Файл: Ценовые войны в теории и на практике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Исследование ценовых войн на нефтегазовом рынке

Цель курсовой работы – исследование проблемы ценовых войн. Задачи работы: исследовать сущность и виды ценовых войн; рассмотреть последствия ценовых войн; проанализировать ценообразование, цены и объемы продаж на рынке газа России; провести анализ ценообразования на рынке нефти; выявить проблемы ценовых войн на нефтегазовом рынке и определить пути их решения. Цель курсовой работы – исследование проблемы ценовых войн. Задачи работы: исследовать сущность и виды ценовых войн; рассмотреть последствия ценовых войн; проанализировать ценообразование, цены и объемы продаж на рынке газа России; провести анализ ценообразования на рынке нефти; выявить проблемы ценовых войн на нефтегазовом рынке и определить пути их решения. Цель курсовой работы – исследование проблемы ценовых войн. Задачи работы: исследовать сущность и виды ценовых войн; рассмотреть последствия ценовых войн; проанализировать ценообразование, цены и объемы продаж на рынке газа России; провести анализ ценообразования на рынке нефти; выявить проблемы ценовых войн на нефтегазовом рынке и определить пути их решения. Цель курсовой работы – исследование проблемы ценовых войн. Задачи работы: исследовать сущность и виды ценовых войн; рассмотреть последствия ценовых войн; проанализировать ценообразование, цены и объемы продаж на рынке газа России; провести анализ ценообразования на рынке нефти; выявить проблемы ценовых войн на нефтегазовом рынке и определить пути их решения. Цель курсовой работы – исследование проблемы ценовых войн. Задачи работы: исследовать сущность и виды ценовых войн; рассмотреть последствия ценовых войн; проанализировать ценообразование, цены и объемы продаж на рынке газа России; провести анализ ценообразования на рынке нефти; выявить проблемы ценовых войн на нефтегазовом рынке и определить пути их решения. Цель курсовой работы – исследование проблемы ценовых войн. Задачи работы: исследовать сущность и виды ценовых войн; рассмотреть последствия ценовых войн; проанализировать ценообразование, цены и объемы продаж на рынке газа России; провести анализ ценообразования на рынке нефти; выявить проблемы ценовых войн на нефтегазовом рынке и определить пути их решения.


2.1. Анализ цен и объемов продаж российского газа

Цель курсовой работы – исследование проблемы ценовых войн. Задачи работы: исследовать сущность и виды ценовых войн; рассмотреть последствия ценовых войн; проанализировать ценообразование, цены и объемы продаж на рынке газа России; провести анализ ценообразования на рынке нефти; выявить проблемы ценовых войн на нефтегазовом рынке и определить пути их решения. Цель курсовой работы – исследование проблемы ценовых войн. Задачи работы: исследовать сущность и виды ценовых войн; рассмотреть последствия ценовых войн; проанализировать ценообразование, цены и объемы продаж на рынке газа России; провести анализ ценообразования на рынке нефти; выявить проблемы ценовых войн на нефтегазовом рынке и определить пути их решения. Цель курсовой работы – исследование проблемы ценовых войн. Задачи работы: исследовать сущность и виды ценовых войн; рассмотреть последствия ценовых войн; проанализировать ценообразование, цены и объемы продаж на рынке газа России; провести анализ ценообразования на рынке нефти; выявить проблемы ценовых войн на нефтегазовом рынке и определить пути их решения. Цель курсовой работы – исследование проблемы ценовых войн. Задачи работы: исследовать сущность и виды ценовых войн; рассмотреть последствия ценовых войн; проанализировать ценообразование, цены и объемы продаж на рынке газа России; провести анализ ценообразования на рынке нефти; выявить проблемы ценовых войн на нефтегазовом рынке и определить пути их решения. Цель курсовой работы – исследование проблемы ценовых войн. Задачи работы: исследовать сущность и виды ценовых войн; рассмотреть последствия ценовых войн; проанализировать ценообразование, цены и объемы продаж на рынке газа России; провести анализ ценообразования на рынке нефти; выявить проблемы ценовых войн на нефтегазовом рынке и определить пути их решения. Цель курсовой работы – исследование проблемы ценовых войн. Задачи работы: исследовать сущность и виды ценовых войн; рассмотреть последствия ценовых войн; проанализировать ценообразование, цены и объемы продаж на рынке газа России; провести анализ ценообразования на рынке нефти; выявить проблемы ценовых войн на нефтегазовом рынке и определить пути их решения.

Рынок газа, в отличие от рынка нефти, является менее конкурентным по вполне понятным причинам: на нём действует меньше независимых продавцов, газ во многом сложнее транспортировать до покупателей (требуется либо использование газопроводов, либо применение затратных технологий сжижения-разжижения). В России экспортом газа занимается компания «Газпром», которая одновременно работает и на внутреннем рынке (конкурируя в России с компанией «Новатэк», работающей в основном на внутреннем рынке). При этом необходимо иметь в виду, что у газа имеются товары-субституты, то есть энергоносители других видов (в Европе к ним отнесены мазут и газойль/дизтопливо[19]). Отсюда понятны тенденции роста цен на газ, поставляемый в Европу ОАО «Газпром» (соответствовал динамике цен на нефть), что подтверждается многими исследованиями корреляции газовых и нефтяных цен[20].


