Файл: Построение организационных структур (ООО «АвтоМастер-Альфа»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы «Построение организационных структур» обусловлена тем, что основным принципом, определяющим специфику современного менеджмента, является принцип адаптивности фирм производителей к динамичным условиям рыночной среды во всем многообразии их проявлений. Реализация данного принципа предусматривает, в первую очередь, адаптивность организационной структуры к соответствующим целям и задачам, системы управления.

Новые требования к построению и поведению организаций предъявляют рыночные отношения, предпринимательская активность, развитие различных форм собственности, изменение функций и методов государственного регулирования и управления. Организационная деятельность испытывает влияние революционных изменений в технологической базе производства. Переход к эффективным формам организации и управления, построенным на научных принципах, стал главным условием успеха экономических реформ. Конкуренция продуктов и услуг стала, в сущности, конкуренцией организаций, используемых форм, методов и мастерства управления.

Предмет исследования – организационная структура управления.

Объектом исследования является организационная структура управления ООО «АвтоМастер-Альфа».

Цель работы – всестороннее изучение построения организационных структур и разработка проекта организационной структуры управления для ООО «АвтоМастер-Альфа».

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить различные источники по выбранной теме;
  • Рассмотреть понятие и суть организационных структур;
  • Рассмотреть теоретические основы построения организационной структуры управления на предприятии;
  • Провести анализ организационной структуры управления ООО «АвтоМастер-Альфа»;
  • Разработать предложения по совершенствованию организационной структуры управления ООО «АвтоМастер-Альфа».

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Теоретическое значение разработки данной темы заключаются в анализе совершенствования существующих организационных структур управления.

Практическое значение заключается в рекомендательном характере предложений по совершенствованию организационной структуры управления ООО «АвтоМастер-Альфа».

В ходе написания курсовой работы автор использовал такие методы исследования, как системный анализ и синтез, анализ документов, а также сравнение.


Для написания курсовой работы в основном использовались труды таких авторов, как А.С. Большаков, В.И. Кнорринг, рассматривающие различные точки зрения на понятие и сущность организационных структур управления; А.К. Семенов и В.И. Набоков, которые рассматривают требования, предъявляемые к организационным структурам и основные виды организационных структур; В.В. Томилов, который дает развернутую характеристику видов организационных структур управления, применяемых различными фирмами.

1. Теоретические основы построения организационной структуры управления на предприятии

1.1 Понятие организационной структуры предприятия и принципы структуризации

Структура (лат. structura – строение) – форма организации системы, единство устойчивых взаимосвязей между составляющими систему элементами.[1]

Под организацией понимаются юридически оформленные, иерархически структурированные совокупности профессионально ориентированных людей (персонал), объединенных для решения какой-либо задачи, выполнения определенной совместной целенаправленной деятельности.[2]

Под организационной структурой понимается состав и взаимосвязи между различными подразделениями фирмы, которые определяются исходя из единых целевых ориентиров и функциональных задач и базируются на сочетании специализации и кооперации. Фундаментальными принципами построения организационных структур являются рациональная децентрализация задач и полномочий и эффективность горизонтальных связей, устанавливаемых между организационными подразделениями.[3]

Основой для образования структурных (составных) частей организаций является предназначение самой организации и функции, которые выполняют ее составные элементы.[4]

Организационные структуры управления предприятиями отличаются большим разнообразием и определяются многими факторами:


– характером деятельности организации и ее особенностями (состав производимой или реализуемой продукции, технология, техническая оснащенность);

– размерами (объемами) производственной или коммерческой деятельности организации;

– соответствием структуры аппарата управления иерархической структуре основной деятельности (производство, коммерция);

– формой организации управления;

– соотношением между централизованной и децентрализованной формами управления организацией;

– соотношением между отраслевой и территориальной формами управления (по продукции, региону);

– уровнем механизации (автоматизации) управленческих работ, квалификацией работников;

– уровнем технологических процессов в организации;

– организацией снабжения и сбыта продукции;

– масштабом и формами осуществления заграничной деятельности.[5]

Единого подхода к принципам формирования структуры организаций и рационализации процессов их функционирования пока не существует. К принципам структуризации относятся: целепологание, приоритет функций над составом звеньев, приоритет объекта над субъектом, адаптивность, полная координация, минимум сложности, полномасштабность, пределы автономности, сочетание централизации и децентрализации, взаимосогласованность по вертикали и горизонтали, единство распорядительства, оптимальность диапазона контроля.

