Файл: Практика создания и функционирования картелей (Внешняя и внутренняя экономика картеля).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение 

С начала XX века и по сей день в экономике существует такое понятие как картель. Актуальность темы курсовой работы подчеркивается тем, что картельные соглашения помогают развитию малых и средних предприятий, их выходу на внешний рынок, а так же преодолению производственного кризиса фирм, путем установления баланса спроса и предложения на отраслевом рынке. Но помимо положительных сторон возникновения подобных соглашений имеются и отрицательные: картели мешают развитию нормального уровня конкуренции на рынке.

В соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции" антиконкурентное соглашение определено как ограничивающее конкуренцию соглашение хозяйствующих субъектов или хозяйствующих субъектов и органов власти. В теории и практике регулирования отсутствует однозначное понимание понятия картелей.

Антиконкурентное соглашение (картель) - мощный ограничитель рыночной конкуренции, т.е. "честного соревнования" хозяйствующих субъектов за наиболее полное удовлетворение потребностей общества и граждан (с позиции ФАС России). На сайте ФАС России картель определяется как "объединение независимых коммерческих организаций для регулирования производства, цен и маркетинга товаров его членами". Картелизация происходит путем нелегального сговора компаний с целью максимизировать прибыль путем ограничения конкуренции. Функционирование картеля осуществляется посредством установления цен, сговора на торгах, распределения территорий и потребителей.

Целью данной курсовой работы является исследование условий возникновения, стимулов к нарушению и способов поддержания картельных соглашений как внешними методами регулирования, так и внутренними.

Для достижения поставленной цели необходимо рассмотрение следующих задач:

1) изучение картельных соглашений и причин возникновения картелей;

2) рассмотрение стимулов к нарушению картельного соглашения;

3) проведение анализа картельных сговоров;

4) изучение влияния внутренних и внешних факторов на существование и развития картельного соглашения.

Глава 1. Возникновение, структура и роль картеля 
1.1 История  развитие картелей 


По меткому выражению одного из современников картели раньше не без основания называли «детьми нужды», так как их возникновению способствовали экономические кризисы, прокатившиеся по европейскому континенту в 17 – 18 веках. В 18-м веке их периодичность и интенсивность возросла. Появившиеся производственные машины давали возможность производства большего количества товаров. Их производители  конкурировали между собой в условиях свободной конкуренции, используя новейшие достижения современной техники. Рынки заполнялись товарами и впоследствии переполнялись ими. Предложение товаров намного превышало спрос на них[1].

В этой ситуации положение производителей товаров усугублялось тем, что у них постоянные капиталы преобладали над оборотными. Весь фабричный и заводской имущественный комплекс, состоящий из зданий, оборудования иного имущества, при кризисах перепроизводства становился мёртвым, что влекло за собой большие потери на процентах. И производителям ничего не оставалось делать, кроме как снижать цены практически до уровня себестоимости товара или даже существенно ниже её, что, в свою очередь, увеличивало период экономической депрессии.

Экономика нуждалась в каком-то средстве против этой болезни. Тогда и создались экономические предпосылки возникновения картелей. Производители начали договариваться между собой о ценах и рынках сбыта того или иного товара. Всё это происходило спонтанно, без участия государства: рынок лечил себя сам.

Первые картельные соглашения были заключены в Англии среди английских владельцев каменноугольных копей в 18-м веке, и после этого картели стали медленно «расползаться» по континенту. Измождённые экономическими войнами конкуренты готовы были к «добровольно – принудительному» заключению мира, чтобы остаться хотя бы на плаву. 
Но, как известно, любой предпринимательский союз отнимает у своих членов часть их экономической свободы. И предприниматели шли на такое ограничение в силу указанных выше обстоятельств. Они готовы были в ущерб себе передать картелю часть своих функций: установление продажных цен, нормирование производства, передавать в центральную контору сбыт своих товаров и т.п. Иными словами, они передавали весь свой конкурентный арсенал сформированному предпринимательскому объединению – картелю.

Таким образом, путём ограничения или устранения конкуренции в целом достигалось необходимое соотношение спроса и предложения. Именно так складывалась ситуация в Европе на первых стадиях развития картелей. Как раз в этот период своего развития картели играли положительную роль в экономике[2].


На американском континенте картели появились впервые в 1860 году, фактически спустя век после появления картелей в Европе. Американский аналог картеля назывался пулом, который не получил здесь такого распространения, как в Европе. Значение пулов в экономической истории США проявилось в том, что они за короткий период своего существования подготовили экономическую базу для образования трестов, по числу и величине которых с США до сих пор не может сравниться ни одно государство мира.  

В России первые единичные картели стали появляться уже в конце 19-го века и назывались они синдикатами. Толчком к их массовому образованию послужил мировой кризис 1900 – 1903 гг. Наиболее известными российскими картелями в то время были «Продамет», «Продуголь», «Продвагон». К 1909 году синдикаты объединяли большую часть предприятий во всех ведущих отраслях промышленности. Образованию синдикатов в России способствовали, с одной стороны, покровительственные пошлины, которыми был защищён российский рынок от импортных товаров, с другой стороны, казённые заказы, распределяемые на конкурсах. Эти конкурсы были чистой фикцией, так как их участники – промышленные предприятия договаривались между собой для того, чтобы не сбивать друг другу цены.
Поскольку картели имеют возможность влиять на цены и, соответственно, регулировать свои прибыли, на определённой стадии своего развития картели начинают превращаться из средства выживания в период тяжёлых экономических депрессий в одно из средств монополизации рынка. У участников картелей возникает естественное предпринимательское желание максимизировать свои прибыли. Ценовая политика картелей уже не отражает справедливого соответствия получаемой прибыли затрачиваемым усилиям и риску. Картели начинают обогащаться за счёт потребителей. И задача государства в такой ситуации состоит не только в том, чтобы нейтрализовать отрицательные свойства картелей, не дать им проявиться, но при этом постараться ещё и поставить картели на службу обществу, используя их положительный экономический потенциал.


