Файл: Проблемы профессиональных стрессов, профессиональное выгорание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Как нам известно, современный человек большую часть времени проводит на работе. Работа оказывает на человека огромное влияние, влияет на все сферы его жизненного бытия.

И от того какая у человека трудовая деятельность, приносит ли она ему моральное, физическое, материальное удовлетворение зависит качество его жизни.

Быстро изменяющиеся социально-экономические и политические ситуации, увеличивающиеся нервно-психические и информационные нагрузки, диверсификация производства, постоянно растущая конкуренция и обострение борьба за рынки сбыта все это влияет на психа-эмоциональное состояние человека.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без «разрядки» или «освобождения» от них. Профессиональное выгорание ведет к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов человека.

Актуальностью и социальной значимостью выбранной темы является сложный многогранный характер синдрома эмоционального выгорания, а также разнородность интерпретации его причин и проявлений в личной жизни человека, проявлений в социуме требующих поиска исследовательских стратегий, решений и создания соответствующего психологического инструментария.

В последние годы в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального выгорания.

Поэтому эта тема является очень важной и актуальной для общества в целом, потому что здоровое общество является основой процветания любой страны.

В связи с этим цель исследования: изучить особенности профессионального и эмоционального выгорания, изучить факторы, способствующие эмоциональному выгоранию представителей некоторых профессий.

Предметом исследования является: особенности проявления симптомов профессионального выгорания у медицинских работников.

Объект исследования: медицинских работники лечебно-профилактического учреждения и стационара 3 городской больницы г. Севастополя.

Задачами исследования являются:

1.Проанализировать литературу по данной работе.

2. Изучить факторы, способствующие профессиональному выгоранию.

3. Изучить симптомы профессионального выгорания.

4. Провести диагностическое исследование проявлений синдрома профессионального выгорания у медицинских работников.

5. Провести обработку и анализ результатов исследования.

6. Предложить меры профилактики и лечения профессионального выгорания.


Методологическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии и медицины, таких как Бойко В.В. [5], [6], [7], Бабанов С.А. [4], Бодров В.А. [8], Косарев В.В. [13], Скугаревская М.М [19], Селье Г. [18], Водопьянова Н.Е. [9], [10], Авхименко М.М. [1], Куликов Л. В. [14] и др.

Разработки, исследования и методики этих авторов помогают психологам, медикам, руководящим работникам на производстве разобраться в таком сложном и многогранном процессе, как профессиональное выгорание, актуальность и значимость этой литературы для современного общества в целом бесспорна.

Глава 1. Понятие о синдроме профессионального выгорания

Несомненно, и очевидно, что в современном постиндустриальном обществе меняется отношение людей к работе, работающие теряют уверенность в стабильности своего социального и материального положения, в гарантированности рабочего места, материального благополучия, обостряется конкуренция за престижную и высокооплачиваемую работу. Параллельно идут процессы узкой специализации в профессии и одновременно глобализации со смежными отраслями, быстро меняются запросы рынка труда [3, с. 123].

Человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопившуюся энергию (вызванную физиологическим механизмом стресса), и тогда эта энергия начинает разрушать самого человека. В итоге, вместо вполне нормальных стрессовых реакций человека начинают разрывать на части механизмы стресса, когда энергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях [6, с. 11].

Изучение влияния условий труда на здоровье и психическое благополучие человека началось с развитием промышленного производства. Изначально эти вопросы освещались в рамках практической медицины и представляли собой исследования соматических профессиональных заболеваний, позднее приобретя гигиенический аспект.

Благодаря этим исследованиям были сформированы санитарно-гигиенические требования к условиям труда, разработаны первые профилактические мероприятия, направленные на предупреждение заболеваемости и производственного травматизма.

Во второй половине XIX века, благодаря трудам Р. Вирхова социальная медицина выделяется в самостоятельную отрасль медицинских знаний.

В XX в. технический прогресс и информационная интенсификация выдвинули на первый план вопросы охраны психического здоровья людей, что привело к выделению психогигиены в отдельную научно-практическую дисциплину [9, с. 7].


В 1910 г. была создана Медицинская ассоциация по психогигиене. Впрочем, вопросам гигиены духа уделялось особое внимание еще в работах врачей древнего мира (Гехт, 1979).

Параллельно с медиками-гигиенистами в первые десятилетия XX века появляются исследования психологических факторов рабочей нагрузки. Начав с изучения монотонии производственного процесса, психологи вскоре перешли к рассмотрению влияния социально-психологических стресс-факторов на производительность труда.

