Файл: Проблема развития социальной группы (факторы формирования межличностных отношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования проблемы межличностных отношений в ходе выполнения профессиональной деятельности обусловлена целым рядом причин.

В первую очередь, следует учитывать, что межличностные отношения это значимая составляющая социального бытия, поскольку в определенной степени они представляют собой основание совместного бытия людей, а потому очевидно, что именно межличностные отношения во многом определяют качество социального бытия.

Кроме того, в более узком аспекте, межличностные отношения определяют качество выполнения совместной деятельности. Особенно это становится значимым относительно деятельности профессиональной, поскольку здесь включается и экономическая составляющая.

В психологии проблематика межличностных отношений исследуется уже достаточно давно, что обусловило глубокую проработку проблемы.

Проблематика межличностных отношений нашла отражение в работах В.Н.Мясищева, Б.Г.Ананьева, Н.МШеловапова, Н.Л.Фигурина, которые посвящены общей характеристике, структуре и функциям межличностных отношений.

Е.О.Зейлигер, Ш.И.Ганелин, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Н.ПМорозова, Л.С. Славина раскрывают проблемы, связанные с вопросами отношения к рамках деятельности.

Н.Н.Обозов, Р.М.Грановская посвятили свои исследования классификации межличностных отношений.

Исследования А.А.Бодалева, Н.Н.Богомоловой, Р.Б.Гительмахер, Е.М.Дубовской, Г.В,Дьяконова посвящены взаимосвязи социальных отношений с общением.

При этом на уровне практики зачастую наблюдается противоречие между целями деятельности и характером межличностных отношений субъектов деятельности, что в конечном итоге снижает эффективность деятельности. Этой проблемой и обусловлен неугасающий интерес к проблеме межличностных отношений в ходе выполнения профессиональной деятельности.

Объект исследования – межличностные отношения в транспортной компании.

Предмет исследования – методы психологического консультирования межличностных отношений.

Цель нашего исследования: рассмотреть особенности психологического консультирования по проблемам межличностных отношений в транспортной компании.

Задачи:

  1. рассмотреть теоретические аспекты психологического консультировании по проблемам межличностных отношений;
  2. охарактеризовать факторы формирования межличностных отношений;
  3. рассмотреть специфику межличностных отношений в транспортной компании;
  4. организовать и провести эмпирическое исследование психологического консультирования по проблемам межличностных отношений в транспортной компании.

Гипотеза: межличностные отношения в коллективе определяют эффективность совместной деятельности.

В ходе написания работы нами были использованы следующие методы:

  • анализ психологической литературы;
  • графический анализ данных;
  • количественный анализ данных;
  • качественный анализ данных.

При проведении эмпирического исследования нами были использованы следующие диагностические методики:

  • беседа;
  • опросник Т.Лири;
  • методика К. Томаса («Оценка способов реагирования в конфликте»);
  • экспресс-методика оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе.

Теоретическая значимость нашего исследования заключается в попытке обобщения основных исследований отечественных и зарубежных авторов по проблеме межличностных отношений.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты, а также разработанная нами коррекционная программа может быть использована при организации работы по оптимизации межличностных отношений в трудовом коллективе.

Наша работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе нами рассмотрены особенности межличностных отношений в транспортной компании. Во второй главе нами приведено эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений в транспортной компании.

Глава 1. Теоретические аспекты психологического консультирования по проблемам межличностных отношений

Понятие межличностных отношений

Межличностные отношения представляют собой один из наиболее значимых компонентов социального бытия личности. В силу их несомненной значимости межличностные отношения являются предметом рассмотрения целого ряда наук, в частности, социологии, психологии, педагогики и т.д. В данном исследовании мы придерживаемся психологической точки зрения на феномен межличностных отношений.

Впервые в отечественной литературе межличностные отношения анализировались в 1975 году в «Кратком очерке по социальной психологии»[1]. В 1979г Н.Н.Обозовым были обобщены результаты эмпирических исследований отечественных и зарубежных специалистов.


В зарубежных изданиях проблема межличностных отношений анализировалась в справочниках по социальной психологии. Наиболее интересна совместная работа Т.Хустона и Г.Левингера[2].

А.Л.Журавлев[3] отмечает, что межличностные отношения включают три элемента: когнитивный (гностический, информационный), аффективный и поведенческий (практический, регулятивный).

Когнитивный элемент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях.

Аффективный аспект находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоциональный компонент, как правило, является ведущим. Как отмечает Н.Н.Обозов, «…это прежде всего положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний (внутриличностная, межличностная), эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д.» Эмоциональное содержание межличностных отношений изменяется в двух противоположных направлениях: от конъюнктивных (позитивных, сближающих) к индифферентным (нейтральным) и дизъюнктивным (негативным, разделяющим) и наоборот. Варианты проявлений межличностных отношений огромны. Конъюнктивные чувства проявляются в различных формах позитивных эмоций и состояний, демонстрация которых свидетельствует о готовности к сближению и совместной деятельности. Индифферентные чувства предполагают проявления нейтрального отношения к партнеру. Сюда можно отнести безучастность, безразличие, равнодушие и пр. Дизъюнктивные чувства выражаются в проявлении различных форм негативных эмоции и состоянии, что расценивается партнером как отсутствие готовности к дальнейшему сближению и общению.

Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. В случае если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм интеракции, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся.

