Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 203

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В современной России, в отличие от экономически развитых стран, внутренняя миграция не является реальным инструментом выравнивания межрегиональной дифференциации показателей социально-экономического развития, каким она могла бы быть при политике государства, направленной на преодоление барьеров внутренней миграции, что актуально с учетом понимания всей глубины демографического кризиса.

Анализируя причины внутренней миграции, разрабатываемые и публикуемые Росстатом, можно увидеть, что среди причин миграции значительное место занимают (более 58%) так называемые личные и семейные причины, а также желание возвратиться на прежнее место жительства (16,04%), Помимо этого в регионах прибытия мигрантов привлекает возможность трудоустройства (10,97%), благоприятные перспективы получения образования (9,30%). На такие причины, как обострение межнациональных отношений и криминогенной обстановки, экологическое неблагополучие, несоответствие природно-климатическим условиям, в совокупности приходится менее 0,6% внутренних перемещений населения в России[18].

Несмотря на то, что в стране, и прежде всего в крупных городах, нарастает кадровый дефицит, проблема балансировки рынков труда с помощью миграции осознана слабо. Базовые институциональные условия, облегчающие пространственную мобильность граждан, не созданы.

К факторам, ограничивающим мобильность, относятся[19]:

  • сохраняющаяся обязательная забюрократизированная система регистрации. Сохраняется оплата коммунальных услуг не по фактическому потреблению, а исходя из числа зарегистрированных в жилом помещении;
  • ограничения на доступ к отдельным социальным услугам. Многие системы социального обеспечения остаются привязанными к месту постоянного жительства человека, месту его постоянной регистрации. Это касается услуг здравоохранения, социального и пенсионного обслуживания, в меньшей мере – услуг образовательных учреждений;
  • неразвитость рынка жилья и его дороговизна в региональных центрах – главная причина, препятствующая переезду туда граждан на постоянное жительство и удерживающая их в состоянии временных трудовых мигрантов;
  • неразвитость сети кадровых и рекрутинговых агентств, занимающихся поиском и подбором персонала в других населенных пунктах. Немногие подобные структуры, действующие в этой области, заняты только поисками сверх-востребованных специалистов немассовых специальностей;
  • в России одним из факторов, ограничивающих мобильность, является этнофобия. Человеку с неславянской фамилией и тем более внешностью, вне зависимости от того, является ли он российском гражданином или нет, зачастую сложнее устроиться на работу, снять жилье и т.п.

Если в 1994 г. в России было 129 тыс. легальных трудовых мигрантов, то в 2014 г. — 482 тыс. человек. Согласно прогнозу Росстата, численность населения в 2016–2030 гг. возрастет на 0,9 млн. человек, но население в трудоспособном возрасте сократится на 5 млн. человек.

Российская особенность заключается в огромных пространственных диспропорциях. Н а Москву и Санкт-Петербург (вместе с областями) приходится 80% иммиграционного притока. Этим объясняется почти полное совпадение потоков внутренней и внешней миграции (т. е. иммиграции): и россияне из депрессивных областей, и иностранные работники устремляются к одним и тем же «миграционным магнитам». При этом, еще раз подчеркнем, два региона (ЦАО и СЗАО) привлекают на порядок больше мигрантов, чем остальные. В 2012 г. 20% всех выданных разрешений на работу и 19% всех купленных патентов приходилось на Москву. Что касается Феномен «новых иммиграционных стран»: российский случай в общеевропейском контексте высококвалифицированных специалистов (которым не нужно получать разрешение на работу), доля Москвы в их найме составляет 86% (Там же, с. 77).

Этническое разнообразие населения наконец, нельзя обойти вниманием особенности России, обусловленные полиэтническим составом ее населения. Будучи центром «империи позитивного действия» в советский период, Россия выработала такую уникальную форму организации политического пространства, как территориализация и институционализация этничности

Определенные регионы Российской Федерации устроены как территории самоопределения отдельных этнических групп — с гарантированными законом языковыми и культурными правами представителей этих групп. Это означает, что иммигранты, прибывающие, скажем, в Татарстан, обязаны изучать татарский язык, а прибывающие в Удмуртию — удмуртский. Но этим дело не исчерпывается. Институционализация этничности имела своим результатом восприятие тех или иных регионов России как территорий, «принадлежащих» тем или иным группам.

Юридически они, разумеется, не находятся ни в чьей собственности, кроме «многонационального российского народа», но в восприятии людей Чечня — территория чеченцев, Адыгея — территория адыгов, а Дагестан — территория, на которой по законам своего рода «консоциативной демократии» организовано сосуществование аварцев, лезгин, кумыков и еще двух с лишним десятков народов

Отсюда проистекают сложности в социальной коммуникации выходцев с Северного Кавказа и местных жителей Центральной России и Западной Сибири нет нужды приводить здесь длинный список конфликтов между «мигрантами» и представителями местного населения (открытый печальными событиями в Кондопоге в 2006 г.), когда в роли мигрантов выступают чеченцы или дагестанцы. У всех памяти и анекдотические случаи, когда жители какого-нибудь российского региона требуют от властей «депортировать» кавказцев (являющихся гражданами одной и той же с ними страны) на их «историческую родину». Те чувства, которые социологи описывают как мигрантофобию и которые обычно адресованы иммигрантам, в российском случае зачастую адресованы российским гражданам. Иными словами, специфика России в данном контексте заключается в наложении социально-психологических проблем, связанных с иммиграционным притоком, на проблемы, связанные с межэтническими трениями и противоречиями внутри общества.


ГЛАВА 3.МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА НА ПРИМЕОЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИИ

3.1 Руководство миграционной политикой в Республике Карелия

 Территориальный орган - УФМС России по Республике Карелия создан для осуществления правоприменительных функций, функций по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, а также для реализации отдельных, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации задач и функций Федеральной миграционной службы.