В ходе уже почти столетней истории психологии «на производстве» происходили все большая ее дифференциация и специализация по конкретным предметам исследований.

В результате появились такие отдельные направления, как психология труда, инженерная и организационная психология, эргономика, психология менеджмента и рекламы, экономическая психология, психология здоровья и другие.

С первых шагов психологии на «производстве» особое внимание уделяется вопросам адаптации и дезадаптации людей в рамках различных профессий, проблемам утомления и состояниям нервно психической напряженности [9, с. 6].

Первые работы по этой проблеме появились в 70-е годы в США. Американский психолог и психиатр H. Frendenberger, работавший в альтернативной службе медицинской помощи в 1974 году описал феномен, который наблюдал у себя и своих коллег (истощение, потеря мотиваций и ответственности), и назвал его запоминающейся метафорой – «burnout» (выгорание) [9, с. 74].

Социальный психолог К. Maslac (1976 г.) определила синдром эмоционального выгорания как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам.

Позднее C. Condo определяет «burnout» как «состояние дезадаптированности к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений». Р. Кочюнас даёт определение «синдрому выгорания» как «сложному психофизиологическому феномену, сопровождающемуся эмоциональным, умственным и физическим истощением из-за продолжительной эмоциональной нагрузки» [7, с. 11].

Н. В. Гришина (1997) рассматривает выгорание в качестве особого состояния человека, оказывающегося следствием профессиональных стрессов, адекватный анализ которого нуждается в экзистенциальном уровне описания. Это необходимо потому, что развитие выгорания не ограничивается профессиональной сферой, а проявляется в различных ситуациях бытия человека; болезненное разочарование в работе как способе обретения смысла окрашивает всю жизненную ситуацию [9, с. 25].


Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них [11, с. 328].

Согласно Г.Селье, профессиональное выгорание, по существу–это дистресс или третья стадия общего адаптационногосиндрома – стадия истощения.

В теории Г. Селье стресс рассматривается с позиции физиологической реакции на физические, химические и органические факторы.

Основное содержание теории может быть обобщено в четырех положениях.

1. Все биологические организмы имеют врожденные механизмы поддержания состояния внутреннего баланса или равновесия функционирования своих систем. Сохранение внутреннего равновесия обеспечивается процессами гомеостазиса. Поддержание гомеостазиса является жизненно необходимой задачей организма.

2. Стрессоры, то есть сильные внешние раздражители, нарушают внутреннее равновесие. Организм реагирует любой стрессор, приятный или неприятный, неспецифиче­ским физиологическим возбуждением. Эта реакция является защитно-приспособительной.

3. Развитие стресса и приспособление к нему проходит не­ сколько стадий. Время течения и перехода на каждую стадию зависит от уровня резистентности организма, интенсивности и длительности воздействия стрессора.

4. Организм имеет ограниченные резервы адаптационных возможностей по предупреждению и купированию стресса — их истощение может привести к заболеванию и смерти. Обобщение результатов исследований позволило Г. Селье обосновать существование трех стадий процесса, названного им общим адаптационным синдромом [18, с. 58].

В данной работе психологический стресс рассматривается как функциональное состояние организма и психики, которое характеризуется существенными нарушениями биохимического, физиологического, психического статуса человека и его поведения в результате воздействия экстремальных факторов психогенной природы (угроза, опасность, сложность или вредность условий жизни и деятельности [8, с. 21].

1.1. Факторы, способствующие профессиональному выгоранию

Выделяют три основных фактора, играющие существенную роль в синдроме эмоционального выгорания: личностный, ролевой и организационный.


Личностный фактор. Психолог H. Frendenberger описывает «сгорающих» как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на людей и одновременно неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичные), «пламенных» и легко солидаризирующихся [16, с. 90].

Ролевой фактор. Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределённостью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а при нечёткой или неравномерно распределённой ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий.

Организационный фактор. К основным организационным факторам, способствующим выгоранию, относятся: высокая рабочая нагрузка; отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства; недостаточное вознаграждение за работу; высокая степень неопределённости в оценке выполняемой работы; невозможность влияния на принятие решений; двусмысленные, неоднозначные требования к работе; постоянный риск штрафных санкций; однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям; отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы. [4, с. 23].

Другой фактор развития эмоционального выгорания — это дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера в коллективе.

Купер и Маршалл исследовали источники стресса работников интеллектуального труда и выявили следующие их группы:

Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью:

Перегрузки или недогрузки работой. Перегрузка работой ставит человека перед проблемой, может ли он справиться с заданием. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь.

Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознаграждённым [1, с. 25].