Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Особенности правового регулирования рекламной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Напротив, Американская Ассоциация маркетинга определяет рекламу как «любую форму неличного продвижения идей, товаров и услуг, оплачиваемую точно установленным заказчиком».

Для рекламы как средства продвижения товаров и услуг, в отличие от других способов их реализации свойственны три основных особенности:

1. Реклама, создается и распространяется через средства массовой информации, только за счет рекламодателя;

2. «Неличное представление» означает, что информация о товаре распространяется через посредников неопределенному кругу лиц (потенциальных покупателей), например, через СМИ. Если товар предлагается непосредственно продавцом покупателю, то эту деятельность нельзя принимать как рекламу;

3. Реклама несет в себе стимулирование продаж на каждом жизненном цикле товара. Во-вторых, Федеральный Закон «О рекламе» закрепил, что любая реклама, которая не соответствует требованиям закона, является ненадлежащей.

К таковой относятся:

а) недобросовестная реклама;

б) недостоверная реклама;

в) заведомо ложная реклама;

г) неэтичная реклама;

д) скрытая реклама.

В процессе маркетинговой деятельности принимает участие достаточно большое количество профессионалов (в большинстве случаев отделы по маркетингу). Ими учитываются все факторы, которые могут привлечь покупателей, начиная от социального и возрастного, и заканчивая психологическим. Порой та или иная идея может привести к признанию рекламы ненадлежащей, что в свою очередь влечет ответственность. Ярким примером такого нарушения выступает ЗАО «Трио». Эта компания размещала рекламу моющего средства «Блеск» на российских телевизионных каналах. Персонажами ролика являлись дети. Два маленьких ребенка в образе журналистов, спрашивают у мамы о влиянии средства «Блеск» на кожу рук. При этом мама с полной уверенностью говорит, что данное средство полностью безопасное. Как следует из гигиенического сертификата, средство для мытья посуды «Блеск» не опасно, однако в достаточно больших концентрациях раздражает кожу, а в случае попадания в глаз и слизистую оболочку.

Данная позиция включена в группу товаров «Вещества поверхностно-активные органические (кроме мыла); поверхностно-активные средства, моющие средства и средства чистящие, содержащие или не содержащие мыло». Таким образом, следует, что средство для мытья посуды «Блеск» не отнесено к товарам для детей. Следовательно, дети не должны присутствовать в данной рекламе, в чем и заключается нарушение. В-третьих, законодатель стремится подогнать рекламу в рамки точной информации, т.е. если рекламодатель применяет такие утверждения как «самый», «лучший», «единственный», то требуется документально подтвердить эти данные.


Новый Федеральный Закон «О рекламе» четко разграничивает ответственность между субъектами рекламы, что дает право государственным органам более точно применять санкции за нарушения. Действующим законодательством предусмотрено три вида ответственности:

1. Гражданско-правовая;

2. Административная;

3. Уголовная (применяется только в отдельных случаях).

Нормами Федерального закона «О рекламе» предусмотрено, что физическое или юридическое лицо может обратиться с иском в суд, если ему стало известно, что распространенная в СМИ реклама порочит его честь и достоинство. Также важным моментом является возможность истребовать истцом опровержения оскорбляющей информации средствами, которыми она была предоставлена неопределенному кругу лиц.

Административная ответственность наступает в процессе осуществления своих функций Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и его территориальными органами. Данные органы вправе налагать штрафы на рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей за неисполнение в срок предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и решений об осуществлении контррекламы. При этом федеральным антимонопольным органам предоставлено право применять повышенную меру административной ответственности – штраф до 5000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.

Конкретный размер штрафа определяется в зависимости от вида правонарушения, степени вины правонарушителя и наступивших последствий. В заключении стоит отметить, что реклама является неотъемлемой частью предпринимательской деятельности. Активное изменение маркетинговой политики, появление новых товаров и услуг не находят своего отражения в законодательстве. Вследствие этого появляются «пробелы» законодательства, которые используются недобросовестными предпринимателями.

Одним из основных путей решения проблемы рекламы является постоянный мониторинг экономики, рынка и товаров, для своевременного закрепления рекламных стандартов в законодательстве. Следующим шагом на пути к добросовестной маркетинговой деятельности можно считать ужесточение ответственности за ненадлежащую рекламу, так как по статистике около 95% рекламы в средствах массовой информации нарушают законодательство Российской Федерации.


2.2. Становление и развитие рекламной деятельности в РФ

Основанием правового регулирования в направлении развития рекламной отрасли стало принятие Федерального закона «О рекламе» от 18.07.1995 № 108-ФЗ. Этот закон стал основой для дальнейшего формирования в России практической, а отчасти и теоретической, базы в сфере рекламной деятельности. Между тем, с момента вступления в действие указанного закона судебная практика успела сформировать ответы на ряд вопросов, которые вытекают из положений закона, и одновременно обозначила иные проблемы, возникающие в практике распространения рекламы. Данный закон не был лишен известных недостатков.

Применительно к регулированию наружной рекламы это выразилось в недостаточно полной проработке вопросов размещения рекламных конструкций и взаимодействии органов власти с хозяйствующими субъектами. С теми субъектами, которые осуществляют деятельность в сфере распространения наружной рекламы по вопросам, связанным с размещением наружной рекламы на объектах государственного и муниципального недвижимого имущества. Таких вопросов, как отсутствие норм о преимущественном положении лица в сфере распространения наружной рекламы, недостаточная регламентация порядка выдачи разрешения на установку рекламной конструкции и т.д.