Управление Федеральной миграционной службы по Республике Карелия является территориальным органом Федеральной миграционной службы в субъекте Российской Федерации, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции на территории Республики Карелия.

Руководство Управлением и контроль его деятельности осуществляет Федеральная миграционная служба. Управление является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, закрепленное за ним в установленном порядке, лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства, самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, а также соответствующие бланки, печати и штампы.5. Полное наименование территориального органа: Управление Федеральной миграционной службы по Республике Карелия. Краткое наименование территориального органа: УФМС России по Республике Карелия.Юридический адрес территориального органа: 185005, г. Петрозаводск, проспект А. Невского, д. 17.Фактический адрес территориального органа: 185005, г. Петрозаводск, проспект А. Невского, д. 17.

Исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Федеральной миграционной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 г. № 711, приказами и распоряжениями ФМС России, а также настоящим Положением. Деятельность Управления осуществляется в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности и гуманизма, на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности должностных лиц Управления за состоянием дел на порученном участке и выполнением Управлением отдельных поручений. Управление имеет структурные подразделения по направлениям деятельности, межрайонного, районного и городского уровня.
Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти. При решении совместных задач Управление обеспечивает необходимое взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.


Основными задачами УФМС России по Республике Карелия являются: 

1. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации. 

2. Осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации. 

3. Оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации. 4. Осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребывания в Российской Федерации. 

5. Реализация во взаимодействии с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции. 

6. . Исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства. 7. Осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации.

3.2 Анализ миграции в Республике Карелия

Анализ показывает, что до настоящего времени Россия в целом остается «принимающей» стороной – численность трудовых мигрантов в России (ежегодно 1,5-2 млн чел.) существенно превышает количество россиян, выезжающих на работу за границей (около 70 тыс.).

Подобное положение характерно и для Республики Карелия, где ежегодно выезжают на работу за границей до 2 тыс. чел.,  в то время как принимается около 3 тыс.

Большинство трудовых мигрантов приезжают в Россию из стран СНГ, их доля в общей численности в настоящее время превышает 75 %. Для Карелии эта тенденция более выражена – из стран СНГ прибывает более 90 % трудовых мигрантов. Видимо, рабочие места в региональной экономике республики недостаточно привлекательны для граждан дальнего зарубежья. Российские граждане более привлекательными для трудоустройства считают развитые страны Европы и Америки, принимающие более чем по 30 % уехавших из России, в Европе они больше трудоустраиваются на Мальте (6,8 %), в Нидерландах (6,4 %), Германии (4,2 %), в Америке – США (9,7 %). На Кипр выехало 11,2 %. Жители Карелии выезжают на работу на Кипр и Мальту  (в отдельные годы более 70 %). После кризиса работать на Кипр уехали 7,7 % в 2010 г. и всего 1,7 % в 2012, на Мальту, принявшую в 2010 г. 58,2 % трудовых мигрантов Карелии, в 2012 г. выехали только 19,5 %. 


Следует иметь ввиду, что приведенные показатели публикуются органами статистики на основании данных Федеральной миграционной службы и применительно к Карелии имеют весьма незначительную абсолютную значимость – общее количество выезжающих трудовых мигрантов не превышает 2 тыс.

Примечательным является численность трудовых мигрантов, выезжающих в соседнюю Финляндию – с 2005 г. (ранее официальных данных нет), статистикой зафиксирован всего один человек (2008 г.). Видимо, для краткосрочной занятости жителя Карелии предпочитают оформлять туристические (гостевые?) визы, а перспективы долгосрочного трудоустройства связываются с отъездом на ПМЖ.

В общей численности иностранных граждан из стран дальнего зарубежья, осуществляющих трудовую деятельность в России, преобладают выходцы из Китая (в 2016 году – более 43 %). «Страновая» специфика численности иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в Карелии, отражает ее геополитическое положение. В числе трудовых мигрантов из СНГ около половины – из Украины.

Статистика отмечает и  «кризисный» всплеск трудовой миграции – 4669 чел. в 2014 г. против 3315 в 2015 (2016 – 2042 чел.). Среди стран дальнего зарубежья лидирует Финляндия, «пославшая» на работу в Россию в 2015 г. 255 чел. – почти 70 % общей численности трудовых мигрантов из стран этой группы (374 чел.).

В последующие годы происходило уменьшение этой категории работников – до 83 в 2016 г. Этой тенденции не воспрепятствовал и мировой экономический кризис. Показательно сравнение трудовой миграции по профессионально-квалификационным группам.

Среди имеющих  разрешение на работу иностранцев на конец 2016 г. 31 % - неквалифицированные рабочие, еще 24,9 % – рабочие, занятые на горных, горно-капитальных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах.

Профессиональная структура имеющих разрешение на работу иностранцев в Карелии несколько иная. Присутствие среди мигрантов рабочих горных, горно-капитальных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ (458 чел., 25,8 % всей численности), дополняется значимым удельным весом водителей и машинистов подвижного состава – 448 чел. (более 25 % общего числа). А доля неквалифицированных рабочих существенно ниже, чем в России – 9,5 % (169 чел.).

Динамика образовательного уровня выезжающих на работу за границу внушает уважение – Россия «поставляет» весьма образованные кадры. Однако образовательная структура применительно к России и Карелии заметно отличается. В частности, в среде «российских» отъезжающих абсолютно преобладают кадры с высшим профессиональным образованием – более 41,3% в 2016 году (максимум был в 2009 году – 47,5%), среднее профессиональное и среднее общее образование имели, соответственно 36,3% и 21,1%. Примечательно, что в кризисном 2009 году последние показатели были 37 и 14,6%.