Файл: Сетевая форма организации бизнеса (сетевые предприятия как современная форма деятельности организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

     Для сетевой организации, чья деятельность связана с осуществлением огромного количества параллельных и взаимосвязанных бизнес-процессов, часто еще и рассредоточенных географически в масштабах одной страны или всего мира, фактор коммуникации имеет чаще всего решающее значение.

     Как видно из проведенного анализа, внутренняя среда сетевой организации как бы полностью пронизывается всеми факторами, которые должны подвергаться серьезному изучению. Не существует аспектов более или менее важных для организации. Организация может существовать только с грамотно поставленной целью, с четко выстроенной структурой и финансированием, но помимо этого ей нужен еще и преданный персонал, а также хорошо сформированный процесс коммуникации. 

3. Анализ факторов  рыночного окружения  сети супермаркетов «Пятерочка»

3.1. Анализ факторов  внешней среды  сети супермаркетов «Пятерочка»

      Сеть  супермаркетов «Пятерочка» крупнейшая по числу магазинов и территории их покрытия.

      Ввиду того, что характер деятельности сети «Пятерочка» имеет общенациональный масштаб, а сама сеть имеет общероссийское распространение, наибольшее влияние на ее деятельность в целом оказывают глобальные факторы внешней среды, которые оказывают влияние на предприятие на национальном или даже мировом уровне. Оценку влияния этих факторов внешней среды целесообразно провести с помощью PEST-анализа.

Таблица 1

       PEST– анализ факторов внешней среды сети «Пятерочка»

Политика

Р

Экономика

Е

Политическая  стабильность органов региональной исполнительной власти

Государственное регулирование  конкуренции в отрасли (влияние антимонопольных органов)

Повышенное  внимание со стороны налоговых органов

Влияние экономического кризиса (снижение уровня потребления населения)

Повышение уровня инфляции

Развитие  розничной сети

Повышение отпускных цен поставщиков

Появление новых конкурентов

Социум

S

Технология

Т

Снижение  прироста населения 

Изменение структуры доходов населения

Снижение  социальной мобильности населения

Повышение уровня социальной напряженности

Внедрение новых стандартов розничной торговли

Применение  программного обеспечения планирования логистики

Развитие  новых энергосберегающих технологий


     Очевидно, что не все перечисленные факторы  внешней среды «Пятерочка» оказывают равное влияние на деятельность сети «Пятерочка». Для выявления наиболее значимых из них следует произвести экспертную оценку и присвоить каждому весовой коэффициент, отражающий степень влияния на бизнес. Таким образом, можно будет получить комплексную оценку влияния факторов внешней среды на деятельность сети «Пятерочка». 

     Таблица 2

     Результаты  PEST-анализа факторов внешней среды сети «Пятерочка»

Внешние стратегические факторы

Вес

Оценка

Взвешенная  оценка

Возможности

Политическая  стабильность

Развитие  розничной сети

Применение  энергосберегающих технологий

Внедрение нового ПО

 
0,05

0,10

0,20

0,15

 
4

2

5

1

 
0,20

0,20

2,00

0,15

Угрозы

Усиление государственного регулирования

Конкуренция на внутреннем рынке

Повышение отпускных цен производителей, цен  на энергоносители

Снижение  активности потребителей

 
0,05

0,10 

0,15

0,20

 
4

2

2

 
0,20

0,40 

0,30

0,20

Суммарная оценка

1,0

4,05

     В данном случае оценка 4,05 показывает, что реакция предприятия на стратегические факторы внешней среды находится на среднем уровне.

      Определив с помощью PEST-анализа глобальные стратегические факторы внешней среды, можно перейти к рассмотрению более конкретных блоков внутри этого элемента бизнес-окружения сети «Пятерочка». Первым направлением анализа будет являться такой фактор внешней среды, как конкуренты.

      На  рынке в сегменте супермаркетов  конкуренцию сети «Пятерочка» также составляют магазины таких сетей как «Магнит», «Добрыня» и «Дикси».

      Говоря  о конкуренции между форматами, необходимо отметить, что различные  типы магазинов нацелены на различные  целевые группы потребителей, дифференцированные по уровню дохода. Так, покупатели, посещающие дискаунтеры, не являются текущей целевой аудиторией для супермаркетов, ценовой уровень в которых в среднем на 10-15% выше, чем в первых.


      Основными показателями эффективности компаний в конкурентной борьбе является лояльность потребителей, т.е. какое количество потребителей предпочитает совершать покупки именно в этой сети магазинов.

      Исследований  по лояльности потребителей на канском рынке в свободном доступе не существует.

      Помимо  конкурентов, наиважнейшим фактором внешней  среды сети «Пятерочка» являются поставщики продукции. В рамках курсовой работы невозможно дать полный анализ данного фактора, однако можно попытаться дать укрупненный обзор. В таблице 3 приведена группировка основных поставщиков сети «Пятерочка» по основным товарным группам. 

      Таблица 3

Основные  поставщики сети «Пятерочка»

Товарная  группа поставщика

Количество  поставщиков

Основные поставщики

Товарная  группа «Молоко и молочные продукты»

10

Данон, Веселый  молочник, Филимоновский молочноконсервный  комбинат, Простоквашино.

Товарная  группа «Кондитерские товары»

5

ООО «Александрия хлеб»

Товарная  группа «Минеральная вода, напитки»

6

ООО «Меркурий», ООО «Горячий ключ»

Товарная  группа «Мясо и мясные товары»

9

ЗАО «Троицкое», ОАО «Канский мясоконсервный комбинат»

Товарная  группа полуфабрикаты и морепродукты

7

ДВ«Русика», ООО  «Морское агенство - МАГ», Красноярскрыба канская оптово-коммерческая база

Прочее

25

     Помимо  отношений поставки со сторонними юридическими лицами сеть «Пятерочка» ведет работу с подрядчиками также по другим направлениям своей деятельности.