По российскому законодательству информация является объектом гражданских прав, поскольку имеет экономическую ценность, выраженную в конкретной материальной стоимости для ее обладателя, может быть товаром и по этой причине получает необходимое правовое регулирование. Как известно, составной частью информации выступает реклама, которая является довольно значимым социально-экономическим явлением, призванным, в том числе развивать конкуренцию на рынке товаров, работ, услуг.

Поэтому достаточно большое значение приобретают правовое регулирование рекламы, её развитие и совершенствование. Нельзя отрицать, что в настоящее время накоплен определённый опыт теоретических разработок для модернизации правового регулирования рекламы, которые могут найти отражение в законодательстве. Однако ряд ключевых вопросов в этой сфере до сих пор остается без решения. В частности, не решены вопросы нормативного регулирования и статуса отдельных видов рекламы, унификации рекламных терминов, систематизации гражданско-правовых обязательств в рекламной деятельности.

Практически не изменилось легальное определение понятия «реклама», которое нуждалось в совершенствовании; исключены такие важные понятия, как: «контрреклама», «неэтичная реклама», «заведомо ложная реклама». Отсутствие четкого правового регулирования рекламной деятельности приводит к целому ряду негативных последствий, выражающихся, прежде всего, в нарушении прав и законных интересов значительной части населения - потребителей рекламы; возникновении объективных трудностей в привлечении виновных лиц к юридической ответственности; отсутствии единообразия в правоприменительной практике.


Актуальность проблем, связанных с созданием и распространением рекламы в Российской Федерации, обусловлена современным уровнем развития рекламной инфраструктуры в целом, в том числе и наружной рекламы. Данное обстоятельство требует дальнейшего исследования сущности рекламы как правового и социального явлений в контексте действующего законодательства и практики его применения.

Поскольку реклама представляет собой весьма многообразное явление и может быть распространена самыми различными способами, значение эффективности правового регулирования рекламы меняется в зависимости от того, какой вид рекламной деятельности является предметом регулирования. Чем более популярен тот или иной вид рекламы, и чем больше влияния он оказывает на потребителей, тем все более важным становится недопущение злоупотреблений в первую очередь именно в данном сегменте рекламной деятельности. Учитывая это, правовое регулирование наружной рекламы нуждается в особом внимании со стороны научного сообщества, законодателя и правоприменителей по следующим причинам.

Во-первых, она получила широкое распространение в крупных российских городах, и объемы ее производства продолжают наращиваться. Из первой причины частично вытекает вторая - наружная реклама имеет возможность оказывать на потребителей сильное и устойчивое воздействие, поскольку жители городов встречаются с ней ежедневно, вне зависимости от своего желания, и рекламные сообщения автоматически фиксируются и запоминаются потребителями. В- третьих, наружная реклама создала вокруг себя самостоятельную индустрию, в которую вовлечены самые различные субъекты, как частного, так и государственного сектора - начиная от маркетинговых агентств, занимающихся разработкой рекламных кампаний, и заканчивая органами местного самоуправления, ответственными за выдачу разрешений на установку рекламных конструкций. Соответственно, в данной сфере экономики обращаются значительные капиталы, что неизбежно оказывает влияние на экономику государства в целом.

Вопросы, связанные с правовым регулированием наружной рекламы приобретают еще большую актуальность в связи с тем, что они не были в достаточной мере освещены в юридической литературе ни до, ни после принятия действующего Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»). Между тем, с момента вступления в действие указанного закона судебная практика успела сформировать ответы на ряд вопросов, которые вытекают из положений закона, и одновременно обозначила иные проблемы, возникающие в практике распространения наружной рекламы.


Особое значение имеет тот факт, что наружная реклама, распространяемая с использованием рекламных конструкций, способна непосредственным образом влиять на общественную безопасность, поскольку ненадежные рекламные конструкции или работы по их установке несут реальные риски для жизни и здоровья граждан, для государственного и частного имущества. В этой связи весьма актуальным представляется рассмотрение в рамках настоящей работы вопросов технического регулирования деятельности по распространению наружной рекламы.

Необходимо учитывать, что в последние годы крупные российские города ведут работу по созданию собственных концепций размещения наружной рекламы, опираясь при этом на действующее законодательство. Подобные концепции, не будучи нормативными правовыми актами, свидетельствуют о стремлении государства и бизнеса повысить эффективность регулирования наружной рекламы. Однако, в связи с отсутствием в теории и законодательстве ключевых понятий и единых подходов к регулированию деятельности субъектов в сфере наружной рекламы, совершенствование правового регулирования наружной рекламы не может быть последовательным и системным.

Как известно, составной частью информации выступает реклама, которая является довольно значимым социально-экономическим явлением, призванным в том числе развивать конкуренцию на рынке товаров, работ, услуг. Поэтому достаточно большое значение приобретают правовое регулирование рекламы, её развитие и совершенствование. Нельзя отрицать, что в настоящее время накоплен определённый опыт теоретических разработок для модернизации правового регулирования рекламы, которые могут найти отражение в законодательстве.

Однако ряд ключевых вопросов в этой сфере до сих пор остается без решения. В частности, не решены вопросы нормативного регулирования и статуса отдельных видов рекламы, унификации рекламных терминов, систематизации гражданско-правовых обязательств в рекламной деятельности. Практически не изменилось легальное определение понятия «реклама», которое нуждалось в совершенствовании; исключены такие важные понятия, как: «контрреклама», «неэтичная реклама», «заведомо ложная реклама».

Отсутствие четкого правового регулирования рекламной деятельности приводит к целому ряду негативных последствий, выражающихся, прежде всего, в нарушении прав и законных интересов значительной части населения - потребителей рекламы; возникновении объективных трудностей в привлечении виновных лиц к юридической ответственности; отсутствии единообразия в правоприменительной практике.