Файл: Цель и задачи налогового учета (Налоговый учет поступления денежных средств в бюджет).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция.

Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейший экономический субъект.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондов и необходимых для осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.)

Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в ограниченном единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это, прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а социальную сферу (просвещение, здравоохранение и т. д.). Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании появились стимулирующие и сдерживающие (де стимулирующие) подфункции, а также подфункция воспроизводственного назначения.

Экономическая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывает серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительными органами, а также методы и принципы построения налогов представляют собой налоговую систему.[5, с.30]


1.3 Цели налоговой системы

Специалисты Госналогслужбы России разработали целостную систему мер по совершенствованию налоговой политики.

Она направлена:

— на снижение налоговой нагрузки на отечественных товаропроизводителей и ее перераспределение с реального сектора экономики в сферу потребления;

— на упрощение налоговой системы;

— на повышение собираемости налогов и сборов и усиление контроля за поступлением в бюджет. [9, с.178]

В настоящее время сложилось несколько подходов к определению понятия налоговой системы. Так, согласно первому, налоговая система - это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление.

В соответствие с другим подходом, налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном законодательством порядке.

Также налоговая система рассматривается как совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушения налогового законодательства.

Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы законодательства о налогах и сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

На наш взгляд, наиболее полным и точным является первое определение налоговой системы, которое и будет взято за основу в данной работе. [8, с.249]

Цель налоговой системы:

- создание условий для эффективных воспроизводственных процессов в народном хозяйстве РФ, создание предпосылок для решения социальных проблем как в стране в целом, так и в отдельных регионах,

- создание условий для осуществления внешнеэкономической деятельности и т.д.

Но при этом налоговая система любого государства призвана достичь следующих целей:

- служить интересам государственной казны;

- стимулировать, но не ограничивать предпринимательскую активность хозяйствующих субъектов, т.е. заинтересовывать налогоплательщиков в расширении производства;


- в определенной мере смягчать расслоение общества на классы. [11, с.52]

2. Налоговый учет поступления денежных средств в бюджет

Учет, его сущность и значение

Учет присущ всем социально- экономическим формациям.

Бухгалтерский учет представляет собой систему непрерывного отражения средств (по их видам и источникам) и процессов хозяйственной деятельности предприятий. В нем упираются все операции по движению (обороту) материальных и денежных средств, их употреблению в процессе производства, разделению и потреблению общественного продукта. В бухгалтерском учете отображаются все самые важные стороны деятельности предприятий, количество материальных и денежных средств, пристраиваются объем и себестоимость заготовления материалов, производства продукции, реализации, обнаруживаются результаты хозяйственной деятельности.[12, с.32]

Налоговый учет зарождается простой частью народно- хозяйственного бюджета.

Налоговый учет - бухгалтерский учет налогов, сборов, пошлин и прочих нужных платежей, зачисляющихся в бюджет и внебюджетные фонды.

Совокупность всех видов бюджетов организует бюджетную систему государства. Бюджетная система вызвана играть значительную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. Бюджетные отношения препровождают собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями.

Данные налогового учета должны отражать:

- порядок вырабатывания суммы доходов и расходов;

- порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) времени;

- сумма остатка расходов (убытков), подлежащую откладыванию на расходы в следующих налоговых периодах;

- порядок вырабатывания сумм основываемых резервов;

- сумм задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в непременном порядке должны охватывать следующие реквизиты:


- наименование регистра;

- период (дату) составления;

- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

- наименование хозяйственных операций;

- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) появляется налоговой тайной. Лица, приобрётшие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, определенную действующим законодательством.

Налоговый учет можно поделить на виды в зависимости от объектов налогового учета:

- налоговый учет организаций;

- налоговый учет физических лиц.

Налоговый учет можно также поделить на виды в зависимости от основ постановки на учет. В соответствии с Налоговым кодексом, налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации (для физических лиц – по месту жительства), по месту нахождения обособленных подразделений, по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Цель налогового учета:

  1. Вырабатывание полной и достоверной информации о порядке учета всех хозяйственных операций, осуществляющих организацией в течение отчетного периода.
  2. Обеспечение информацией внешних и внутренних организацией в течение отчетного периода.
  3. Вырабатывание информации для управленческого учета для оптимизации системы налогообложения. [2, с. 411]

Органы, осуществляющие контроль и учет налоговых сборов

Органами, осуществляющими налоговый контроль являются органы налоговой службы (ФНС), осуществляющие непосредственно оперативный контроль за поступлением налогов и других обязательных платежей в доход государства.

Предполагаются забалансовые счет налогового учета, представленные в таблице 1, по дебету которых отражаются расходы и убытки, а по кредиту – доходы и прибыль.

Таблица 1 – Счета налогового учёта

№ счета

Наименование счета

012

Доходы от реализации без НДС

013

Расходы, связанные с производством и реализацией

014

Прибыль (убыток) от реализации

015

Внереализационные доходы

016

Прибыль (убыток) от внереализационных операций

017

Налоговая база

018

Перенос убытков на будущее

018

Расходы будущих периодов

036

Внереализационные расходы


В схеме проводок бухгалтерского учета типовых хозяйственных операций дописываются проводки, предназначенные для отражения данных на счетах налогового учета, и настраивают новые алгоритмы для случаев, когда принципы отражения той или иной операции в обоих видах учета неодинаковы. На основании накопленной, на счетах налогового учета информации составляются аналитические регистры. Каждый регистр представляет собой отчет, где собрана информация, отраженная на определённом налоговом счете. Состав регистров ориентирован на соответствующие формы представления данных в декларации по налогу на прибыль организации и ее приложениях.

Записи на налоговых счетах производится по правилам, предусмотренным для забалансовых счетов бухгалтерского Плана счетов. Обороты и остатки по этим счетам не отражаются в регистрах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В этом случае бухгалтер может при проведении какой-либо операции в бухгалтерском учете одновременно делать запись по соответствующему субсчету налогового счета.

Фрагмент типовых хозяйственных операций представлен в таблице 2.

Таблица 2 – Порядок отражения на счетах налогового учета

№ операции

Содержание операции

Корреспондирующие счета

Дебет

Кредит

1

Отражена выручка от реализации продукции

62

012

2

Отражены расходы, связанные с производством

013

10, 02, 69, 70 и т.д.

3

Отражен финансовый результат от реализации продукции: - прибыль-убыток

01699

99016

4

Отражены внереализационные доходы

58, 50, 52, 71 и т.д.

015

5

Отражены внереализационные расходы

036

10, 11, 40, 41, 43 и т.д.

6

Отражен финансовый результат от внереализационных операций: - прибыль-убыток

01699

99016

Ставки налога зависят от налоговой базы на каждого работника, исчисленных нарастающим итогом с начала года. Основной особенностью является регрессивная шкала ставок налога. Конкретный процент страховых тарифов на обязательное социальное страхование определяется в зависимости от класса профессионального риска. В фонд социального страхования плательщики перечисляют ежемесячно не всю сумму взносов, а лишь остаток начисленных страховых взносов за вычетом произведенных фактически произведенных расходов на санаторно-курортное обслуживание работников членов их семей и выплату всех пособий по социальному страхованию.