствования сортамента продукции, сокращение дохода от производства. При значительных налогах пропадает материальное стимулирование, в результате останавливается экономический и социальный прогресс.

Источником налоговых платежей (взносов) независимо от объекта налогообложения постоянно обнаруживался валовой национальный доход (ВНД), который количественно не совпадает с ВВП. ВНД создает первичные денежные доходы существенных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе (и соорганизатора наряду с иными государствами регионального хозяйства): оплата труда работников, прибыль хозяйствующих субъектов и централизованный доход государства (налоги в бюджет, а социальные отчисления - во внебюджетные фонды). Образованием первичных денежных доходов не усиливается процесс стоимостного разделения валового продукта. Он длится в перераспределении денежных доходов важнейших участников общественного производства в пользу государства: от работников - в форме подоходного налога и отчислений в пенсионный фонд, а от хозяйствующих субъектов - в форме налога на прибыль и прочих налоговых платежей и сборов. [12, с.92]

Законодательством определено, что объектами налогообложения обнаруживаются: прибыль (доход), стоимость поставленных товаров, добавленная стоимость продукции, имущество юридических и физических лиц, передача имущества (дарение, продажа и наследование), операции с ценными бумагами.


Один и тот же объект облагается налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, вспыхивающих предпринимательской деятельностью, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

По методу определения налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги - это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли и процентов) или с имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг).

Косвенные налоги - это налоги на товары или услуги, которые сосредоточиваются в виде надбавки к цене или тарифу.[14, с.85]

В Российской Федерации воздействует следующая система основных прямых налогов:

  1. Прямые налоги, удерживаемые с юридических лиц,- налог на прибыль предприятия (корпорационный налог), налог на имущество предприятия; земельный налог с предприятия.
  2. Прямые налоги, взыскиваемые с физических лиц (населения), - подоходный налог с населения; поимущественный налог с населения; налог с имущества, переключающегося в порядке наследования и дарения; налог на владельцев транспортных средств.

К основным косвенным налогам, которыми облагаются как предприятия, так и население, относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акциз, таможенная пошлина (налог на экспорт и импорт). [17, с.3]

По мере увеличения материального благосостояния населения, расширения круга товаров массового потребления косвенные налоги эволюционировали: от однократного налогообложения потребительских товаров на стадии конечного изпользования к многократному обложению хозяйственного оборота, начиная со стадии производства, т. е. от акциза к налогу с оборота и затем к налогу на добавленную стоимость и акцизам.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую, каждая из которых проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной финансовой категории.

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, отражающая их сущность как особого централизованного звена распределительных отношений.