Файл: Проблема развития социальной группы (факторы формирования межличностных отношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Результаты диагностики обусловили необходимость реализации специальной коррекционной программы, которая представляет собой систему тренинговых занятий, направленных на коррекцию межличностных отношений в трудовом коллективе и включает три основных блока:

  1. тренинг коммуникативности;
  2. тренинг поведения в конфликте;
  3. тренинг ассертивности.

По окончании тренинговой программы была проведена повторная диагностика межличностных отношений, стратегий поведения в конфликте и особенностей социально-психологического климата в организации.

Анализ результатов диагностики позволила нам сделать ряд выводов:

  1. межличностные отношения в трудовом коллективе связаны со стратегиями поведения членов коллектива в конфликте и характеризуют социально-психологический климат в трудовом коллективе;
  2. для трудового коллектива с низким уровнем развития межличностных отношений характерно преобладание авторитаризма, эгоистической направленности и стремление к доминированию, что, однако, вовсе не исключает и проявлений дружелюбия. Для коллектива с более высоким уровнем развития межличностных отношений свойственно дружелюбие, готовность сотрудничать и подчиняться в случае необходимости, снижены авторитаризм и эгоистичность.
  3. для коллектива с невысоким уровнем развития межличностных отношений свойственны такие стратегии поведения в конфликте как соперничество, для одних, и приспособление, для других. В коллективе с более высоким уровнем межличностных отношений преобладают стратегии сотрудничества и компромисса.
  4. социально-психологический климат в коллективе с невысоким уровнем развития межличностных отношений характеризуется доминированием когнитивного компонента при слабовыраженном когнитивном и эмоциональном компонентах, т.е. в целом сотрудники организации в некоторой степени равнодушны друг ко другу. Социально-психологический климат при более высоком уровне развития межличностных отношений характеризуется доминированием эмоционального компонента (другими словами, сотрудники транспортной компании с желанием идут на работу, рады видеть друг друга), гармоничным соотношением когнитивного и поведенческого компонентов.
  5. повышение уровня межличностных отношений способствуют повышению эффективности трудовой деятельности, что выражается в конструктивном разрешении конфликтов, большей скорости и эффективности согласования совместных действий, эффективном распределении ответственности.

Заключение

Целью нашего исследования является рассмотреть особенности психологического консультирования по проблеме межличностных отношений в транспортной компании.

В ходе теоретического исследования нами сделаны следующие выводы.

  1. Межличностные отношения представляют собой объективно существующие и субъективно проживаемые связи между людьми. Объективная составляющая межличностных отношений заключается в содержании и направленности реального взаимодействия и общения. Субъективная составляющая включает систему установок, ориентаций, ожиданий, диспозиций, стереотипов, эмоциональных отношений и др. через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Межличностные отношения включаю три основных компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий. Межличностные отношения находят выражения в социально-психологическом климате группы. Социально-психологический климат группы в нашем исследовании понимается как интегральная характеристика системы межличностных отношений в группе, отражающая комплекс решающих психологических условий, которые либо обеспечивают, либо препятствуют успешному протеканию процессов группообразования, личностного развития и совместной деятельности.
  2. Межличностные отношения развиваются под воздействием социально-психологических и личностных, субъективных факторов. К социально-психологическим факторам относятся общие внешние условия, фактор, времени и фактор совместной деятельности. К личностным, субъективным факторам относятся особенности темперамента, уровень самооценки, личностные качества, возраст и т.д.
  3. Межличностные отношения в транспортной компании в ходе трудовой деятельности выстраиваются в рамках трудового коллектива, который представляет собой социальную общность людей, объединенных совместной трудовой деятельностью. Трудовой коллектив характеризуется такими чертами как знание членами коллектива друг друга (поэтому говорить о коллективах крупных организаций можно лишь условно), общественно-значимая цель, совместная деятельность, принятие цели деятельности большинством членов трудового коллектива, высокий уровень развития межличностных отношений, уважение как характеристика межличностных отношений. Для коллективов с высоким уровнем развития межличностных отношений характерно конструктивное взаимодействие в конфликтах, эффективные способы принятия решений, наличие обратной связи, демократическое и адекватное руководство, благоприятный социально-психологический климат. Отметим, что все указанные характеристики обуславливают, в конечном счете, эффективность трудовой деятельности сотрудников организации.

Для проверки выводов, сделанных нами в теоретической части исследования, мы провели эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений в транспортной компании. Исследование было проведено в период с 23.11.09 по 31.01.2015 на базе ООО «Вирт» (транспортная компания) г.Москвы. В исследовании приняли участие 20 человек, из которых 8 женщин и 12 мужчин в возрасте от 23 до 41 года.

В соответствии с поставленными задачами наше исследование было проведено в 3 этапа:

  1. этап первичной диагностики: выявление особенностей межличностных отношений;
  2. коррекционный этап;
  3. этап контрольной диагностики: выявление особенностей межличностных отношений.

