Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Особенности правового регулирования рекламной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Совсем иначе обстоит дело с политической рекламой. В настоящее время нормы, которые устанавливают политическую рекламу в качестве предвыборной агитации, отсутствуют. С одной стороны, законодатель не устанавливает данный вид рекламы в качестве одного из средств ведения политической борьбы. С другой стороны, нет норм, которые прямо бы запрещали использование политической рекламы[18].

Много лет Комитетом по информационной политике Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации готовится проект Федерального закона «О политической рекламе». Исходя из отсутствия комплексного законодательного регулирования политической рекламы трудно в настоящее время говорить о правовой природе данного рода информации. Однако, теоретически производство и распространение политической рекламы может происходить на возмездных началах в рамках гражданско-правовых отношений, следовательно, политическая реклама будет являться объектом гражданских прав[19].

Подведя итоги следует отметить, что реклама бывает, как коммерческой, так и некоммерческой. Ко второму типу относят социальную и политическую рекламу. Правда в последнее время вместо политической рекламы часто упоминают про политическую агитацию. Существует много спорных вопросов по поводу отнесения рекламы к объектам гражданских правоотношений. Реклама должна содержать в себе информацию, с помощью которой будут достигаться основные цели рекламы: доведения информации до потребителя, возможность заинтересовать его, а также поддерживать его интерес к рекламируемому товару. Необходим определенный заказчик рекламы. Так как рекламная деятельность тесно связана с предпринимательской, ведь только там и используется коммерческая реклама, то все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что рекламную деятельность можно рассматривать в качестве объекта гражданских правоотношений. Но не следует забывать, что данная деятельность обладает своей спецификой.

1.2. Правовое регулирование социальной рекламы в РФ

С 1906 года, считающегося датой «рождения» социальной рекламы, когда организация «Американская гражданская инициатива» выступила против промышленного загрязнения Ниагарского водопада, социальная реклама прошла долгий путь своего правового и экономического развития. В настоящее время, она представляет собой особый институт, обладающий определенной спецификой как с точки зрения его правовой природы, так и с точки зрения регулирования отношений, складывающихся в процессе его функционирования[20].


С точки зрения действующего законодательства, под социальной рекламой следует понимать распространяемую в различных формах информацию, которая адресована неопределенному кругу лиц и направлена на достижение общественно полезных целей (в частности, благотворительных), а также обеспечение интересов государства[21].

Исходя из данного определения, некоторые исследователи делают вывод о том, что социальная реклама не является самостоятельным видом рекламы, а представляет отдельный вид информации[22].

По мнению А.В. Минбалеева, основное различие социальной рекламы от рекламы заключается в различной це левой направленности данных институтов, что, впрочем, не препятствует рассмотрению социальной рекламы как одного из видов рекламы. А.А. Кирилловых, в свою очередь, обращает внимание на техническое обособление специальных норм, регулирующих социальную рекламу, в отдельную статью базового закона, что позволяет сделать вывод о возможности выделения социальной рекламы в качестве отдельного вида рекламы, основываясь на анализе законодательства в данной сфере[23].

Некоторые исследователи также предлагают закрепить в ст. 10 федерального закона «О рекламе» положение, в соответствии с которым социальная реклама будет относиться к специальным видам рекламы[24]. В то же время, большинство исследователей, придерживающихся данного мнения, не учитывало положений Письма ФАС России от 16.04.2013 №АК/14957/13 «О социальной рекламе», согласно которому социальная реклама является не разновидностью рекламы, а отдельным видом информации, предназначенной для неопределенного круга лиц[25]. Данное положение свидетельствует о недостатке понятийного аппарата базового закона, поскольку термин «социальная реклама», исходя из его лингвистической конструкции, предполагает отнесение обозначаемого им содержания к видам рекламы.

С учетом вышеизложенного, представляется возможным изменить используемый в федеральном законе «О рекламе» термин «социальная реклама» на «социальная информация рекламного характера», который, по нашему мнению, с одной стороны, отражает тесную природную связь «социальной рекламы» с рекламой вообще, а с другой – подчеркивает особую природу такой рекламы. В то же время, в литературе отмечается, что использование термина «социальная реклама» является особенностью российского законодательства о рекламе, поскольку в законодательстве зарубежных стран, как правило, для обозначения такого вида информации применяются термины «некоммерческая реклама» и «общественная реклама»[26].


При этом данные понятия по-прежнему указывают на отнесение такой информации к видам рекламы, что, согласно вышеуказанному Письму Федеральной антимонопольной службы, также не соответствует действительности. Таким образом, социальную рекламу следует рассматривать как отдельный вид адресованной неопределенному кругу лиц информации, направленной на достижение общественно полезных или государственно значимых целей. Поскольку она не относится к рекламе как таковой, следует определить, может ли она входить в предмет регулирования закона «О рекламе».

Согласно Письму ФАС России от 16.04.2013 №АК/14957/13 «О социальной рекламе», на социальную рекламу не распространяются требования, установленные законом к рекламе: в частности, в данном случае не подлежат применению нормы ст. 5 федерального закона «О рекламе», устанавливающие требования к содержанию рекламы, а также положения ст. 14 базового закона, что позволяет не включать социальную рекламу в объем транслируемой рекламы в телепрограмме. При этом на социальную рекламу распространяются специальные требования, предусмотренные ст. 10 вышеуказанного закона[27].