В составе формулы цены на газ, учитывая привязку к замещающим видам топлива, исторически использовались два вида нефтепродуктов (субститутов): дизельное топливо (вес 60%) и мазут (вес 40%). Данная модель (Гронингенская модель) была сформирована ещё в 1962 г. При этом коэффициенты при ценах на мазут и дизельное топливо в европейских контрактах не были постоянными, а в формуле стали использовать и другие компоненты. Так, Директорат по конкуренции Европейской комиссии на основе данных по анализу условий более 500 действовавших в Евросоюзе в середине 2000-х гг. долгосрочных контрактов на поставки газу (со сроком выше 12 мес.) охарактеризовал относительную распространённость использования разных показателей индексации цены. Вес индексации по ценам на дизельное топливо составил 44,8%, на мазут— 29,5%, по конкурентной цене газа — 9,8%, на сырую нефть — 3,6%, на уголь — 2,3 %, на электричество — 1,5%, а вес инфляции — 4,1%. То есть наиболее распространённой привязкой всё же, по оценкам специалистов, является привязка к цене нефтепродуктов[21].

При этом поставка газа на внешний рынок и внутри России существенно отличается по ценам. В табл. 1 представлены данные о средних ценах продаж в перерасчёте на доллары США.

Таблица 1

Цена и объёмы продаж российского газа в России, странах СНГ и Европе[22]

Показатель

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

1

2

3

4

5

6

7

8

Реализация газа в РФ, млрд м3

300,80

298,00

309,10

305,70

307,00

316,30

307,00

Реализация газа в СНГ, млрд м3

39,60

42,50

44,10

65,70

76,60

101,00

96,50

Реализация газа в Европу, млрд м3

126,90

128,60

140,60

153,20

156,10

161,50

168,50

Реализация всего, млрд м3

467,30

469,10

493,80

524,60

539,70

578,80

572,00

Средняя цена реализации в РФ, р./1 000 м3

357,90

505,00

668,70

826,20

1014,10

1129,40

1301,10

Средний курс доллара, р./долл.

29,17

31,35

30,69

28,81

28,30

27,17

25,58

Средняя цена реализации в РФ, долл./1000 м3

12,27

16,11

21,79

28,68

35,83

41,57

50,86

Средняя цена реализации в СНГ, долл./1000 м3

41,50

45,40

43,60

46,70

60,70

88,60

110,90


Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

6

7

8

Средняя цена реализации в Европу,
долл./1 000 м3

122,60

102,50

131,60

137,70

192,40

261,90

269,40

Реализация газа в РФ, млрд м3

292,20

273,50

277,30

280,70

264,90

243,30

232,40

Реализация газа в СНГ, млрд м3

96,50

56,70

70,20

81,70

66,10

59,40

48,10

Реализация газа в Европу, млрд м3

184,40

148,30

148,10

156,60

151,00

174,30

159,40

Реализация всего, млрд м3

573,10

478,50

495,60

519,00

482,00

477,00

439,90

Средняя цена реализации в РФ, р./1 000 м3

1640,60

1839,50

2296,80

2631,70

2871,40

3264,60

3 530,90

Средний курс доллара, р./1 000 м3

24,86

31,83

30,36

29,39

31,08

31,85

38,61

Средняя цена реализации в РФ, долл./1 000 м3

65,99

57,79

75,65

89,54

92,39

102,50

91,45

Средняя цена реализации в СНГ, долл./1 000 м3

159,20

202,10

231,70

289,50

305,42

267,12

266,42

Средняя цена реализации в Европу, долл./1 000 м3

407,30

296,70

301,80

383,00

385,25

381,46

355,21

Сопоставление динамики долларовых цен «Газпрома» на газ в России, странах СНГ и Европе в 2001-2014 гг. позволяет построить такой график (рисунок 1).


Рисунок 1 - Средние цены продаж «Газпромом» газа в России, странах СНГ и Европы в 2001-2014 гг., доля, /1000 м3[23]

Из графика видно, что средняя цена на реализацию газа в Европу значительно превышает и средние цены на реализацию в страны СНГ, и, тем более, средние цены реализации газа в России.

Доли реализации по рынкам представим в виде табл. 2.

Таблица 2

Структура продаж «Газпромом» газа в России, странах СНГ и Европы в 2001-2014 гг., %[24]

Рынок сбыта

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Россия

64,37

63,53

62,60

58,27

56,88

54,65

53,67

50,99

57,16

55,95

54,08

54,96

51,01

52,83

Страны СНГ

8,47

9,06

8,93

12,52

14,19

17,45

16,87

16,84

11,85

14,16

15,74

13,71

12,45

10,93

Европа

27,16

27,41

28,47

29,20

28,92

27,90

29,46

32,18

30,99

29,88

30,17

31,33

36,54

36,24

Заметен рост доли продаж в Европу (по более высокой цене) при снижении долей продаж в страны СНГ и России (где цена заметно ниже). Если рассматривать динамику объёмов продаж (цепные темпы прироста), то показатели имеют следующий вид — табл. 3.

Таблица 3

Цепные темпы прироста продаж «Газпромом» газа в России, странах СНГ и Европы в 2001-2014 гг., %[25]