Файл: Выбор стиля руководства в организации (Стиль лидерства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Менеджер-индивидуал. Считает, что кроме него никто не работает и ничего не понимает. Сам лично работает много и порой даже плодотворно. С коллективом срабатывается трудно.

Менеджер-неформал. Тип, распространившийся в годы перестройки и тотальной выборности руководителей. Весьма демократичен. Умеет «работать с людьми» и стимулировать их к труду. Прекрасно выступает, в совершенстве владеет приемами социальной демагогии. Профессионально подготовлен слабо, впрочем, с удовольствием учится и способен к развитию.

Менеджер-предприниматель. Хорошо и профессионально подготовлен. Видит свою цель в экономическом и социальном процветании предприятия и его коллектива. Интересы клиентов, покупателей и подчиненных для него святое дело. Постоянно совершенствует производство, обновляет продукцию. Умеет зарабатывать деньги для себя и коллектива.

Некоторые руководители еще пользуются в своей работе интуитивным стилем. Этот стиль основан на интуиции, проявляющейся, исходя из предшествующего опыта работы. Но возникают абсолютно новые задачи, которые нельзя решать методом проб и ошибок. Поэтому в современных условиях интуитивный стиль в управлении потерял свою актуальность.

Ни один стиль управления не может считаться лучше других во всех случаях. В каждом конкретном случае действия руководителя должны определяться конкретной ситуацией. Хорошим окажется лидер, который сумеет использовать возникшую ситуацию. Для этого необходимо хорошо знать способности подчиненных, их возможности для выполнения поставленной задачи, свои полномочия.

В процессе выполнения задачи может измениться ситуация, и это потребует изменить способы воздействия на подчиненных, т.е. стиль руководства. Как и управление в целом, лидерство в какой-то мере является искусством, поэтому эффективным окажется тот лидер, способный при необходимости изменить стиль руководства, т.е. ориентироваться на реальные условия производства и окружающей среды. Также в руководстве важно проявлять гибкость, иногда жесткость, уметь делегировать полномочия, а также идти в ногу со временем, особенно в современном, динамично развивающимся мире. Такой подход позволяет говорить об адаптивном руководстве.

4. Стиль и имидж менеджера

Наряду с четкими правилами работы менеджера существуют и такие, которые нельзя сформулировать однозначно и конкретно. Речь идет о правилах поведения менеджера, о нужных ему манерах, одежде – всем том, что в былые времена называлось правилами хорошего тона.


Менеджер должен быть воспитанным, привлекательным. Это для него не просто желательные, как для любого другого человека качества, но обязательные профессиональные признаки. Ведь бизнесмену-руководителю приходится все время иметь дело с людьми, а от их отношения к личности менеджера в целом зависит успех предприятия.

Требуется воспитать в себе постоянное умение вести себя в обществе, создавать в глазах окружающих то, что называют своим неповторимым лицом, образом, имиджем.

Вести себя желательно естественно, непринужденно в общении, в меру раскованно, сочетающиеся с глубоким уважением к окружающим. Непосредственность без фамильярности, дружелюбие без слащавости, прямота без грубости, искренность без хитрости, откровенность без назойливости. Все это вместе можно называть тактом. Тактичный человек терпимо относится к окружающим, никогда не ставит других (и себя) в неловкое положение, старается никого не обижать без крайней нужды, не доставляет окружающим неприятностей или неудобств. Признаки такта – не влезать в чужие дела, не ныть и не жаловаться на свои трудности. Такт – это также скромность и желание оставаться в тени, не делать другим замечаний, не подчеркивать своих достоинств и чужих недостатков, не перебивать собеседника, что бы он не говорил. И при этом соблюдать собственное достоинство, уважительно относиться не только к окружающим, но и к себе. В русском языке все эти качества получили название «интеллигентность».

Важнейшим признаком правильного тона менеджера, отличительным качеством его имиджа является речь. Следует говорить негромко и спокойно. В острой ситуации помнить золотое правило: содержание речи, аргументация должны быть твердыми, а форма выражения – мягкой. Стараться говорить коротко и весомо. Избегать слов-паразитов: «как говорят», «честно сказать», «вот», «ну», «так сказать» и т.п. Жесты и мимика должны быть сдержанными. Стараться говорить только о деле, не препятствуя партнеру высказываться на любую тему. Это будет выгодно отличать руководителя. Не переходить на «ты», особенно если ваш собеседник моложе вас или ниже по служебному, общественному положению, не фамильярничать.

Хорошо помогает деловой беседе открытая, доброжелательная улыбка, уместная шутка, хороший юмор.

Поговорим еще об одном важном проявлении стиля и имиджа менеджера – о его одежде.

Провожают, как известно, по уму. Встречают, как правило, по одежде. Поэтому о столь важном «инструменте» делового человека, как одежда, просто нельзя не упомянуть.


Для менеджера, предпринимателя, делового человека одежда имеет важное значение. Ведь это, так сказать, его спецодежда, форма, визитная карточка. От того, как он будет встречен «по одежке», зависит не только его личное благополучие, но в большинстве и успех большого дела, судьба многих людей.

И еще одно качество менеджера, в огромной степени определяющее его внешний вид. Речь идет о вкусе. Вкус – это чувство изящного, глубокое внутреннее понимание красоты и сообразности.

Одним из наиболее известных «спецов мирового класса» по деловой одежде является американец Дж.Т.Моллой, выпустивший в Нью-Йорке книгу под названием «Одежда для успеха».

Вот некоторые общие требования к внешнему виду менеджера: деловитость и уверенность в себе; солидность и привлекательность; надежность, вызывающая доверие; элегантность и изящество.

