Файл: Оценка рисков финансово-кредитных институтов (Анализ управления рисками на примере ПАО «Альфа- Банк»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 232

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. Состояние экономики России в 2014-2016 гг. характеризуется как кризисное; наблюдается снижение темпов роста ВВП, растет инфляция, снижается курс рубля. Ухудшение финансового положения коммерческих банков проявилось в увеличении просроченной задолженности по кредитами, снижении уровня ликвидности и чистой прибыли, что указывает на несовершенство сложившейся практики управления рисками коммерческих банков.

Эффективное управление рисками банковской деятельности в условиях финансово-экономической нестабильности является основой устойчивого функционирования российского банковского сектора в контексте динамично изменяющейся внешней и внутренней рыночной конъюнктуры, создает запас прочности процесса стратегического развития и реформирования экономики в целом.

Актуальность темы заключается в том, что проблема управления рисками в банковском менеджменте является одной из наиболее значимых. Изменения, происходящие в последнее десятилетие на мировых финансовых рынках, бурный рост спекулятивных операций и операций с производными финансовыми инструментами обострили внимание к управлению и оценке рыночного риска.

Целью данной работы является исследование управления рисками финансово-кредитных институтов на примере ПАО «Альфа-Банк».

В данной работе будут решены следующие задачи:

  • Рассмотреть понятие банковского риска и его факторы;
  • Рассмотреть принципы управления операционными и кредитными рисками банка;
  • Дать общую характеристику деятельности ПАО «Альфа-Банк»;
  • Проведен анализ процесса управления рисками на примере ПАО «Альфа-Банк»;
  • Разработать мероприятия по совершенствованию процесса управления кредитными рисками.

Предметом исследования выступает система управления рисками банка.

Объектом исследования выступает коммерческий банк ПАО «Альфа-Банк».

Структура курсовой работы включает введение, три главы, заключение, список использованных источников.

1. Теоретические аспекты управления рисками финансово-кредитных институтов


1.1. Проблема риска в банковской деятельности

Проблеме управления риском отведено одно из ключевых мест в банковской международной теории и практике. Вместе с тем, как в России, так и за рубежом, внимание уделяется риску, связанному с кредитами, поскольку им принадлежит значительная доля в составе активных операций коммерческих банков, они выступают в качестве одной из наиболее рискованных и прибыльных операций на сегодняшний день[1].

Ещё каких-нибудь 15-20 лет назад большинство работников коммерческих банков с трудом могли представить себе, что складывается под термином «операционные риски». Сегодня существует несколько трактовок сущности данного вида риска, именно несколько, т.к. ещё не в полной мере сложилось однозначное представления о нем.

В первоначальных трактовках к операционным рискам относили «прочие виды финансовых рисков», отличающиеся от других видов рисков (например, кредитных и рыночных). Данное определение, построенное от противного, наталкивает на мысль о неполном знании предмета исследования, ведь существует огромное количество банковских рисков и давать такое широкое определение операционным рискам кажется некорректно[2].

Другой подход к определению операционных рисков вытекает из области его появления, который связан в первую очередь с осуществлением финансовых операций. Сюда относятся технические сбои оборудования, сбои технологических систем, человеческий фактор (ошибки при подсчетах, обработке данных), но исключаются риски, связанные с мошенничеством внутри организации, неправильным использованием моделей при оценке финансовых инструментов[3].

Существуют и другие подходы к определению сущности операционных рисков.

Белоглазова Г.Н. считает, что существующая трактовка Банка России развернутая, но достаточно громоздкая, что затрудняет восприятие, а определение в материалах нового документа Базельского комитета носит универсальный характер, включая полный перечень причин возникновения операционных рисков и проблем, связанных с ними: «Операционный риск определяется как риск возникновения убытков в результате недостатков или ошибок в ходе осуществления внутренних процессов, допущенных со стороны сотрудников, функционирования информационных систем и технологий, а также вследствие внешних событий»[4]. Кроме того Базельским комитетом особо подчёркивается, что операционный риск включает также правовой (юридический), но не включает стратегический и репутационный риски[5].


После принятия того факта, что в деятельности любого банка, как и в деятельности любой другой финансовой организации операционные риски неизбежны, важно выявить все возможные факторы их возникновения для классификации рисков с тем, чтобы в будущем по возможности свести их к минимуму.

Выделяют по крайней мере пять источников операционных рисков: неудовлетворительное качество управления, недостатки в функционировании систем, действия персонала, организация процессов, а также форс-мажорные обстоятельства. Таким образом, четыре из пяти факторов возникновения операционных рисков связаны тем или иным образом с работой персонала: несоблюдение внутренних процедур и регламентов, хищения, злоупотребления, ошибки в принятии управленческих решений, недостаточная компетентность кадров и низкий уровень их квалификации. Более того, даже в тех случаях, когда убытки возникают вследствие сбоев в работе коммуникаций, информационных систем и вычислительной техники, причиной их появления чаще всего является человек. Данные факторы были изучены на основе таблиц авторов учебных пособий Лаврушина О.И. и Костюченко Н.С. и представлены в таблице 1.