В рамках диагностического направлениями нами были выявлены основные затруднения коллектива в сфере межличностных отношений.

    1. В частности, мы определили, что сотрудники предпочитают вести себя напористо, авторитарно, игнорируя интересы друг друга. При этом они в случае объективной необходимости вполне могут менять стратегию поведения на более дружелюбную. Однако в целом климат в коллективе можно охарактеризовать как неблагоприятный.
    2. По результатам диагностики нами была разработана коррекционная программа, которая включила тренинг коммуникативности, тренинг поведения в конфликте и тренинг ассертивности.
    3. По окончании программы мы выявили общее улучшение психологического климата в коллективе, что отразилось на большей заинтересованности членов коллектива во взаимодействии, снижении частоты и остроты конфликтов, более гибких стратегиях поведения в конфликте, что отразилось на эффективности деятельности коллектива.

Таким образом, межличностные отношения в коллективе определяют эффективность совместной деятельности, что подтверждает нашу гипотезу.

Список литературы

  1. Mайерс Д. Социальная психология. СПб., 2015.
  2. АвдуловаТ.П. Психология менеджмента. – М., 2013
  3. Аверин В.А. Психология личности. М, Изд-во Михайлова В.А., 2014, 80 с.
  4. Андреева Г. М. Социальная психология. М.:  Изд-во МГУ, 2015. С. 392—398.
  5. Аникеев Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 2014. 319с.
  6. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом. – М., 2015
  7. Белоусов А.А. Основы менеджмента Владивосток - Изд-во ДВГУ, 2014, с. 86
  8. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М , 2015
  9. Бодалев А. А. Психология общения. Москва-Воронеж, 2014.
  10. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М., 2015
  11. Вечер Л. С. Секреты делового общения. М. 2015.
  12. Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2014. -320с.
  13. Дерябо С., Левин В. Гроссмейстер общения. М., 2015.
  14. Джерелневская М.А. Установки коммуникативного поведения. М., 2015
  15. Донцов А.И. Психология коллектива. М.: Изд-во МГУ, 2015. 168с.
    Еникеев М.И. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Издательство ПРИОР, 2015. 160с.
  16. Дорногин И.К. Трудовой коллектив как особая социальная общность и специфическая управляемая подсистема. / Социальные процессы и управление. М, 2013, с.43-47
  17. Доценко Е.Л. Психология манипуляции, М., 2015.
  18. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология - СПб: Издательство «Питер», 2015. - 320 с.
  19. Журавлев А.Л. Социальная психология личности и малых групп // Психол. журнал. 2013. Т. 14. № 4
  20. Занковский А.Н. Организационная психология: Учеб. пособие для вузов по специальности Организационная психология. М.: Флинта: МПСИ, 2015. 648с.
  21. Знаков В. В. Понимание в познании и общении. М., 2014.
  22. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. М., 2015.
  23. Кабаченко Т.С. Психология управления. – М., 2015
  24. Кайдалов Д. П., СуименкоЕ. И. Единоначалие и коллегиальность. М., 2015, с. 10
  25. Карпов А.В. Психология менеджмента – М., 2013
  26. Ковалев Г. А. Теория социально-психологического воздействия // Основы социально-психологической теории. М., 2013. С. 352-374.
  27. Комисарова Т.А. Управление человеческими ресурсами. М.: Изд-во Аспект-Пресс, 2012. 310с.
  28. Кон И. С. Дружба. М., 1987, с. 86
  29. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А.Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2013. — 464 с.
  30. Конфликтология: Учебник для вузов /Под ред. В.П. Ратникова. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2014. 376с.
  31. Кордуэлл М. Психология. А-Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. К.С. Ткаченко. М.: ПРОГРЕСС, 2015. 448с.
  32. Кравченко А.И. Социология труда в XX веке. Историко-критический очерк. - М., Наука, 2014, с. 80
  33. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Т. Ярошевского. Ростов н/Д.: Феникс, 2014. 512с.
  34. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы: Учеб. пособие для вузов. М.: Издательство Аспект-Пресс, 2014. 318с.
  35. Кузин Ф. А. Культура делового общения. М., 2015.
  36. Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. СПб, 2015. С. 146
  37. Куницына В.Н., Казарнова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб., 2014, с. 24
  38. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону. 2014.
  39. Лабунская В. А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология утрудненного общения. М., 2014.
  40. Ладанов И.В. Психология современного зарубежного менеджмента. – М., 2012
  41. Лукьянченко Н.Д. Социально-психологические основы управления. – Донецк: ДонНУ, 2014. – 161 с.
  42. Марасанов Г. И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. Киров. 2015.
  43. Машков В.Н. Психология управления. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2012. 254с.
  44. Межличностное общение: Хрестоматия. СПб.. Питер, 2014.
  45. Моргунов Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. М.: Бизнес-школа Интел-Синтез, 2015. 262с.
