Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Монополистическая конкуренция).pdf
Добавлен: 26.06.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
Более высокие издержки. Компании, давно работающие на обувном рынке, имеют преимущества по издержкам. Основой этих преимуществ могут быть передовые технологии в производстве, доступ к лучшим источникам сырья, государственным субсидиям или выгодное местоположение, а также активы, которые ранее были приобретены по более низкой цене.
Доступ к каналам распределения. Новые конкуренты должны искать каналы распределения своих товаров или услуг. Новые продукты могут вытеснить традиционные изделия за счет более низкой цены, направленных продаж и т.д. Чем более ограничены каналы сбыта оптовой или розничной торговли и чем более прочное положение занимают в них существующие конкуренты, тем тяжелее проникнуть в эту отрасль.
Знание специфики обувного ритейла — ориентация на основные принципы и правила продажи обуви, предпочтения покупателей.
Административные барьеры, которые связаны с несовершенством системы государственного управления, что может создавать препятствия на пути становления и развития бизнеса.
Стремительно растущая себестоимость производства обуви — во время кризиса цены на овчину и кожу поднялись в среднем на 50%, а за последний год — на 30%, ставки же на аренду магазинов, несмотря на снижение спроса, остаются высокими.
Умение продать свою продукцию, даже хорошую, всегда было проблемой для отечественных предприятий: на широкую рекламную кампанию денег, как правило, не хватает, как и умения эффективно организовать фирменную торговлю. У новых конкурентов серьезных проблем с захватом каналов распределения не предвидится.
Оценим уровень технологического развития в обувной отрасли.
Рис. 4 – Структура импорта по странам
Рынок обуви насыщен лишь на 70%. Российская обувная промышленность занимает 0,3% мирового рынка производства обуви. Объем рынка составляет 23 млрд долл. США в стоимостном выражении и 370 млн пар обуви в натуральном выражении. Важно отметить, что обувь на российском рынке в основном импортная. По данным ФТС России, основной поставщик обуви — Китай, около 71% в стоимостном выражении. Затем идут Италия — 9%, Вьетнам — 4%, Индонезия — 2%, а также Германия, Таиланд, Турция — по 1% (рисунок 4). Дешевизна — вот главное конкурентное преимущество китайской продукции.
На российском обувном рынке можно выделить несколько сегментов. Самый значительный — это нижний ценовой сегмент, занимающий 50% рынка. В нем представлены следующие обувные бренды: «Вестфалика», Franchesko Donni, «Пешеход», «Фабрика обуви», «ЦентрОбувь» и др. Наиболее перспективен среднеценовой сегмент, который занимает 25% обувного рынка и представлен следующими брендами: Egle, Mascotte и др. Наконец, в верхнем ценовом сегменте работают такие известные фирмы, как ALBA, TJ Collection, Louis Vuitton и др.
Можно утверждать, что российские компании не представлены в верхнем ценовом сегменте обувного рынка как раз потому, что уровень технологического развития в производстве обуви в России отстает от других стран (например, европейских). В основном обувь производится с использованием искусственных кож и материалов и не предназначается для длительного использования (чаще всего не более 1-2 сезонов), поэтому говорить об инновационных технологиях в производстве обуви в Российской Федерации особо не приходится. При продаже обуви основной упор делается на психологический аспект, использование рекламы — именно эти факторы являются точками роста для российских компаний.
Сделаем выборку российских компаний, относящихся к данному рынку, по производству и объемам продаж: «ЦентрОбувь», «Юничел», «Белвест», «Обувь России».
«ЦентрОбувь». В 2012 г. становится лидером обувного рынка России по объему продаж (в 2012 г. было куплено свыше 60 млн пар обуви). Данная компания активно развивает бренд.
«Юничел». Ежегодно с конвейеров «Юничел» сходит порядка 3 млн пар кожаной обуви высокого качества. Фирменная торговая сеть насчитывает 400 магазинов, расположенных в 130 городах России. Данная фирма работает в среднеценовом сегменте.