Межличностные отношения в группе и совместимость (физиологическая и психологическая) ее членов создают то внешнее общественно-психологическое явление, которое называется социально-психологическим климатом. Отметим, что под межличностной совместимостью понимается оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности. В качестве равнозначных слов используются «гармонизация», «согласованность», «консолидация» и пр. Межличностная совместимость основана на принципах сходства и взаимодополнительности. Ее показателями являются удовлетворенность совместным взаимодействием и его результатом. Вторичный результат — появление взаимной симпатии. Противоположный феномен совместимости — это несовместимость, а чувства, вызываемые ею — антипатия. Межличностная совместимость рассматривается как состояние, процесс и результат. Она развивается в пространственно-временных рамках и конкретных условиях (нормальных, экстремальных и пр.), которые оказывают влияние на ее проявление[4].


Факторы формирования межличностных отношений

На формирование межличностных отношений влияет целый ряд субъективных, связанных с особенностями субъектов взаимодействия, и объективных, социально-психологических факторов. Проблема факторов формирования межличностных отношений получила дальнейшее развитие в трудах А.А. Бодалева, В.Ф. Ломова, П.И. Обозова, Б.Д. Парыгина, В.В. Богословского, И.П. Волкова, Я.Л. Коломинского, Т.Е. Конниковой, Г.Б. Ольшанского, А.В. Петровского, А.П. Просецкого, А.В. Маслихина, Г.В. Пурынычевой, Н.А. Исмукова и др.

Рассмотрим субъективные факторы формирования межличностных отношений.

Большое значение имеют гендерные особенности субъектов взаимодействия. Как отмечает И.С.Кон[5], своеобразие межличностных отношений между полами проявляется уже в детстве[6]. Мальчики по сравнению с девочками еще в детском возрасте активнее вступают в контакты, участвуют в коллективных играх, взаимодействуют со сверстниками. Такая картина наблюдается и у взрослых мужчин. Девочки тяготеют к общению в более узком кругу. Они устанавливают отношения с теми, кто им нравится. Содержание же совместной деятельности для них не очень важно (у мальчиков наоборот). В межличностном общении они испытывают значительно большую потребность в самораскрытии, передаче другим личностной информации о себе.

В межличностных отношениях женский сталь направлен на уменьшение социальной дистанции и установление психологической близости с людьми. В дружеских отношениях женщины делают акцент на доверии, эмоциональной поддержке и интимности. «Дружеские отношения у женщин менее устойчивы. Свойственная женской дружбе близость по очень широкому кругу вопросов, обсуждение нюансов собственных взаимоотношений усложняет их[7]». Расхождение, недопонимание и эмоциональность расшатывают женские межперсональные отношения.

У мужчин межличностные отношения характеризуются большей эмоциональной сдержанностью и предметностью. Они легче раскрываются перед незнакомыми людьми. Их стиль межличностных отношений направлен на поддержание своего имиджа в глазах партнера по общению, показ своих достижений и притязаний. В дружеских отношениях мужчины фиксирую г чувство товарищества и оказание взаимной поддержки.


На межличностные отношения оказывает влияние возраст субъектов взаимодействия. Потребность в эмоциональном тепле появляется в младенчестве и с возрастом постепенно превращается в разной степени осознанности психологическую привязанность детей к людям, которые создают для них психологический комфорт. С возрастом люди постепенно утрачивают в межличностных отношениях свойственную юности открытость. На их поведение накладываются многочисленные социокультурные нормы (особенно профессиональные и этнические). Особенно сужается круг контактов после вступления молодых людей в брак и появления детей в семье. Многочисленные межличностные отношения уменьшаются и проявляются в производственной и родственной сферах. В среднем возрасте, когда дети подросли, межличностные отношения снова расширяются. В старшем и преклонном возрасте интерперсональные отношения приобретают весомость. Эго объясняется тем, что дети выросли и у них свои привязанности, активная трудовая деятельность заканчивается, круг общения резко сужается. В преклонном возрасте старые дружеские отношения играют особую роль.

Значимым фактором являются этнические особенности личности. Этнические нормы обусловливают общительность, рамки поведения, правила формирования межличностных отношений. В разных этнических общностях межперсональные связи строятся с учетом положения человека в обществе, половозрастных статусов, принадлежности к социальным слоям и религиозным группам и пр.

Большое значение имеют свойства темперамента взаимодействующих субъектов. Экспериментально установлено, что холерики и сангвиники легко устанавливают контакты, а флегматики и меланхолики испытывают затруднения. Закрепление межличностных отношений в парах «холерик с холериком» «сангвиник с сангвиником» и «холерик с сангвиником» затруднено. Устойчивые межперсональные связи образуются в парах «меланхолик с флегматиком», «меланхолик с сангвиником» и «флегматике сангвиником».

Необходимо отметить значение самооценки. Адекватная самооценка позволяет личности объективно оценивать свои особенности и соотносить их с индивидуально-психологическими качествами партнера по общению, с ситуацией, выбирать соответствующий стиль межличностных отношений и корректировать его в случае необходимости. Завышенная самооценка привносит в интерперсональные отношения элементы высокомерия и снисходительности. Если партнера по общению устраивает такой стиль межличностных отношений, то они будут достаточно устойчивы, в противном же случае они приобретают напряженный характер. Заниженная самооценка личности вынуждает ее подстраиваться к стилю межличностных отношений, которые предлагаются партнером по общению. В то же время это может вносить определенную психическую напряженность в межличностные отношения в связи с внутренним дискомфортом личности.