Файл: Государственный долг и экономика Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время почти все без исключения государства используют внешние и внутренние заимствования, чтобы покрыть дефицита своего бюджета. Долговое субсидирование государственных затрат стало нормой для множества развитых стран, особенно для стран с переходной экономикой и развивающихся. Не обошла данная тенденция и Россию, что устанавливает перед экономистами новейшие, особые задачи.

Объем государственного долга считается чрезвычайно значимым показателем для характеристики состояния экономики страны в целом. Поэтому тема данной дипломной работы всегда актуальна. Долг надо выплачивать, а ресурсы для этого правительство выделяет из бюджета страны во вред иным значимым выплатам, к примеру, повышение пенсий, что несомненно оказывает влияние на социально-экономическое положение населения страны. Соответственно, грамотное управление объемом и структурой государственного долга - существенная социально-экономическая задача.

Целью данного исследования является рассмотрение явления государственного долга и тех социально-экономических последствий, который он способен повлечь за собой, а также разработка дальнейших рекомендаций по эффективному управлению госдолгом.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих взаимосвязанных задач:

  • анализ причин возникновения госдолга, его структуры и инструментов;
  • оценка социально-экономического значения государственного долга;
  • оценка эффективности управления госдолгом;
  • рассмотрение основных проблем, возникающих в ходе управления госдолгом;

Объектом исследования являются государственный долг и экономика Российской Федерации.

Предмет исследования - совокупность экономических, финансовых, правовых, организационных условий и факторов, возникающих в процессе функционирования государственного долга.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: ЕГО СТРУКТУРА И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ


1.1. Содержание и структура государственного долга

Государство на определенных условиях передает муниципалитетам, региональным органам власти необходимые суммы денег для предоставления займов предприятиям и организациям, предполагающим реализацию каких-либо проектов при нехватке собственных средств.

По истечении определенного периода времени заемщик обязан вернуть муниципальному или исполнительному органу власти или его доверенному лицу сумму денег, полученную в качестве займа, и сумму процентов, оговоренную договором.

Для государства данный способ предоставления займов через муниципальные и региональные органы власти является дополнительным способом получения прибыли, необходимой для покрытия бюджетных разрывов. А заемщик на достаточно льготных условиях получает денежные средства, достаточные для реализации собственных проектов. Государство с одной стороны, осуществляет собственные программы развития, с другой стороны, дает возможность развиваться предприятиям малого, среднего и крупного бизнеса.

Если же государство для покрытия дефицита бюджета предпочитает не зарабатывать деньги, а занимать, возникает государственный долг. Государство может прибегать к займам, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Если государство не предпринимает усилий к погашению процентов по долгу и основного тела долга, отмечается рост государственного долга.

В сумму государственного долга России включаются денежные средства, занятые у:

  • физических лиц, как граждан России, так и подданных других государств;
  • юридических лиц вне зависимости от страны регистрации, формы собственности и вида деятельности;
  • иностранных государств на уровне международных договоров;
  • международных организаций, например, МВФ и т. д.;
  • иных субъектов международного права.

В сумму государственного долга так же включены обязательства, выданные государством вне зависимости от того, кто является получателем гарантии.

Все долговые обязательства России фиксируются Минфином в специальной книге. Для этого разработан специальный порядок ведения Государственной долговой книги, в соответствии с которым формируется структура долговой книги, порядок заполнения, сроки хранения.

На структуру и размеры государственного долга страны непосредственное влияние оказывает кредитная политика, проводимая государством, формы государственного кредита, используемого государством, целью которого является привлечение в экономику временно свободных средств граждан или юридических лиц.


В статье 98 Бюджетного Кодекса России дается определение, какие суммы составляют государственный долг страны. В него включаются:

  • суммы основного долга по полученным кредитам;
  • номинальная сумма долговых ценных бумаг, выпущенных государством;
  • номинальная сумма обязательств и гарантий, выданных государством.

Начисленные проценты, иные суммы, обязательные при обслуживании государственного долга, непосредственно в состав государственного долга не включаются. В соответствии со ст. 69 Бюджетного Кодекса данные расходы значатся отдельной строкой в бюджете страны. [1]

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что не все обязательства государства перед иными странами или третьими лицами относятся непосредственно к государственному долгу.

Государства предоставляют займы под определенные гарантии. В большинстве случаев гарантией и гарантом возврата долга выступает государственная казна государства-заемщика. Именно казна за счет всего имущества, принадлежащего государству, обязана гасить государственный долг в соответствии с договором. Никакие условия не должны становиться причиной отсрочки платежа или непогашения долговых обязательств в полном объеме.

Важно подчеркнуть, что реальные денежные средства, идущие на погашение государственных долговых обязательств, берутся из бюджета, хотя гарантом погашения и выступает казна страны. В соответствии с положениями Бюджетного Кодекса федеральные органы исполнительной власти обязаны предпринимать все необходимые усилия для исполнения федерального бюджета в части получения дохода, достаточного для обслуживания обязательств по государственному долгу страны.