«Белвест».В 1989 г. выпущена первая пара обуви, а в конце 1991 г. предприятие вышло на проектную мощность. На данный момент фирменная сеть насчитывает более 280 магазинов только в Российской Федерации, более 40 — в Республике Беларусь, 7 — в Латвии. «Белвест» работает в сред- неценовом сегменте.
«Обувь России». Фирма основана в 2003 г., головной офис расположен в Новосибирске. Фирма входит в пятерку крупнейших операторов российского обувного рынка, является лидером средне- ценового сегмента.
Данные по выручке вышеуказанных компаний приведены в табл. 3.
Таблица 3 - Выручка 5 крупнейших российских компаний по производству и продаже обуви
Название компании |
2013 г. |
2011 г. |
2015 г. |
|||
Выручка, руб. |
Доля, % |
Выручка, руб. |
Доля, % |
Выручка, руб. |
Доля, % |
|
«ЦентрОбувь» |
449 000 000 |
0.0640 |
315 000 000 |
0,0364 |
394 000000 |
0,0422 |
«Обувь России» |
64 319000 |
0,0091 |
129 722000 |
0,0150 |
192 900 000 |
0,0206 |
«Юничел» |
40 440 000 |
0,0058 |
7969000 |
0,0009 |
35 956000 |
0,0038 |
«Белвест» |
1263000 |
0,0001 |
3207000 |
0,0003 |
278 000 |
0,00003 |
Зная выручку компаний, а также общую выручку на обувном рынке России, можно высчитать индекс концентрации, индекс энтропии и индекс Херфиндаля-Хиршмана (IHH) по каждому году. Но уже очевидно, что этот рынок является высококонкурентным и низкоконцентрированным.
Понятно, что российский рынок обуви находится на этапе развития и характеризуется:
- низким, но растущим уровнем консолидации и концентрации розничного рынка обуви;
- высоким уровнем конкуренции;
- отсутствием на рынке лидеров мирового розничного рынка обуви.
Низкий уровень консолидации российского розничного рынка обуви характеризует большое количество мелких игроков (более 250 только обувных сетей) и их сравнительно низкие обороты. Даже крупные игроки контролируют небольшой процент рынка.
В результате более подробного изучения ассортимента можно сделать вывод, что конкуренция между компаниями ведется в основном на уровне цен. Российские производители не изготавливают обувь, соответствующую западным стандартам, что не позволяет им конкурировать с иностранными компаниями. Причем у российских компаний не видно стремления исправить данное положение. Им приходится только снижать цену выпускаемой ими продукции, чтобы не становиться банкротами.
Заключение
Таким образом, конкуренция фирм, предоставляющих услуги, в большей степени зависит от субъекта, поскольку услуга персонифицирована субъектом, и этот фактор не менее значим, чем доступность, цена и качество услуги.
В последнее время на данном рынке стала проявлять себя конкуренция между фирмами, производящими товары, и фирмами, оказывающими различные сервисные услуги. Например, между фирмами, производящими компьютеры, и фирмами, предоставляющими соответствующие сервисные услуги — ремонт, наладка, комплектация.
Несмотря на то что рынок компьютеров в большей степени олигопольный, чем монопольно-конкурентный, по степени дифференциации товара и по наличию несколько десятков фирм, производящих и комплектующих их, он может быть отнесён к последнему виду рынка. Этот вид отраслевого рынка развивается огромными темпами, и быстро обнаружилось, что интерес производителя (расширить рынок сбыта за счёт постоянного обновления ассортимента) и интерес сервисных фирм (продлить срок жизни уже существующим моделям, изменение модификации) не всегда совпадают, что и создаёт условия для конкуренции. Поэтому многие фирмы, находя выход из этого положения, стремятся осуществлять совместно производство данного товара и связанные с ним сервисные услуги, объединив их в единое целое под одной торговой маркой, а торговые фирмы стремятся расширять и дифференцировать, индивидуализировать предоставляемые услуги.
Список литературы
- Авдашева С.Б., Розанова Н.В. Теория организации отраслевых рынков: учебник. М.: Магистр, 2012. 320 с.
- Коннова Т. На пороге перемен (рынок обуви) // Российская торговля. - 2011. - № 11. - С. 8-14.