Таблица 1

Факторы возникновения операционного риска

Качество управления

Риски систем

Человеческий фактор

Процессы

Форс-мажор

- ошибки

в принятии

решений;

-недостаток привлекаемых

данных;

-игнорирование предупредительных сигналов;

-низкая квалификация персонала

-применение устаревших технологий;

-низкая эффективность систем;

-недостаточная надежность систем;

- несовмес –

тимость систем

- мошенничество;

- нехватка кадров;

-некомпетент -ность персонала

- оценка ценных бумаг;

- перевод денег;

- риск поставки;

- риски контрагентов;

- недоста -точный контроль

-наводнения;

- терроризм;

- войны;

- волнения;

-забастовки;

- проблемы с поставщиками

Грамотный менеджер должен помнить, что одним из самых главных активов его компании является персонал, что обусловлено высокими расходами на его содержание. Ошибки персонала могут привести к весьма плачевным последствиям для компании. Прежде всего это касается ошибок в области управления и качества принимаемых решений вследствие низкого уровня квалификации кадров, игнорирования предупредительных сигналов поджидающих банк опасностей, ограниченного круга данных при принятии решения[6].


Другой фактор возникновения операционных рисков – нарушение бизнес-процессов, например, непреднамеренная поставка денежных средств в

случае неверного указания реквизитов банка-контрагента при осуществлении операции перевода денег. Для того, чтобы вернуть средства, которые перечислили по ошибке, придется приложить немало усилий и времени. Низкое или недостаточное качество внутреннего контроля банка, которое выражается в своевременно необнаруженных превышениях лимитов, не разрешённых руководством операций отдельных трейдеров и т.д. также являются примерами нарушения бизнес-процессов.

К сожалению, руководитель при наборе сотрудников для работы в банке не всегда может сразу определить, насколько хороши личные качества каждого из них. Сегодня большинство людей, на первый взгляд кажущихся интеллигентными и образованными, часто бывают нечестны и не против злоупотребить рабочим положением в личных целях, к тому же сделать это не составит труда, если банк не в достаточной мере разработал методы по снижению риска мошенничества. Например, если банк вовлечен в коммерческие отношения с криминальной или теневой экономикой, если преднамеренно проводит сделки и скрывает их результаты, которые наносят ущерб банку. Если существует возможность для проявления таких качеств персонала – то мошенничества не избежать, и это результат внутренних проблем и ошибок управления.

На сегодняшний день у банков существует проблема концентраций знаний и опыта на одном специалисте, например, если в организации работает только один «незаменимый» программист, то в его отсутствие по каким-либо причинам технологический процесс может просто остановиться, а банк понесет потери.

Многие клиенты привыкают работать с теми менеджерами, что «привели» их в банк, поэтому уход таких клиентских менеджеров из банка может привести к тому, что банк потеряет некоторое число своих клиентов.

В случае некачественной юридической документации в силу недостаточной квалификации работников юридического отдела или попросту по причине невнимательности банк также может понести значительные убытки.

Эти и огромное многообразие других человеческих факторов должны заставить руководителя организации обдуманно и рационально управлять персоналом, чтобы снизить операционные риски[7].

Особо выделяется такой фактор, как возможность сбоев в работе информационных систем, их некорректная работа, в том числе и из-за ошибок в компьютерных программах, атак хакеров. Важно понимать, что использование информационных технологий может не только повысить эффективность процессов в деятельности банка, но и явиться дополнительным источником операционного риска. Примером такого случая может служить недавняя история в японском подразделении финансовой организации Citigroup, когда в результате сбоя при установке программного обеспечения компьютер Citibank Japan провёл 274,8 тысяч некорректных банковских операций в период с 2 по 8 мая, нетрудно представить, насколько тяжёлые последствия имел этот случай для банка[8].


Действия внутренних факторов возникновения операционных рисков могут в значительной мере усилить внешние, т.е. окружающая среда: изменения требований рынка труда, роста сложности проводимых операций, а также события, которые бывают редко, но могут стать причиной крупных материальных убытков (теракты, природные катастрофы, войны).

Согласно исследованиям, среди причин, по которым кредитные организации несут операционные убытки, лидируют ограбления, кражи, фальсификации документов, а также мошенничество сотрудников и третьих лиц. Преступные действия зачастую могут оказать на банк намного больший эффект, чем предполагаемый первоначально. Согласно расчётам, 6% годового дохода банки теряют от мошенничества или традиционной потери денежных средств, т.е. от краж, грабежей[9].

Согласно данным UniCredit Group в 40% преступлений в кредитных организациях совершаются рядовыми служащими, в 30% - руководителями, в 15% - бывшими работниками или третьими лицами.

Операционные риски весьма многогранны и тесно взаимосвязаны с другими видами банковских рисков. Взаимное влияние банковских рисков ведет к выяснению связей, оценки и управления операционными рисками.

1.2. Место операционных рисков в системе банковских рисков и факторы их обусловливающие

Последствия от возникновения операционных рисков выражаются в прямых и косвенных финансовых потерях[10].

К прямым или количественным потерям (прямой финансовый результат) относятся: досрочное списание/выбытие материальных активов, денежные выплаты в виде судебных издержек, затраты на восстановление хозяйственной деятельности и устранение последствий ошибок, аварий, стихийных бедствий и т.д.

Косвенные потери напрямую не выражаются в денежном эквиваленте, но оказывают влияние на финансовый результат снижением качества услуг, которые предоставляет банк, что приводит к сокращению клиентской базы, потере репутации, и, как следствие, к недополучению запланированных доходов вследствие «недостижения» стратегических целей[11].

Особо прослеживается причинно-следственная связь (представленная в табл.2) между операционным риском, рыночным и кредитным[12].