Что же нужно носить деловому человеку, чтобы отвечать этим требованиям?

Единство стиля одежды достигается выбором однотонных и однофактурных элементов. Рекомендуются одноцветные костюмы коричневого, синего, бежевого, серого тонов, черного. С ними хорошо гармонируют одноцветные рубашки и галстуки.

Цвет одежды не должен быть ни блеклым (все в светло-голубом либо в светло-сером тоне), ни кричащим (оранжевым, ярко-синим, ярко-зеленым).

Выбирая одежду, следует обязательно учитывать такие важнейшие характеристики внешнего вида, как рост, полнота, пропорции фигуры.

Несколько слов о прическе. Прежде всего, нужно подобрать ее к лицу. Это относится к бороде и усам.

В заключение несколько итоговых мыслей-рекомендаций:

- одежде деловой человек должен уделять значительное внимание – она того заслуживает;

- следует постоянно пристально следить как за общей гармонией, так и за чистотой и порядком в одежде и обуви;

- стремиться одеваться в том же стиле, что и ваши партнеры по бизнесу:

- не будьте рабами моды: старайтесь иметь свое лицо;

- не жалейте денег на рубашки и галстуки, а также на другие детали гардероба.

Множественные исследования позволяют дать несколько рекомендаций, помогающих деловой женщине избежать обычных ошибок при выборе своей одежды:

- желательно отдавать предпочтение строгому, офисному стилю, а это, в основном брюки, костюмы пиджаки, платья, юбки и т.д.;

- не нужно целиком полагаться на моду, желательно найти свой стиль;

- желательно носить платья и юбки однотонных спокойных цветов: серый, бежевый, умеренно синий, темно-синий, черный;

- костюмы, пальто, плащи, туфли – все должно сочетаться между собой, не желательно носить вещи кричащих, ярких цветов;


- одежда должна оставаться строгой, цвета - умеренными;

- макияж должен соответствовать статусу, быть умеренным и естественным. То же самое касается маникюра и аксессуаров;

- прическу выбирать простую – не стоит усложнять образ сложной прической, укладкой. Желательно собрать волосы в хвост, пучок или распустить;

- духи – дорогие, но запах должен быть едва уловим.

Важную роль в достижении успеха как женщин, так и мужчин играет служебный кабинет.

Главные требования к кабинету – чистота и удобство, простор и добротность.

Стол, стулья, сувениры, картины, стены, пол и весь интерьер – все должно выглядеть добротным, солидным, со вкусом, не загроможденным, не захламленным.

Интерьер кабинета должен производить ощущение надежности, деловитости, гармонии.

Все эти детали прямо и косвенно отражают стиль менеджера. Менеджер – это не просто профессия или статус – это образ жизни, это огромная работа над собой. И от того, как подходить к этому делу, с какой ответственностью и серьезностью работать и прикладывать усилия – от того зависит весь процесс управления, вся работа в организации

Заключение

Любой руководитель (менеджер) независимо от того, на какой должности находится, прежде всего опирается в своей работе на общепринятые принципы и методы управления. Но каждый руководитель проявляет при этом и свою индивидуальность, характерные для него способы действий, что определяет стиль его работы. Стиль работы руководителя трактуется как совокупность его своеобразных приемов управления и как привычная манера его поведения по отношению к подчиненным в типичных управленческих ситуациях.

Суть стиля руководства во многом определяют: мотивы и личные качества руководителя; его уверенность в подчиненных; сила влияния подчиненных на поведение и действия руководителя; сложившиеся ситуации и др. Свое воздействие на стиль работы руководителя оказывает и трудовой коллектив: не всякий стиль получает одобрений с его стороны. Поэтому руководителю следует основательно подумать, как надо руководить. Влияют на стиль руководства также внешние факторы. Не бывает совершенного, идеального стиля руководства, и нет абсолютно правильного или неправильного стиля. Все зависит от конкретной ситуации, от характера и отношения руководителя к работе и коллективу. Совокупное влияние всех факторов на стиль работы руководителя можно представить следующим образом (рис.3.9)


Принципы

Личные качества

и методы

Коллегия

руководителя

руководства

Руководителей

Руководители

СТИЛЬ

Коллектив

разных рангов

РУКОВОДСТВА

(подчиненные)

Требования к

Ситуация

Внешние факторы

Выполняемой

(традиция)

Работе

Рис.3.9. Факторы, формирующие стиль руководства

Рассмотрев все стили руководства, можно сказать, что в любом из стилей управления есть плюсы и минусы, поэтому нет абсолютно верного стиля, которому надо строго придерживаться. Но нужно действовать по ситуации и придерживаться баланса, т.е. использовать тот или иной стиль по необходимости и смотреть по сложившимся обстоятельствам. Важно использовать разные стили руководства, где это необходимо, но ориентироваться на свой личный опыт, ситуацию, коллектив, обстоятельства.

Совершенствование стиля руководства – главная задача многих руководящих работников. К ее решению руководители (менеджеры) могут подходить по-разному, т.к. на стиль оказывают воздействие, как уже отмечалось, многие факторы.

Общие тенденцию развития стилей работы современных менеджеров определяют такие черты:

- приказы и распоряжения начинают уступать место убеждению, строгий контроль – доверию;

- переход во внутриорганизационных отношениях «начальник – подчиненный» к отношениям сотрудничества;

- поощрение коллективных форм работы;

- поддержка любых новых идей своих подчиненных, публичное признание заслуг сотрудников;

- стремление создать и поддерживать хороший психологический климат в коллективе.