  46. Мясищев В. Н. Психология отношении. Москва-Воронеж. 2015.
  47. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. СПб, 2014, с.7
  48. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев: Наука думка, 2015. 191с.
  49. Общая психология. Словарь / Под. ред. А.В. Петровского //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2012. — 251 с.
  50. Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности. М.: Просвещение, 2014. 339с.
  51. Основы социально-психологической теории. М., 1995.
  52. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. М., 2015.
  53. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии и теории. СПб., 2012.
  54. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения. Л.: Наука, 2015. 370с.
  55. Петровский В.А. Личность в психологии. Парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 2014, с. 90
  56. Платонов К, К. О системе психологии. М., 2015. С. 30
  57. Познание и общение. /Под ред. Б. Ф. Ломова и др. М, 2012, с. 20
  58. Почебут Л. Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. - СПБ: Речь, 2015, с. 63
  59. Пронников В. А., Ладанов И. Д. Язык мимики и жестов. М., 2012.
  60. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. — М.: Академия, 2013. — 480 с.
  61. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Просвещение, 2015. 440с.
  62. Психология влияния: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2015.
  63. Психология управления персоналом / Под ред. А.В. Батаршева. М.: ЮНИТИ, 2013. 624с.
  64. Психология. Учебник. / Под ред. А.А. Крылова. М., 2015. С. 336-355.
  65. Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2015. 720с.
  66. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студ. вузов. М.: Изд-во Аспект-Пресс, 2014. 285с.
  67. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, А.Г. Лаптева. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2014. 640с.
  68. Резников Е. Н. Межличностное восприятие и понимание. Межличностные отношения. //Современная психология. М., 2015. С. 508-523.
  69. Розанова В.А. Психология управления. Учебное пособие. М.: ЗАО Бизнес-школа Интел-Синтез, 2012. 400с.
  70. Руденский Е.В., Социальная психология: Курс лекций.- М, ИНФРА-М, 2015, с.107
  71. Рюкле X. Ваше тайное оружие в общении. М.. 2014.
  72. Савруков Н. Т., Закиров Ш. М. Организация производства М, Издательство ЛАНЬ, 2012, с. 72
  73. Самоукина Н.В. Управление персоналом. М.: Изд-во Аспект-Пресс, 2013. 236с.
  74. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. М.: ООО ТК Велби, 2013. 336с.
  75. Скрипкина Т. П. Психология доверия (теоретико-эмпирический анализ). Ростов-на-Дону, 2015
  76. Соколова-Бауш Е О Самопрезентация как фактор формирования впечатления о коммуникаторе и реципиенте. Дисс. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. М,; МГУ, 2015.
  77. Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 2015. 468с.
  78. Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб.: Изд-во «Питер», 2015.
  79. Социальная психология. Краткий очерк. Под общей редакцией. Г.П.Предвечного и Ю.А.Шерковина. М.: Политиздат, 1975
  80. Социальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2013. — 176 с.
  81. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2013. — 471 с.
  82. Социально-психологический климат коллектива предприятия // Социологические исследования. 2015. № 11
  83. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2013. — 1312 с.
  84. Станкин М. И. Психология общения: Курс лекций. М., 2015.
  85. Стюарт Дж. Тренинг организационных изменений. СПб., 2014. С. 122, 125—126
  86. Тутушкина М. К. Общение и межличностные отношения // Практическая психология. СПб., 2014. С. 159-172.
  87. Управление персоналом / Под ред. Т.Ю. Базарова. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2014. 560с.
  88. Фролов С.С. Социология организаций: Учебник. - М., 2014, с. 198
  89. Хустон Т., Левингер Г. Межличностная привлекательность и межличностные отношения – СПб.: Питер, 2013
  90. Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 2014.
  91. Шард К. Психология эмоций. СПб., 2015.
  92. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации / С.В. Шекшня. - М.: Интел-Синтез, 2015, с. 24
  93. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 2015.
  94. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М., 2014.
  95. Штроо В.А., Меланьина А.А. Референтные отношения в группе как фактор организационных изменений // Вопросы психологии. -3. 2013. С.70
  96. Эксакусто Т. В. «Барьеры» общения и диагностика их детерминанте целью оптимизации совместной деятельности // Психологический вестник. Вып.1. Ч. I. Ростов-на-Дону: Изд. Ростовского университета, 2015
  97. Электронная энциклопедия Википедия http://ru.wikipedia.org

Приложение 1

Приложение 1. Опросник Т.Лири

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

Поставьте знак "+" против тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о Вашем наиболее частом партнере по общению на работе (если нет полной уверенности, знак "+" не ставьте).

