Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 207

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Видимо, это можно объяснить большей трудовой активностью профессионально образованных людей и их уверенностью в зарубежном трудоустройстве. В тоже время в «спокойные» годы ориентироваться на зарубежную занятость могут и люди без соответствующего уровня профессиональной подготовки.

Статистика свидетельствует, что среди мигрантов абсолютно преобладают лица от 19 до 49 лет. Однако среди въезжающих «центр тяжести» внутри этой категории сдвинут в сторону более молодых возрастов, а российские трудовые мигранты распределены по возрастам более равномерно. Кроме того, применительно к работе с российскими трудовыми мигрантами принимающей стороне следует помнить, что абсолютное большинство из них «подряжаются» на срок до 6 месяцев (более 80%). Результаты анализа могут быть использованы при разработке мероприятий по адаптации иммигрантов в России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под миграцией населения принято понимать территориальную подвижность населения, связанную с его перемещением по территории страны или между государствами. Эта подвижность обусловлена влиянием разнообразных условий и факторов - социально-экономических, военнополитических, религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов и стран.

Процессы глобализации и усиливающееся мировое разделение труда способствуют тому, что миграционные потоки постоянно направляются из одной страны в другую.

Для управления миграционными процессами на научной основе необходимо отобрать и проанализировать большое количество фактических данных, раскрывающих причины переселений и условия, способствующие им или тормозящие их.

Данные о международной и внутрироссийской миграции получают в результате разработки поступающих от территориальных органов Федеральной миграционной службы документов статистического учета прибытий и выбытий. Листки статистического учёта мигрантов составляются при регистрации и снятии с регистрационного учета населения по месту жительства, а также (с 2011 г.) при регистрации по месту пребывания на срок 9 месяцев и более.

Снятие с регистрационного учёта осуществляется автоматически в процессе электронной обработки данных о миграции населения при перемещениях в пределах Российской Федерации, а также по истечении срока пребывания у мигрантов независимо от места прежнего жительства.

По данным Росстата миграционный оборот в 2015 году по стране в целом включал в себя число прибывшего населения, равное 4734,5 тыс. чел., и выбывшего – в количестве 4135,9 тыс. чел. Таким образом, миграционный прирост численности населения России за счет миграции из других стран составил в 2015 году 245,4 тыс. чел.. Данный показатель имеет неустойчивую тенденцию. Максимальный уровень миграционного прироста был получен в 2011 и 2014гг.


Из общего числа прибывших в Россию из других стран (598,6 тыс. чел.), наиболее активный приток населения наблюдается из стран СНГ. Так, за 2015г. оттуда прибыло 536,2 тыс. чел., в составе которых наибольшую долю занимает Украина (36,2%) и Таджикистан (12,3%). Число выбывших из страны в 2015 году значительно меньше – 353,2 тыс. чел., в т.ч. в страны СНГ эмигрировало 298,8 тыс. чел.

Как и для всех новых стран иммиграции, для России характерно отсутствие общественного консенсуса по поводу необходимости иммиграционного притока, не говоря уже о необходимости интеграции мигрантов. Значительная часть элит, ссылаясь на высокий градус антимиграционных настроений среди граждан, отстаивает точку зрения, согласно которой России нужно отказаться от внешней миграции (сделав исключение для относительно небольшого числа высококвалифицированных специалистов). Если масштабное привлечение иностранных работников и рассматривается как приемлемая возможность, то только в формате временной миграции. Иными словами, иммигранты допускаются лишь в качестве гастарбайтеров. Н а таком фоне системное принятие решений в политико-правовой сфере, которые создавали бы условия для социального включения новоприбывшего населения, мягко говоря, затруднено.

Основные потоки людей, въезжающих в Россию, образуют выходцы из постсоветских стран. Львиная доля российской иммиграции — это миграции в пределах бывшего СССР. Это значит, что большинство внешних мигрантов в российском случае составляют люди, еще недавно принадлежавшие к единому социокультурному пространству. По мере отдаления от момента распада этого пространства различия между россиянами и гражданами постсоветских государств, конечно, будут расти, но пока они не столь велики, как различия между принимающим населением и им- мигрантами в странах Евросоюза.

Кроме того, Россия — страна, которая по целому ряду параметров не вписывается в образец «национального государства» в том виде, в каком он сложился на протяжении последних полутора столетий в Западной Европе. Будучи в прошлом империей, Россия является в гораздо большей мере полиэтничной (многонациональной), чем даже самые неоднородные в этническом отношении европейские государства. Но суть дела не в многообразии населения как таковом. Суть дела в том, что в России — ни на уровне гражданского общества, ни на уровне элит — не решен вопрос о природе российского государства. Чем является современная Российская Федерация — нацией, союзом народов (с русским народом как государствообразующим), империей (пусть и с приставкой пост-)? Острые размежевания вокруг этих определений не только не смягчились за время, отделяющее нас от момента распада СССР, но и усилились после известных украинских событий. непроясненность российской политической идентичности проявляется в том, как наши граждане относятся к мигрантам из постсоветских стран. С одной стороны, среди россиян распространено скептическое отношение к суверенитету государств, возникших в результате Беловежских соглашений 1991 г. В их воображении жив образ России как цивилизационного центра, границы которого совпадают если не с пределами Российской империи, то с пределами Советского Союза. С другой стороны, большинство сегодняшних российских граждан болезненно относятся к тому, что в Россию прибывают на работу и на жительство люди из бывших советских республик. Отторгая этих людей, россияне активизируют дискурс национального государства с четко очерченными и строго охраняемыми границами. Н о националистический дискурс никак не соответствует имперскому сознанию. Если Россия — имперский центр, то она должна быть готова к тому, что в центр потянутся обитате- ли периферии. Более того, существенная черта империй — культурная открытость и, как следствие, терпимость к различиям. не похоже, чтобы эта черта была свойственна общественному сознанию в сегодняшней России