- МаркетМастерс - маркетинговые исследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.marketmasters.ru/pages/r_shoes.php (дата обращения: 08.04.2016).
- На пороге перемен» (рынок обуви) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.torglocman.com/folders/kommientarii-stati-voprosy-i-ot- viety-9/documents/statia-na-poroghie-pieriemien-rynok-obuvi (дата обращения: 22.02.2016).
- Рок изобилия: прогноз развития российского обувного рынка. Оценка объема рынка обуви [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.shoes- report.ru/articles/rynok/rok-izobiliya-prognoz-razvitiya-rossiyskogo-obuvnogo- rynka-otsenka-obema-rynka-obuvi/ (дата обращения: 08.04.2016).
- Титов А. Спрос начнет восстанавливаться уже в 2016 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2719023 (дата обращения: 22.02.2016).
- Экономика России, цифры и факты. Часть 11. Легкая промышленность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://utmagazine.ru/posts/ 10564-ekonomika-rossii-cifry-i-fakty-chast-11-legkaya-promyshIennost (дата обращения: 08.04.2016).
- Щербина М.В. Определение конкурентной среды на промышленных рынках Российской Федерации в рамках научно-исследовательской работы студентов // Вестник экономической интеграции. 2009. № 11-12. С.112-116.
- Идеи для бизнеса. Производство обуви. URL: www.ideibiznesa.org/proizvodstvo-obuvi.html (дата обращения: 10.03.2014).
- Москаленко Л. Шагнул на новую территорию // Эксперт. 2012. № 4 (787).
- РБК. Исследования рынков. URL: www.adme. ru/research/rynok-obuvi-nasyschen-tolko- na-70-51264 (дата обращения: 08.04.2016).
- Система профессионального анализа рынков и компаний (СПАРК) URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_158592.
- Система профессионального анализа рынков и компаний (СПАРК) URL: http://www. spark-interfax.ru.
- URL: www.centrobuv.ru.
- URL: www.unichel.ru.
- URL: www.belwest.ru.
- URL: www.obuvrus.ru.
-
Рок изобилия: прогноз развития российского обувного рынка. Оценка объема рынка обуви [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.shoes- report.ru/articles/rynok/rok-izobiliya-prognoz-razvitiya-rossiyskogo-obuvnogo- rynka-otsenka-obema-rynka-obuvi/ (дата обращения: 08.04.2016). ↑
-
МаркетМастерс - маркетинговые исследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.marketmasters.ru/pages/r_shoes.php (дата обращения: 08.04.2016). ↑
-
МаркетМастерс - маркетинговые исследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.marketmasters.ru/pages/r_shoes.php (дата обращения: 08.04.2016). ↑
-
МаркетМастерс - маркетинговые исследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.marketmasters.ru/pages/r_shoes.php (дата обращения: 08.04.2016). ↑
-
Рок изобилия: прогноз развития российского обувного рынка. Оценка объема рынка обуви [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.shoes- report.ru/articles/rynok/rok-izobiliya-prognoz-razvitiya-rossiyskogo-obuvnogo- rynka-otsenka-obema-rynka-obuvi/ (дата обращения: 08.04.2016). ↑
-
Экономика России, цифры и факты. Часть 11. Легкая промышленность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://utmagazine.ru/posts/ 10564-ekonomika-rossii-cifry-i-fakty-chast-11-legkaya-promyshIennost (дата обращения: 08.04.2016). ↑
-
Рок изобилия: прогноз развития российского обувного рынка. Оценка объема рынка обуви [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.shoes- report.ru/articles/rynok/rok-izobiliya-prognoz-razvitiya-rossiyskogo-obuvnogo- rynka-otsenka-obema-rynka-obuvi/ (дата обращения: 08.04.2016). ↑
-
Рок изобилия: прогноз развития российского обувного рынка. Оценка объема рынка обуви [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.shoes- report.ru/articles/rynok/rok-izobiliya-prognoz-razvitiya-rossiyskogo-obuvnogo- rynka-otsenka-obema-rynka-obuvi/ (дата обращения: 08.04.2016). ↑