Основной принцип структуризации компании заключается в том, что структура компании и структуры жизненных циклов продукции/технологии по технологической цепи производства конечного продукта должны находиться в возможно большем взаимном соответствии.

Вместе с тем, структура компании динамична. Она подлежит перестройке при изменении:

а) структуры потребностей общества, в результате чего отживают одни технологические цепи и создаются другие;

б) содержания НИОКР как функции компании, происходящем под влиянием изменения потребностей и достижений научно-технического прогресса;

в) структуры потребляемых ресурсов и географического положения источников ресурсов.[6]

Все это ведет к изменению структуры и функций большой системы удовлетворения потребностей в целом и ее частей: системы продукции, производственной системы и системы ее развития. Непрерывность данных изменений приводит к необходимости периодической реструктуризации компаний и их деятельности. В российском законодательстве предусмотрены правовые нормы, регулирующие создание, реорганизацию и ликвидацию акционерных обществ. В рамках этих норм может осуществляться реструктуризация компаний.


Системный подход, придавая важное значение научно обоснованному определению функций управления и нормативов численности как части общего процесса формирования организационно-управленческой структуры, ориентирует исследователей и разработчиков на более общие принципы проектирования организаций. Прежде всего, он предполагает исходное определение системы целей организации, которые обусловливают структуру задач и содержание функций аппарата управления. Многообразие целей как на высшем, так и на среднем и низших уровнях организации обычно не может быть сведено к одному измерителю. Основное назначение большинства производственных организаций с точки зрения общества определяется целями удовлетворения рыночных потребностей в производимой продукции и услугах. В любом случае каждая цель отражает одну из объективно необходимых сторон функционирования и развития организационной системы.

Применительно к реализации системных принципов формирования внутренней структуры аппарата управления следует учитывать, что организационная структура является сложной характеристикой системы управления. В единой системе должны рассматриваться и различные методы формирования организационных структур управления, многие из которых появились лишь в последние годы. Эти методы имеют различную природу, каждый из них в отдельности не позволяет решить все практически важные проблемы построения организационной структуры аппарата управления и должен применяться в органическом сочетании с другими.[7]

1.2 Типология организационных структур

Типология организационных структур рассматривает четыре их вида: традиционную, дивизиональную, матричную, комбинированную.

Традиционные структуры базируются на сочетании принципов линейной и функциональной департаментизации в проектировании организаций. В их числе выделяются следующие структуры: линейные (рисунок 1); линейно-функциональные (рисунок 2); линейно-штабные (рисунок 3).[8]

Рисунок 1- Линейная структура управления

Рис. 1.4. Линейно-ональная структура управления

Рисунок 2- Линейно-функциональная структура управления


Рисунок 3- Линейно-штабная структура управления

Главным элементом являются линейно-функциональные схемы. Их основу составляют так называемый «шахтный» принцип организационного построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам, таким как маркетинг, производство, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, финансы, персонал. С помощью линейно-функциональных структур осуществляется механистический подход к управлению организацией, который свойствен, например, вертикально интегрированным компаниям, где охватывается весь цикл производства конечного продукта – от получения сырьевых ресурсов до реализации готовых изделий. Линейно-функциональные структуры имеют ряд преимуществ:

– четкость и определенность в системе взаимосвязей функций и подразделений;

– возможность сосредоточения руководителя на всей совокупности функциональных процессов;

– ясно выраженная ответственность;

– быстрая и адекватная реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.

Нельзя не отметить и их очевидные недостатки:

– отсутствие звеньев, занимающихся стратегическим планированием;

– непонимание стратегических перспектив руководителями многих уровней и, следовательно, доминирование оперативного управления;

– трудности в согласовании деятельности функциональных подразделений и определении ответственности при решении проблем, требующем участия нескольких подразделений;

– недостаточная гибкость и низкая степень адаптивности к динамике внешних факторов;

– несогласованность критериев эффективности функциональных подразделений и организации в целом;

– дистанцирование непосредственных исполнителей конкретных функций и лиц, принимающих решения;

– «перегрузка» руководителей верхнего уровня;

– возрастание зависимости результатов работы организации от личностных и деловых качеств руководителя;

– отсутствие возможностей для активизации внутренних коммуникаций и компенсации ощущения разобщенности между работниками различных подразделений.

Анализ преимуществ и недостатков линейно-функциональной структуры организации позволяет сделать вывод о сложности ее использования в современных условиях, когда актуальными становятся задачи рыночной адаптации, повышения качества выпускаемой продукции, создания и конструктивного использования единой философии бизнес-деятельности.