Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 206

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

1.1 Сущность миграционных процессов в РФ 5

1.2 Нормативно – правовое регулирование миграционных процессов 10

Глава 2 МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ 16

2.1. Реализация отдельных миграционных процессов 16

2.2. Миграционные потоки между российскими регионами 20

ГЛАВА 3.МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА НА ПРИМЕОЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИИ 24

3.1 Руководство миграционной политикой в Республике Карелия 24

3.2 Анализ миграции в Республике Карелия 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы. Регулирование миграционных процессов необходимо исследовать. Государственное управление— это важнейший фактор и интегральный критерий оценки миграционного феномена. Очередная миграционная волна подготавливается соответствующей революцией в технологии человеческой коммуникации, которая является необходимым условием ее появления.

Степень научной разработанности. Проблемы влияния демографических показателей на состояние демографии и трудовых ресурсов России и её отдельных регионов, роли миграции в Карелии.

Тюрюкановой Е. В., Бондыревой, С. К.. Балашоввой Т. Н., Леонидовой Т. И., Юдиной Т. Н., Рыбаковского, Л. Л.

Цель курсовой работы: исследование управления миграционными процессами.

Задачи курсовой работы:

- раскрыть сущность миграционных процессов;

- провести анализ нормативно – правового регулирования миграционных процессов;

-раскрыть особенности реализации отдельных миграционных процессов;

-проанализировать миграционные потоки;

-проанализировать миграции в на примере региона.

Объектом исследования - миграционный процесс в РФ.

Предметом исследования является процесс управления миграционными процессами.

Методологические основы исследования. Теоретико - методологической основой исследования является принцип диалектического метода познания, включающий принцип объективности в анализе явлений и процессов, методы логического, статистического, сравнительного анализа.

Структура работы: работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованных источников.


Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
1.1 Сущность миграционных процессов в РФ

Миграция сегодня является чрезвычайно значимым и резонансным вопросом в жизни не только Российской Федерации, но и всего современного мира в целом. Играя роль существенного фактора, она оказывает влияние на социально – экономическое развитие не только отдельных стран, но и регионов. Миграционные процессы, в частности сами мигранты, оказывают влияние на изменение рынка труда, демографической ситуации, на политическую, религиозную и культурную жизнь общества.

В отличие от других стран, переживших миграционный бум и не связанных с постоянной иммиграцией, Россия столкнулась с интенсивными миграционными потоками, особенно в последнее время из-за всем известных событий на Украине, в условиях, когда ее экономическая база, то есть России оказалась в кризисном состоянии, это и объясняет актуальность исследования миграционных процессов в РФ.[1]

В марте 2014 года из-за событий на Украине произошло изменение границ России, в связи с этим в балансе численности населения РФ, который формируется за счет естественного прироста (убыли) и миграционного прироста (убыли), стали участвовать жители Крыма и Севастополя, в связи с этим был принят закон об упрощенном предоставлении гражданства иностранцам, то есть носителям русского языка[2].

В соответствии с этим 46 ФЗ для таких людей упрощается процесс получения гражданства в РФ: сроки рассмотрения заявлений о приеме в гражданство с шести месяцев до трех, облегчается порядок въезда на территорию России и получение вида на жительство. Кроме того, одним из условий предоставления гражданства в таком порядке является отказ от другого гражданства.

По данным ФМС России в 2013 г. российское гражданство получили почти 138 тыс. человек. В 2014 г. гражданами России стали 59 тыс. человек, что только на 11 процентных пунктов больше, чем за 2013 г. В 2014 г. в территориальных органах ФМС статус вынужденного переселенца получили 47 человек, беженца - 42 человека (табл. 1).

Таблица 1.

Распределение беженцев, вынужденных переселенцев, и лиц, получивших временное убежище по странам прежнего проживания, состоящих на учете на 1 января 2015 года

Страны

Беженцы

Вынужденные переселенцы

Лица, получившие временное убежище

в % к итогу

чел.

в % к итогу

чел.

в % к итогу

чел.

Всего

790

100

28292

100

237780

100

Азербайджан

7

0,9

303

1,1

5

-

Афганистан

414

52,4

-

-

693

0,3

Грузия

65

8,2

6924

24,5

457

0,2

Казахстан

1

0,1

6997

24,7

4

-

Киргизия

4

0,5

446

1,6

33

-

Россия

-

-

8562

30,3

-

-

Сирия

2

0,3

61

0,2

1924

0,8

Таджикистан

11

1,4

1175

4,2

11

-

Туркмения

-

-

137

0,5

10

-

Узбекистан

19

2,4

3010

10,6

91

-

Украина

227

28,7

182

0,6

234360

98,6

Другие страны

40

5,1

495

1,7

192

0,1


По состоянию на 1 января 2015 года наибольшее число беженцев в Российскую Федерацию прибыло из Афганистана – 414 человек и

227 человек, их удельный вес в общей массе составил 52,4 % и 28,7 % соответственно. Наименьшее число беженцев наблюдается из Казахстана, всего 0,1 % (рис. 1). Наибольшее число граждан, вынужденных покинуть прежнее место жительства и переехать в другой субъект Федерации, наблюдается среди граждан РФ – 30,3 %, Казахстана – 24,7 % и Грузии – 24,5 %.

98,6 % граждан Украины получили временное убежище в Российской Федерации в 2017 году, а меньше 1 % граждане Афганистана, Грузии и Сирии.

Распределение беженцев, состоящих на учете на 1 января 2017 года в РФ в % к итогу, представлено на рисунке ниже.