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный закон «О беженцах» от 19.02.1993 N 4528-1-ФЗ (ред. от 22.12.2014) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/10105682/
  2. Федеральный закон РФ от 19.02.1993 N 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (ред. от 30.12.2015) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/10105693/
  3. Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (ред. от 29.07.2017) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11376/
  4. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации" (ред. от 01.05.2016) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_do
  5. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (ред. от 29.07.2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/
  6. Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (ред. от 19.07.2017) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61569/
  7. Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 467-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах»» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/688400/
  8. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13.06.2012 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244
  9. Распоряжение Правительства РФ об утверждении плана реализации в 2016–2020 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/20219/
  10. Указ Президента РФ от 05.04.2016 N 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции». – Собрание законодательства РФ. 11.04.2016. N 15. Ст. 2071.
  11. Указ Президента РФ от 27.09.2016 N 502 «О внесении изменений в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г.
  12. Постановление Правительства РФ от 15.06.2016 N 543 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». – Собрание законодательства РФ. 27.06.2016. N 26, ч. II. Ст. 4051.
  13. Абдуллаев Э. Э. Законодательное обеспечение миграционной политики России // Пробелы в российском законодательстве. 2014. №3. С.292-297
  14. Артищева Е.Д., Мельникова Е.В.Особенности миграционныхпрогцессов в РФ // В сборнике: Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки Электронный сборник статей по материалам LIII студенческой международной научно-практической конференции.. 2017. С. 45-51.
  15. Алексенко М. А. Миграционное законодательство стран-участниц СНГ: правовой статус и защита прав мигрантов на постсоветском пространстве //Вестник ОГУ. 2016. №9 (197). С.106-112
  16. Ветрова А.В.Статистический анализ мигграфионных процессов в РФ//В сборнике: Реформы в России и проблемы управления - 2017 Материалы 32-й Всероссийской научной конференции молодых ученых. 2017. С. 23-25.
  17. Ибрагимова Л. Р. Институциональные тенденции миграционного законодательства Российской Федерации на современном этапе // ВЭПС. 2015. №1. С.101-104
  18. Минакова К.В.Современное состояние миграционного законодательства в РФ /В сборнике: Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия сборник статей по материалам IX международной заочной научно-практической конференции. 2017. С. 63-69
  19. Чернышев К.А.Исследование постоянной миграции населения депрессивных регионв России//Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. № 4 (52). С. 259-273.

  1. Артищева Е.Д., Мельникова Е.В.Особенности миграционныхпрогцессов в РФ // В сборнике: Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки Электронный сборник статей по материалам LIII студенческой международной научно-практической конференции.. 2017. С. 45-51

  2. Минакова К.В.Современное состояние миграционного законодательства в РФ /В сборнике: Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия сборник статей по материалам IX международной заочной научно-практической конференции. 2017. С. 63-69

  3. Карачурина Л.В. Миграционные процессы в РФ // Российская экономика: прогнозы и тенденции. – 2016. - № 1. – с. 10-12.

  4. Карачурина Л.В. Миграционные процессы в РФ // Российская экономика: прогнозы и тенденции. – 2016. - № 1. – с. 10-12.

  5. Минакова К.В.Современное состояние миграционного законодательства в РФ /В сборнике: Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия сборник статей по материалам IX международной заочной научно-практической конференции. 2017. С. 63-69

  6. Ветрова А.В.Статистический анализ мигграфионных процессов в РФ//В сборнике: Реформы в России и проблемы управления - 2017 Материалы 32-й Всероссийской научной конференции молодых ученых. 2017. С. 23-25.

  7. Федеральный закон РФ от 19.02.1993 N 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (ред. от 30.12.2015) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/10105693/

  8. Федеральный закон «О беженцах» от 19.02.1993 N 4528-1-ФЗ (ред. от 22.12.2014) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/10105682/

  9. Федеральный закон РФ от 19.02.1993 N 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (ред. от 30.12.2015) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/10105693/

  10. Федеральный закон РФ от 19.02.1993 N 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (ред. от 30.12.2015) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/10105693/

  11. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13.06.2012 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244

  12. Артищева Е.Д., Мельникова Е.В.Особенности миграционныхпрогцессов в РФ // В сборнике: Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки Электронный сборник статей по материалам LIII студенческой международной научно-практической конференции.. 2017. С. 45-51

  13. Чернышев К.А.Исследование постоянной миграции населения депрессивных регионв России//Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. № 4 (52). С. 259-273.

  14. Ветрова А.В.Статистический анализ мигграфионных процессов в РФ//В сборнике: Реформы в России и проблемы управления - 2017 Материалы 32-й Всероссийской научной конференции молодых ученых. 2017. С. 23-25.

  15. Ибрагимова Л. Р. Институциональные тенденции миграционного законодательства Российской Федерации на современном этапе // ВЭПС. 2015. №1. С.101-104

  16. Чернышев К.А.Исследование постоянной миграции населения депрессивных регионв России//Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. № 4 (52). С. 259-273

  17. Указ Президента РФ от 05.04.2016 N 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции». – Собрание законодательства РФ. 11.04.2016. N 15. Ст. 2071.

  18. Зверева, Н.В. Основы демографии / Н.В. Зверева, И.Н. Веселкова, В.В. Елизаров. – М.: Высшая школа, 2014. – 374 с.

  19. Попова, Е.А. Регулирование процессов миграции как проблема региональной экономики / Е.А. Попова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 15. – С. 34 – 38.