В собственных пределах каждая страна формирует определенную ставку рефинансирования. За ее формирование отвечает Центробанк страны или иное ведомство с аналогичными полномочиями. Ставка рефинансирования - это процент возмещения, на который могут рассчитывать коммерческие банки, получая кредиты. На международном уровне при определении платежеспособности страны учитываются темпы роста ВВП и уровень ставки рефинансирования. Если

ВВП расчет более быстрыми темпами, чем ставка рефинансирования, государство может рассчитывать на предоставление кредитов на международном уровне. Страна относится к платежеспособным.

На данный момент времени государственные займы можно классифицировать по определенному признаку.

В зависимости от срока уплаты государственного долга он может быть капитальным или текущим. По текущим платежам срок исполнения обязательства уже наступил, государство обязано его погасить. Если долг капитальный, срок оплаты еще не наступил. Кредитор не имеет права требовать выплаты данного кредита или погашения обязательства.


В зависимости от того, кто является получателем займа или кредита, долг может относиться к уровню федеративному, субъекта или региона, муниципалитета. Если кредит получен субъектом или муниципалитетом, государство, как субъект международного права не является гарантом его возврата. Соответственно, субъекты и муниципалитеты не несут ответственности по долгам других регионов или страны в целом.

Государство может использовать добровольные и принудительные займы. Добровольные применяются в условиях стабильной политической и экономической обстановки. Государство с целью пополнения бюджета выпускает долговые ценные обязательства и предлагает их выкупить всем желающим. Частное лицо, предприятие вправе купить долговое обязательство, получать по нему доход самостоятельно или продать третьему лицу. Принудительные долговые обязательства характерны для периодов военных действий, чрезвычайной ситуации в экономике. В этом случае государства распространяют долговые обязательства среди частных лиц и организаций в принудительном порядке.

Резкий переход на рельсы рыночной экономики привел к не менее резкому сокращению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Попытки решить проблему за счет денежной эмиссии привели к гиперинфляции. На определенном этапе Правительство отказалось от кредитов Центробанка. Дефицит бюджета восполнялся за счет внешних и внутренних займов. Результатом стало резкое увеличение государственного долга страны, как перед внешними заемщиками, так и перед внутренними.

В зависимости от того, кто является кредитором, государственный долг может быть внешним или внутренним. Внутренний государственный долг формируется за счет займов у собственного населения, приобретающего государственные долговые обязательства. Для государства данный вид заимствований важен по многим причинам. Меняется структура сохранения денег. Накопления выводятся в оборот, население становится более экономически активным. К тому же государству выгодно занимать у собственного населения по политическим причинам. Население будет более склонно поддерживать стабильность в стране, если является кредитором данного государства. Важно помнить, что государство в большинстве случаев не ставит своей целью погасить внутренний долг. Значительная часть стран использует его больше в качестве рычага воздействия на собственное население. Государство стремится только поддерживать объемы внутренних займов на определенном уровне. Некоторое количество займов гасится. Но взамен погашенных обязательств сразу предлагаются новые.


Внешний государственный долг предполагает, что деньги занимаются не у собственного населения, а у других стран, сообществ стран, международных организаций и у частных лиц - иностранных граждан. В большинстве случаев государство для получения внешнего займа должно выполнить определенные условия, например, не препятствовать продаже на территории страны определенного товара или передать стране-кредитору определенные материальные ценности в качестве обеспечения займа. [2]

В России в Бюджетном Кодексе содержится положение, в соответствии с которым государственный долг относится к внешнему или внутреннему в зависимости от того, в какой валюте он получен. Если займы или кредиты получены в валюте, являющейся для России государственной, т. е. в российских рублях, он относится к внутреннему долгу. Если займ или кредит получен в иной валюте, не являющейся государственной для России, он относится к внешнему долгу. [3]

Подобное деление на внутренние и внешние займы на текущий момент времени является неактуальным. На данный момент времени значительная часть операций, проводимых внутри страны, оформляется в иностранной валюте. Многие эксперты полагают, что в вопросах деления государственного долга на внешний и внутренний необходимо руководствоваться методиками, предложенными МВФ. В соответствии с этими методиками к внутреннему долгу относятся займы и кредиты, полученные от резидентов страны. Если займ или кредит получен от нерезидента страны, то он относится к внешнему госдолгу. Более целесообразным считается деление госдолга на внешний и внутренний с учетом воздействия на платежный баланс страны.

В зависимости от сроков погашения госдолг может быть:

  • краткосрочным. Срок погашения наступает не позднее, чем через 1 год;
  • среднесрочным. Срок погашения не превышает 5 лет;
  • долгосрочным. Срок погашения не превышает 30 лет.

Россия в начале XXI была вынуждена занимать большие суммы для покрытия дефицита бюджета. В итоге значительная часть бюджета страны тратилась и тратится на обслуживание внешнего долга. Результатом становятся последовательные кризисы в экономике в 1998, 2008, 2014 годах, последствия которых не преодолены до сих пор.

1.2.Причины возникновения и источники погашения государственных займов