1.2 Понятие картеля и его виды

Картель представляет собой специальную форму монополистического объединения или соглашения. Другими словами, это союз предпринимателей на основе картельного договорного соглашения, в котором для всех его участников устанавливаются одинаковые условия, что имеют обязательный характер: по ценам, по объемам  производства, доле на рынке сбыта. Следует отметить, что участники данного монополистического объединения сохраняют свою хозяйственную и  юридическую самостоятельность, а деятельность осуществляют согласно картельному договору.


Картель, как отмечают специалисты, это в основном объединение фирм одной отрасли. Они вступают между собой в соглашение, которое касается различных сторон коммерческой деятельности.

 В картели нет ярко выраженного доминирующего звена. Соглашение, как правило, достигается путем встреч и договоренностей руководства производственных структур, которые в обязательном порядке сохраняют свою самостоятельность.

 Практически во всех странах мира имеются макроструктуры картеля. Однако из-за активного развития антимонопольного законодательства, таких картелей, что были образованы в начале прошлого века, сегодня уже не осталось. Кроме того, в современном мире в письменном виде договорное соглашение об образовании вышеуказанного монополистического объединения практически не оформляется.

 Картели сегодня очень часто существуют негласно, то есть в виде секретных статей, которые дополняют какой либо официальный текст, или, как отмечают специалисты, в устной форме «джентльменского соглашения». Предприятия, которые вступают в картельное соглашение, сохраняют свою финансовую, юридическую, коммерческую и производственную самостоятельность[3].

Специалисты выделяют следующие особенности вышеуказанного монополистического объединения:

 договорной характер данного предпринимательского союза (сговор группы производителей для частичного или полного уничтожения конкуренции между ними и получения максимальной монопольной прибыли);

объединение ряда фирм одной отрасли;

абсолютное сохранение права собственности участников вышеуказанного монополистического объединения на свои предприятия, тем самым обеспечивая финансовую, хозяйственную и юридическую самостоятельность;

наличие специальной системы принуждения, которая включает в себя выявление нарушений и применение санкций к нарушителям.

 На территории большинства стран мира создавать картельные соглашения сегодня запрещено. Исключения составляют отдельные отрасли, например, сельское хозяйство. Законодательно запрещаются картели, как правило, связанные с делением рынка, фиксированием цен, ограничением производственных мощностей и выпуска продукции. То есть, отмечают специалисты, это,  в первую очередь, касается тех согласованных мер, которые направлены на ограничение или искажение конкуренции.

Рис. 1. Виды картелей

В мировой практике существуют следующие виды картельных соглашений:


Денежный картель (утверждает унифицированные цены наряду с абсолютно равными условиями поставок и платежей).

Долевой картель. В свою очередь данное монополистическое объединение делится на два подвида: квотное картельное соглашение (то есть картель продукции, который выделяет каждому его участнику определенную квоту для продажи товара в соответствии с производственными мощностями, а целенаправленное регулирование конкретного предложения с помощью квоты предоставляет возможность данному объединению контролировать цены на рынке) и территориальный картель (выделяет каждому своему участнику территории сбыта, что автоматически исключает взаимную конкуренцию).

Закупочный картель (монопольное соглашение нескольких фирм о закупке сырья и продукции конкретного вида в интересах всех участников данного картеля с целью сбыть закупочные цены).

Кондиционный картель (определяет условия реализации продукции).

Калькуляционный картель (для всех участников существует одинаковая структура и одинаковое содержание расчетов).

Контингентированный картель (для всех его участников устанавливаются одинаковые контингенты, то есть квоты).

Патентный картель (определяет направление совместного использования, а если нужно, то не использования, конкретного технического изобретения).

Кризисный картель (основные условия его создания – это стойкий спад спроса на продукцию или же временное сокращение сбыта).

Региональный картель (определяет области сбыта товара).

Производственный картель (устанавливает квоты, то есть объем производства для каждого его участника).

Ценовое картельное соглашение (устанавливает цены продукции для всех своих участников).

 Специалисты выделяю ряд факторов, которые определяют эффективность деятельность вышеуказанного монополистического объединения. Это, в первую очередь, участие в рассматриваемой организационной форме интеграции фирм основных производителей конкретной продукции и их абсолютное согласие с политикой картеля.

 Существенно подорвать контроль картельного соглашения над ценой товара могут следующие факторы:

 отказ в участии в данном монополистическом объединении ведущих производителей;

переключение покупателя на продукты-заменители;

обман, который практикуется отдельными участниками картеля.

 Совершенная форма картельного соглашение предусматривает не только установление единых цен на продукцию и совместный сбыт ее, но и введение ограничения производства с помощью назначение квот на объем выпуска для конкретных производителей и скоординированное регулирование производственных мощностей (их наращивание или же, например, устранение излишних).