Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 208

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Действующая Конституция Российской Федерации, которая является основой национального миграционного законодательства России, в ряде своих норм вобрала требования Всеобщей декларации прав человека в плане обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина. В части 3 статьи 62 Конституции РФ в качестве общего принципа установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются на территории РФ всеми правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации.

В Российском миграционном законодательстве значение имеют следующие нормативно-правовые акты:

1) Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах»[7]. Данный Закон обозначает понятие «вынужденный переселенец», его статус, устанавливает их социальные, экономические и

правовые гарантии защиты прав и законных интересов на территории РФ.

Обозначено международное взаимодействие с иностранными государствами по проблемам вынужденных переселенцев. Нужно отметить, что данный закон можно также применить к гражданам России в странах нового зарубежья и к внутрироссийским беженцам.

2) Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. «О беженцах»[8].

Предметом регулирования данного Закона является определение оснований и порядка признания беженцем на территории РФ, а также установление экономических, социальных и правовых гарантий защиты прав и интересов лиц, признанных беженцами. Закон не касается потока беженцев внутри страны, так как относится только к зарубежным мигрантам и имеет незначительный диапазон действия.

3) Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[9]. В данном нормативно-правовом акте устанавливаются основы регулирования выезда из России и въезда на ее территорию.

4) Федеральный Закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» в котором устанавливаются принципы гражданства; основания, условия и процедура приобретения и прекращения гражданства и т.д.

5) Федеральный закон от 21 июня 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», целью данного закона является определение правового положения иностранных граждан в России во время пребывания в России, а также в процессе осуществления трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

6) Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»[10]. Закон регулирует отношения, возникающие при учете перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства.


Правовое регулирование миграции осуществляется также рядом других нормативных актов, в том числе отдельные специальные указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, например Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах», принятый 30 декабря 2015 года: изменения предусматривают уточнение порядка предоставления документов, необходимых для признания лица вынужденным переселенцем, а также основания для продления срока действия статуса вынужденного переселенца или утраты либо лишения такого статуса.

Особое место в системе национального законодательства занимает Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Президентом РФ 13 июня 2012г. Целью утверждения данной Концепции было, прежде всего, обеспечения национальной безопасности, максимальной защищенности и благополучия населения Российской Федерации[11]. Концепцией определены следующие приоритеты:

а) привлечение в РФ дополнительных трудовых ресурсов по необходимым

специальностям для трудоустройства в конкретных регионах;

б) упорядочение миграционных потоков;

в) создание социальных условий для прибывших в страну мигрантов, а также защиты их прав органами государственной власти;

г) активная работа государственных структур, различных общественных организаций по пресечению криминализации и вовлечения мигрантов в преступную деятельность;

д) осуществление программы по переселению русскоязычного населения из стран бывшего СССР, сокращение оттока высококвалифицированных специалистов из России[12].

На данный момент Концепция проходит второй этап реализации (с 2016 по 2020 год), который предусматривает принятие дополнительных программ для реализации миграционной политики РФ, обобщение и анализ принятых нормативно-правовых актов в рамках реализации данной Концепции и расширение использования инновационных технологий для обработки статистических данных в области внутренней и международной миграции и для анализа миграционной ситуации в РФ.

Дополнительно, в 2015 году, было принято распоряжение Правительства РФ №2122-р, которым был утвержден План по реализации второго этапа Концепции.

В Плане прописаны сроки подготовки нормативно-правовых актов в связи с принятием федеральных законов, запланированных на первом этапе реализации Концепции, а также законопроектов, предусматривающих совершенствование институтов разрешения на временное проживание, вида на жительство и другие.


Также План предусматривает международное сотрудничество, которое основывается на заключение соглашений о временной трудовой деятельности, об организованном наборе граждан для работы в РФ и о взаимном признании медицинских документов. Реализация Плана возложена на ФМС РФ с последующим ежегодным представлением о ходе его выполнения[13].

Глава 2 МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ

2.1. Реализация отдельных миграционных процессов

Оказывая колоссальное влияние на развитие общества, миграционные процессы сами попадают под воздействие различных общественных трансформаций.

Одной из задач государства является обеспечение комфортного проживания своих граждан, содействие развитию территории, повышению качества жизни, раскрытию и развитию человеческого потенциала. Применительно к миграционным процессам это означает, что государству необходимо проводить разумную политику в этой сфере, создавая систему, в которой существуют ряд барьеров, препятствующих нежелательной для страны миграции, и наряду с этим – послабляющие меры для привлечения отдельных категорий людей. Безусловно, эта политика должна пользоваться поддержкой коренного населения, и одна из задач властей состоит в том, чтобы создать атмосферу, способствующую позитивному обсуждению возникающих вопросов[14].