     Ниже  представлен перечень основных направлений  договорной работы и принципы сотрудничества с контрагентами сети «Пятерочка» (см. таблицу 4).

     Как видно из представленной таблицы, сеть «Пятерочка» имеет в наличии договора с подрядчиками самой различной направленности - от профильной деятельности до обеспечения хозяйственных операций. В таблице 4 приведены основные деловые партнеры, с которыми сеть связана договорными отношениями.

      Таблица 4

Договорная  работа сети «Пятерочка»

Контрагент/Партнер

Характер сотрудничества

Действие договора

Сфера действия

Канский «Электросетьсбыт»

постоянный

срочный с продлением

поставки электроэнергии

ООО «АльтерПро»

постоянный

бессрочный

поставка, наладка, ремонт холодильного и прочего торгового  оборудования

Красноярская Краевая Коллегия Адвокатов, Канское Отделение

постоянный

бессрочный

юридический консалтинг, аудиторские услуги

«Вертикаль», кадровое агентство

сезонный

срочный на сезон

подбор и  предоставление кадров для постоянного  или временного трудоустройства


      По  характеру сотрудничества контрагентов сети «Пятерочка» можно разделить на 2 группы: а) постоянное сотрудничество - поставка электроэнергии и оборудования; б) сезонное сотрудничество - обеспечение персоналом на время разовых работ или постоянного трудоустройства и предоставление аренды.

      Также можно отметить различие в сроков действия договоров: с постоянными  контрагентами и партнерами как  правило заключены рамочные бессрочные договоры, которые автоматически  продлеваются по истечении календарного года; с сезонными контрагентами заключаются разовые договора, действующие на время сезона.

        Следующий важный элемент  внешней среды сети «Пятерочка» – потребители. Для анализа потребителей целесообразнее всего использовать данные отдела маркетинга, проводящего периодический мониторинг покупательской активности.

        В целях изучения структуры уровня доходов покупателей был задан вопрос относительно уровня доходов в семье.

     Результаты  представлены в таб.5. 

До 4500

от 4500 до 7000 руб.

от 7000 до 15000 руб.

Свыше 15000

12,0%

45,0%

31,0 %

12,0%

Таблица 5 - Распределение уровня доходов покупателей сети супермаркетов «Пятерочка» 

     В таблице 5 видно, что большую долю покупателей супермаркета составляют люди с доходами от 4500 до 7000 руб. (45%) и от 7000 до 15000 руб. (31%), то есть со средним материальным достатком и достатком ниже среднего.

     Результаты  относительно критериев продуктов, которые являются важными при покупке распределились следующим образом:

     1) качество продукта;

     2) упаковка;

     3) цена товара;

     4) фирма-производитель

В ходе исследования также выяснилось, что в структуре покупателей  супермаркетов «Пятерочка» по полу, по доходам и по расходам на продукты питания можно выделить основной сегмент - это женщины со средним уровнем доходов, основные расходы которых приходятся на продовольственные товары.

     Для основной массы покупателей приоритетными факторами покупки являются качество продуктов питания и их упаковка, на втором месте - цена и уже потом фирма-производитель.  


3.2. Анализ  факторов внутренней среды сети  супермаркетов «Пятерочка»

     Так как сеть супермаркетов «Пятерочка» не является производственным или финансовым предприятием, а осуществляет свою профессиональную деятельность в сфере розничной торговли продуктами питания и бытовыми товарами, то для предприятия не все факторы внутренней среды являются основополагающими. Важнейшими факторами внутренней среды для супермаркетов «Пятерочка» как сетевой торговой организации будут являться такие факторы, как персонал и производство (в данном случае – товарный ассортимент).

     Анализ  персонала как фактора внутренней среды сети «Пятерочка» целесообразно проводить на основе данных отдела управления персоналом компании. Общие данные по персоналу сети «Пятерочка» представлены в таблице 6. 

     Таблица 6

Общие данные о персонале сети супермаркетов  «Пятерочка» в г. Канск

Показатели  движения

2007 г.

2008 г.

Численность персонала на конец года, чел.

75

83

Принято на работу, чел.

21

33

Выбыло, чел.

в том числе:

17

27

по  собственному желанию

17

27

уволено за нарушение трудовой дисциплины

-

3

Численность персонала на конец года, чел.

Среднесписочная численность персонала, чел.

Коэффициент оборота по приему работников

0,119

0,079

Коэффициент оборота по выбытию работников

0,015

0,014

Коэффициент текучести кадров

0,015

0,021

        Наиболее полной характеристикой персонала как  фактора внутренней среды является социальная структура персонала, сгруппированная  по 12 признакам: пол, возраст, стаж работы, образование и так далее. В  таблице 6 приведен анализ персонала сети «Магнит» по одному из общих признаков – возрасту.

     Таблица 7

Распределение сотрудников сети супермаркетов  «Пятерочка»

в г. Канске  по возрасту

Группы  сотрудников по возрасту, лет

 
Численность рабочих на конец года, чел.

 
Удельный  вес, %

2006

2007

2008

2006

2007

2008

До 20

2840

3200

3160

5,3

5,9

6,3

20 - 30

6700

7250

7350

10,6

11,0

11,8

30 - 40

14700

14980

16380

15,9

17,6

23,6

40 - 50

27720

28710

30060

22,7

22,8

22,9

50 - 60

15400

15290

14740

30,3

28,7

23,6

Свыше 60

2400

2280

2040

15,2

14,0

11,8

Средний возраст сотрудников по предприятию

39,5

39,1

39,0

-

-

-

Итого

1766

1832

1890

100

100

100