1. Другие думают о нем благосклонно

2. Производит впечатление на окружающих

I. 3. Умеет распоряжаться, приказывать

4. Умеет настоять на своем

5. Обладает чувством собственного достоинства

6. Независимый

II. 7. Способен сам позаботиться о себе

8. Может проявить безразличие

9. Способен быть суровым

10. Строгий, но справедливый

III. 11. Может быть искренним

12. Критичен к другим

13. Любит поплакаться

14. Часто печален

IV. 15. Способен проявить недоверие

16. Часто разочаровывается

17. Способен быть критичным к себе

18. Способен признать свою неправоту

V. 19. Охотно подчиняется

20. Уступчивый

21. Благородный

22. Восхищающийся и склонный к подражанию

VI. 23. Уважительный

24. Ищущий одобрения

25. Способен к сотрудничеству

26. Стремится ужиться с другими

VII. 27. Дружелюбный, доброжелательный

28. Внимательный и ласковый

29. Деликатный

30. Одобряющий

VIII. 31. Отзывчивый к призывам о помощи

32. Бескорыстный

33. Способен вызвать восхищение

34. Пользуется уважением у других

I. 35. Обладает талантом руководителя

36. Любит ответственность

37. Уверен в себе

38. Самоуверен и напорист

II. 39. Деловит и практичен

40. Любит соревноваться

41. Строгий и крутой, где надо

42. Неумолимый, но беспристрастный.

III. 43. Раздражительный

44. Открытый и прямолинейный

45. Не терпит, чтобы им командовали

46. Скептичен

IV. 47. На него трудно произвести впечатление

48. Обидчивый, щепетильный

49. Легко смущается

50. Не уверен в себе

V. 51. Уступчивый

52. Скромный

53. Часто прибегает к помощи других

54. Очень почитает авторитеты

VI. 55. Охотно принимает советы

56. Доверчив и стремится радовать других

57. Всегда любезен в обхождении

58. Дорожит мнением окружающих

VII. 59. Общительный и уживчивый

60. Добросердечный

61. Добрый, вселяющий уверенность

62. Нежный и мягкосердечный

VIII. 63. Любит заботиться о других

64. Бескорыстный, щедрый

65. Любит давать советы

66. Производит впечатление значимости

I. 67. Начальственно-повелительный

68. Властный

69. Хвастливый

70. Надменный и самодовольный

II. 71. Думает только о себе


72. Хитрый и расчетливый

73. Нетерпим к ошибкам других

74. Своекорыстный

III. 75. Откровенный

76. Часто недружелюбен

77. Озлобленный

78. Жалобщик

IV. 79. Ревнивый

80. Долго помнит обиды

81. Склонный к самобичеванию

82. Застенчивый

V. 83. Безынициативный

84. Кроткий

85. Зависимый, несамостоятельный

86. Любит подчиняться

VI. 87. Предоставляет другим принимать решения

88. Легко попадает впросак

89. Легко попадает под влияние друзей

90. Готов довериться любому

VII. 91. Благорасположен ко всем без разбору

92. Всем симпатизирует

93. Прощает все

94. Переполнен чрезмерным сочувствием

VIII. 95. Великодушен и терпим к недостаткам

96. Стремится покровительствовать

97. Стремится к успеху

98. Ожидает восхищения от каждого

I. 99. Распоряжается другими

100. Деспотичный

101. Сноб (судит о людях по рангу и личным качествам)

102. Тщеславный

II. 103. Эгоистичный

104. Холодный, черствый

105. Язвительный, насмешливый

106. Злобный, жестокий

III. 107. Часто гневливый

108. Бесчувственный, равнодушный

109.Злопамятный

110. Проникнут духом противоречия

IV. 111. Упрямый

112. Недоверчивый и подозрительный

113. Робкий

114. Стыдливый

V. 115. Отличается чрезмерной готовностью

116. Мягкотелый

117. Почти никогда и никому не возражает

118. Ненавязчивый

VI. 119. Любит, чтобы его опекали

120. Чрезмерно доверчив

121. Стремится снискать расположение каждого

122. Со всеми соглашается

VII. 123. Всегда дружелюбен

124. Всех любит

125. Слишком снисходителен к окружающим

126. Старается утешить каждого

VIII. 127. Заботится о других в ущерб себе

128. Портит людей чрезмерной добротой

Приложение 2.

Тест описания поведения К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной)

Инструкция к тесту

В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации.

Тестовый материал

Ответ "А"

Ответ "Б"

1. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.

3. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

4. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.

6. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Я стараюсь добиться своего.

7. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Я считаю возможным уступить, чтобы добиться своего.

8. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13. Я предлагаю среднюю позицию.

Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех.

21. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Я отстаиваю свои желания.

23. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.

Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.

Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. Я предлагаю среднюю позицию.

Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры.

Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.

29. Я предлагаю среднюю позицию.

Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий

30. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.