Рис. 1 Распределение беженцев, состоящих на учете на 1 января 2015 года в РФ, в % к итогу

Наибольшее число беженцев проживает в Москве – 440 человек, или 55,7 %, от общей численности[3]. Миграционные потоки являются важным объектом исследования, так как они дают сведения не только о том, как перемещается население, в каком направлении, их составе, но и позволяют проанализировать влияние на занятость населения (рисунок 2).

Рис. 2. Число прибывших и выбывших человек в трудоспособном возрасте за 2011 – 2015 гг. в Оренбургской области, тыс.

Таблица 2.

Движение мигрантов трудоспособного возраста в Оренбургской области

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2015 г. к 2011 г. (+,-)

Число прибывших в трудоспособном возрасте, тыс. чел.

28,1

25,9

46,0

56,2

57,0

28,9

Число выбывших в трудоспособном возрасте, тыс. чел.

25,6

29,2

53,1

65,2

66,3

40,7

Миграционный прирост (+), убыль (-), тыс. чел.

2,5

-3,3

-7,0

-9,0

-9,4

Х

Миграционный коэффициент по прибытию, ‰

13

13

23

28

28

15

Миграционный коэффициент по выбытию, ‰

12

14

26

32

33

21

Коэффициент механического прироста (или интенсивности миграции), ‰

1

- 1

- 3

- 4

- 5

Х

Наименьшее число человек, покинувших Оренбургскую область в трудоспособном возрасте, наблюдалось в 2011 году и составляло 25,6 тыс. чел., а наибольшее в 2015 году и составляло 66,3 тыс. чел.


Число прибывших и число выбывших в трудоспособном возрасте в Оренбургской области увеличилось на 28,9 и 40,7 тысяч человек соответственно. В 2014 году наблюдался миграционный прирост 2,5 тысяч человек, а в 2014 - 2016 годах наблюдалась убыль мигрантов из Оренбургской области. Коэффициент прибытия за анализируемый период увеличился на 15 ‰ и стал составлять в 2015 году 28 ‰, что говорит о том, что на каждые 1000 человек населения приходится 28 прибывших в среднем за год.

Миграционный коэффициент по выбытию составлял в 2011 году 12 ‰, что говорит о том, что 12 выбывших приходится на каждые 1000 человек населения в среднем за год. А в 2015 году этот показатель увеличился до 33 ‰. Коэффициент механического прироста, рассчитанный как разность коэффициента по прибытию и коэффициента по прибытию, в 2011 году составлял 1 ‰, что говорит о том, что приток населения в Оренбургскую область на каждую 1000 человек постоянного населения составил 1 человек, а в 2015 году на каждую 1000 человек постоянного населения отток населения составил 5 человек. С точки зрения развития экономики миграция участвует в территориальном перераспределении населения и трудовых ресурсов, в развитии качественных и обширных характеристик экономики региона. Привлечение высококвалифицированных специалистов в регионы, например, позволяет осваивать технически сложные производства, что уже даёт толчок в экономике[4].

Огромное влияние миграция оказывает на рынок труда. При выезде населения из региона сокращается предложение рабочей силы, при въезде – увеличивается. В данном случае конкуренция на рынке рабочей силы обостряется с неимоверной скоростью.

1.2 Нормативно – правовое регулирование миграционных процессов

На сегодняшний день неотъемлемым фактором, влияющим на различные отношения между государствами, являются миграционные процессы. Миграция — естественный процесс для любого государства. Чтобы извлечь из него максимум пользы для страны, контролировать передвижение граждан и иностранцев и обеспечить соблюдение их прав, необходимы прогрессивные нормы. Россия в этом плане не является исключением. Федеральная служба государственной статистики в июле 2017 года опубликовала документ, в котором сказано, что по состоянию на 1 июня 2017 года численность населения в России составила 146,8 миллиона человек. Это на 31,1 тысячу меньше, чем в начале года. Причина этому стал рост естественной убыли населения. Между тем, миграционный прирост в этом году компенсировал на 72% естественную убыль.


Исходя из этих данных, можно сказать о том, что проблема миграции в нашей стране становится все актуальней и требует оперативного регулирования. Поэтому все больше уделяется внимание законодательному обеспечению миграционной политики РФ.

Все источники миграционного права РФ условно можно поделить на следующие две группы:

- международно-правовые соглашения в сфере миграции;

- национальное законодательство в сфере миграции.

В первую очередь в систему источников международного миграционного права РФ входят такие общепризнанные международные акты, как Декларация прав человека 1948 г., Конвенция о статусе беженцев 1951 г., Конвенция ООН о сокращении без гражданства 1961 г., Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. и др.[5].

Важную роль в системе международных источников миграционного права РФ играют двусторонние и многосторонние соглашения Российской Федерации со странами-участниками СНГ.

Наибольшее количество международных (двухсторонних) договоров принято между Россией и Киргизией, Белоруссией, Казахстаном.

Это объясняется долгими дружественными отношениями и общностью интересов, так как представители бывших советских республик из центральной Азии являются главным резервуаром рабочей силы в России.

Это, например, Договор о ратификации соглашения между РФ и Киргизской Республикой о правовом статусе граждан РФ, постоянно проживающих на территории Киргизской Республики, и граждан Киргизской Республики, постоянно проживающих на территории РФ 1997г.,

Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан, и гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию 1995г.,

Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения 2006г. и т.д.

Также широкое распространение получила практика подписания двухсторонних договоров, регулирующих процессы переселения, упрощенную процедуру получения гражданства для прибывающий на постоянное местожительство, а также о правовом статусе граждан одной стороны, постоянно проживающих на территории другой (договоры России с Киргизией и Казахстаном), в том числе договоры о трудовой деятельности мигрантов. Таким образом, международное миграционное право в большинстве случаев представлено нормативными актами в области регулирования правового статуса беженцев, вынужденных переселенцев, мигрантов[6].