Заметим, что тема переселения соотечественников имеет высокое значение для современной России. Это обусловлено в первую очередь потребностью регионов в притоке людей, готовых участвовать в развитии их экономики, непростой демографической обстановкой, особенно в восточных регионах страны, нехваткой квалифицированных кадров.

Миграционная политика России находится на этапе интенсивного развития, совершенствования и укрепления. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее – Госпрограмма), направлена на решение данных проблем. Следует отметить, что при разработке Госпрограммы учитывались основные принципы формирования государственных программ в Российской Федерации, а именно:

1) ее формирование на основе долгосрочных целей социально-экономического развития и учета положений стратегических документов;

2) наиболее полный охват сфер социально-экономического развития и бюджетных ассигнований федерального бюджета;


3) установление измеримых результатов реализации;

4) интеграция государственных регулятивных и финансовых мер для достижения их целей;

5) определение федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию государственной программы (достижение конечных результатов);

6) наличие у ответственного исполнителя, соисполнителей и участников реализации Госпрограммы полномочий и ресурсов, необходимых и достаточных для достижения ее целей;

7) проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации государственных программ, в т.ч. внешней экспертизы.

Реализация Госпрограммы должна способствовать улучшению демографической ситуации в РФ, стать надежной основой для социально-экономического развития государства. Проект привлечения иностранцев с российскими корнями поможет компенсировать убыль населения в отдельных регионах страны, а также по федерации в целом.

Потребность государства в притоке людей из других стран продолжает оставаться весьма высокой. Очевидно, что каждая страна, в т.ч. и РФ, формируют свою миграционную политику исходя из национальных интересов и геополитического статуса страны. Управление миграционными процессами, по мнению доктора политических наук В.А. Волоха, – это этап реализации государственной миграционной политики, осуществляемый через деятельность государственных и общественных организации с учетом ответной реакции коренного населения и мигрантов на действия властей[15].

Грамотное управление миграционными потоками – одна из важнейших составляющих демографической и экономической политики.

Так, еще в 2012 г. президент РФ утвердил Концепцию государственной миграционной политики до 2025 года, где были определены ее цели и направления. В документе предусматривается частичная компенсация естественной убыли населения за счет внешней миграции, а также привлечение трудовых мигрантов для поддержания курса поступательного развития экономики.

В практике отечественного государственного управления впервые сформирован регулятивный механизм добровольного переселения соотечественников.

Этот механизм служит интересам как переселенцев, так и самой страны, побуждает соотечественников к переезду в Россию в целях укрепления экономики страны и ее регионов должными кадровыми и трудовыми ресурсами.

Очевидно, что результативность Госпрограммы в значительной степени обусловлена сохранением и повышением интереса у соотечественников к ней. Это условие достигается путем постоянной работы над совершенствованием ее правовых основ, информационной работы, а также модернизации механизмов оказания переселенцам государственной поддержки[16].


Стоит заметить, что одной из главных целей Концепции является стабилизация и увеличение постоянной численности населения РФ. Программа способствует привлечению в Россию людей, которые по различным причинам проживают вне пределов нашей страны, но внутренне, духовно связаны с Россией.

Также необходимо заметить, что данная программа наглядно демонстрирует готовность России оказать всестороннюю поддержку и помощь зарубежным соотечественникам. Примером этого является законодательное установление для участников Госпрограммы одного из наиболее льготных режимов оформления правового статуса в России – от внеквотного получения разрешения на временное проживание до возможности приобретения российского гражданства в упрощенном порядке. Также соотечественникам предоставляется различная помощь финансового характера, оказывается содействие в трудоустройстве, жилищном обустройстве, медицинском обслуживании и т.п. При этом наибольшие объемы помощи предусмотрены для переселенцев, избирающих для проживания стратегически важные территории страны – субъекты Дальнего Востока и Байкальского региона, которые относятся к территориям приоритетного заселения.

Весьма существенно также, что в рамках Госпрограммы удается осуществлять некоторые проекты по привлечению в Россию представителей редких специальностей – практически уникальных людей.

Как известно, в 2016 г. Федеральная миграционная служба РФ была упразднена, и ее функции в части реализации Госпрограммы были переданы МВД России[17]. В настоящее время в этой связи осуществляется работа, направленная на приведение нормативных правовых актов, регламентирующих реализацию Госпрограммы, в соответствие с положениями данного указа.

Считаем, что в связи с последними событиями необходимо также совершенствовать меры по работе с гражданами Украины. Так, из 174,5 тыс. соотечественников, переехавших в Россию в период 2014–2016 гг., более 50% составляют соотечественники, вынужденно покинувшие территорию Украины. Эта тема крайне важна, поэтому ей необходимо уделить первостепенное внимание.

2.2. Миграционные потоки между российскими регионами

Миграционные потоки между российскими регионами зависят от определенных социально-экономических закономерностей, структура детерминант внутренней миграции в современной России принципиально не отличается от соответствующей структуры в странах с рыночной экономикой.