Исходя из кумулятивного прочтения положений федерального закона «О рекламе» и Письма ФАС от 16.04.2013 №АК/14957/13, можно сделать довольно противоречивый вывод о том, что социальная реклама, не являясь разновидностью рекламы, входит в предмет регулирования закона №38-ФЗ. По нашему мнению, устранению подобного пробела будет способствовать дополнение части 1 статьи 2 федерального закона «О рекламе» указанием на применение положений данного закона, в том числе, и на социальную информацию рекламного характера, что позволит сделать единственно верный вывод о возможности применения базового закона к отношениям в сфере социальной рекламы[28].

В то же время, высказываемое некоторыми исследователями предложение о создании специального нормативного правового акта, регулирующего общественные отношения в сфере социальной рекламы, представляется недостаточно обоснованным. Принятие дополнительного закона «О социальной информации рекламного характера», на наш взгляд, повлечет за собой неоправданное увеличение правового массива в данной сфере, поскольку его предмет не является в достаточной степени обособленным от предмета регулирования федерального закона «О рекламе». Предложенные изменения понятийного аппарата базового закона, а также дополнение положений статьи 10 указанием на основные признаки и функции социальной информации рекламного характера будут способствовать обеспечению всестороннего и достаточного правового регулирования социальной рекламы в Российской Федерации.


Признавая самостоятельный характер социальной информации рекламного характера, позволяется возможным выделить определенные ее виды[29]:

  • информация, направленная на поддержку определенного образа жизни и борьбу с негативными проявлениями в обществе;
  • информация, направленная на поддержку законности и охрану правопорядка. Такая информация должна способствовать формированию общественного правосознания и становлению институтов гражданского общества;
  • информация об общественно значимых событиях (спортивных мероприятиях, праздниках и т. д.), которые ориентированы на сплочение нации;
  • информация о проведении благотворительных акций (например, о сборе средств для восстановления храма, открытии столовых для бездомных, строительстве питомников для домашних животных и т. п.).

Исходя из предложенной классификации рекламной информации социального характера, представляется возможным определить основные направления воздействия данной информации, которые предлагается закрепить в Законе о рекламе. Так, среди функции социальной рекламы следует выделить:

  • пропаганду общественно полезного поведения граждан;
  • популяризацию государственно значимых проектов в социальной сфере (в частности, в сферах здравоохранения, образования, развития спорта и т. п.);
  • формирование ряда институтов гражданского общества;
  • воспитание определенной массовой правовой и социальной культуры, направленной на поддержание законности и гуманизацию отношений между гражданами[30].

Таким образом, социальная реклама является не разновидностью рекламы, а отдельным видом информации, предназначенной для неопределенного круга лиц. Данное положение свидетельствует о недостатке понятийного аппарата базового закона, поскольку термин «социальная реклама», исходя из его лингвистической конструкции, предполагает отнесение обозначаемого им содержания к видам рекламы. С учетом вышеизложенного, представляется возможным изменить используемый в федеральном законе «О рекламе» термин «социальная реклама» на «социальная информация рекламного характера», а также дополнить положения статьи 10 федерального закона «О рекламе» положениями, содержащими указание на основные признаки и функции социальной информации рекламного характера.


Глава 2. Особенности правового регулирования рекламной деятельности

2.1. Проблемы правового регулирования рекламы

После падения СССР и с появлением нового государства как Российская Федерация совершенно по-другому открылся мир для граждан. Помимо политической свободы, новой нормативно-правовой базы, социально- культурных изменений в государстве поменялась – форма экономики. Плановая экономика перестала существовать для российских граждан, появились новые перспективы, например, вводится институт частной собственности, развивается частная предпринимательская деятельность[31].

Характеризовать период 90-х можно по-разному: кто-то полагает, что это выражение настоящей демократии, другие напротив, называют это время произволом и бандитизмом. Но стоит заметить, что именно на данном этапе Российская Федерация интегрировала в международные экономические отношения, что послужило отправной точкой притока иностранных товаров и капиталов. Вместе с этим притоком в российскую экономику внедряются и маркетинговые механизмы[32].

Стоит отметить, что раз Россия стала на путь рыночной экономики, то реклама и маркетинг отечественных товаров явились не просто социальным явлением, а одним из путей реализации и продления жизненного цикла товара. Любая деятельность субъектов экономики должна базироваться на нормах отечественного законодательства и не выходить за его рамки. Конституция Российской Федерации, выступая ядром правовой системы, позволила законодателям принимать различные нормативно-правовые акты, которые, базируются, как правило, на принципе диспозитивности и свободе договора. Основным законодательным актом, регулирующим порядок осуществления рекламной деятельности, является Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» с внесенными изменениями и дополнениями.

Стоит отметить, что на сегодняшний день происходят многочисленные нарушения действующего законодательства о рекламе, профилактика и устранение которых приведет к нормальному развитию единого экономического пространства в России. Но прежде чем затрагивать практические проблемы рекламы и рекламной деятельности, необходимо ответить на ряд теоретических вопросов.

Во-первых, что же несет в себе понятие «рекламы»? Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке[33]. Исходя из данного определения, можно сделать вывод, что рек- лама является средством распространения информации.