Файл: Понятие, содержание и виды реорганизационных договоров (Правовой режим реорганизации в форме слияния).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Реорганизация - одна из наиболее применяемых в последнее время процедур в процессе деятельности юридических лиц любой организационно-правовой формы. Объясняется это условиями экономической системы, построенной на началах конкуренции, а также социальными и правовыми условиями, в которых существуют юридические лица.

Исследование проблем, связанных с процедурой реализации договоров, опосредующих процесс реорганизации юридических лиц, является актуальным и с научной точки зрения, поскольку эти проблемы являются одними из наименее исследованных в теории и практике гражданского права.

Вопросы, связанные с функционированием юридических лиц, принципы реорганизации и их правовая регламентация закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации. Вопросы реорганизации юридических лиц нашли свое отражение также в Федеральных законах от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и др.

Теоретический анализ проблем сущности реорганизационных договоров, возникающих при реорганизации юридических лиц, имеет большое значение как для развития науки гражданского права, так и для правоприменительной практики.

Объект исследований — современная система правоотношений, регулирующих процедуру реализации реорганизационных договоров.

Предмет исследований — нормы российского законодательства и правоприменительная практика, раскрывающая сущность реорганизационных договоров.

Целью работы является анализирование понятия и виды об особенности практического применения реорганизационных договоров.

Задачи работы:

  1. Сформулировать понятие и дать общую характеристику реорганизации юридического лица.
  2. Проанализировать процедуру реорганизации.
  3. Изучить понятие и сущность реорганизационных договоров.
  4. Раскрыть особенности договора присоединения, реализуемого в процессе реорганизации юридических лиц.
  5. Исследовать особенности договора слияния, как вида реорганизационного договора.

При написании ее использовались наиболее распространенные учебники по гражданскому РФ, комментарии, различные публикации и статьи в правовых изданиях, материалы судебной и арбитражной практики.


При написании работы были применены такие методы научного исследования, как изучение научной литературы по теме исследования, нормативно-правовой базы, аналитический и сравнительный методы, сравнительно-правовой анализ, а также формально-юридический метод.

Структура работы обуславливается объектом и предметом исследований, а также поставленными целью и задачами и включает в себя введении, 2 главы, которых в общей совокупности выделено 4 параграфа, заключение и список источников. Первый раздел работы связан с раскрытием сущности и процедуре реорганизации юридических лиц. Вторая часть работы посвящена теоретическим и правоприменительным вопросам содержания реорганизационных договоров.

Глава 1. Общая характеристика процедуры реорганизации юридического лица в форме слияния или присоединения

1.1 Правовой режим реорганизации в форме слияния

При реорганизации в форме слияния несколько учреждений прекращают деятельность и появляется новое учреждение.

Чтобы провести слияние, юристу учреждения нужно выполнить семь шагов:

1) получить решение учредителя и уведомить инспекцию;

2) оповестить кредиторов;

3) разместить информацию в СМИ;

4) проинформировать работников;

5) провести инвентаризацию и составить передаточный акт;

6) подготовить устав нового учреждения;

7) завершить реорганизацию.

Решение о слиянии принимает орган исполнительной власти, который выполняет функции учредителя. Этот орган оформляет решение в форме постановления, распоряжения или приказа и направляет его всем учреждениям, которые реорганизует.

Чаще всего учредитель указывает в приказе учреждение, которое будет отвечать за реорганизацию, – ответственное учреждение. Если таких сведений в документе нет, то руководители учреждений сами выбирают ответственного, который будет взаимодействовать с налоговой, публиковать информацию и совершать остальные действия[1].


В любом случае каждое из реорганизуемых учреждений должно издать приказы о назначении ответственных за реорганизацию и о проведении инвентаризации.

После этого директор ответственного учреждения должен уведомить налоговую инспекцию о слиянии. Для этого он подает:

1) уведомление о реорганизации по форме Р12003;

2) решение учредителя;

3) нотариальную доверенность, если заявление подает не директор;

4) паспорт.

Такой перечень установил пункт 1 статьи 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ[2]).

Подпись директора на уведомлении должен заверить нотариус. Исключение – если директор направляет заявление в электронном виде, его надо подписать усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).

Директору лучше подать в налоговую копию нотариальной доверенности. Для этого нужно взять нотариальную доверенность и пойти к нотариусу. Дело в том, что если налоговая инспекция откажет в регистрации, то нотариальную доверенность не отдаст. В этом случае директор должен делать новую доверенность[3].

Уведомление нужно подать в регистрирующий орган по адресу того учреждения, от имени которого директор подписал документ. Найти инспекцию можно с помощью сервиса на сайте ФНС. Однако в Москве функции регистрирующего органа для учреждений выполняет МИФНС № 46 независимо от адреса организации.

Директор вправе сам выбрать, как подать документы:

1) лично в инспекцию;

2) через МФЦ;

3) почтой с объявленной ценностью, описью вложения и уведомлением о вручении;

4) через нотариуса.

5) в электронном виде: через единый портал государственных и муниципальных услуг или интернет-сервис ФНС.

Инспекция внесет в ЕГРЮЛ запись о начале реорганизации в срок не более трех рабочих дней и выдаст лист записи ЕГРЮЛ в отношении каждого из реорганизуемых учреждений (ч. 3. ст. 11 и ч. 1 ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ).

Все фирмы, которые реорганизуют, должны направить уведомление кредиторам о начале слияния. Это нужно сделать в течение пяти рабочих дней после того, как учреждение направит уведомление о начале процедуры реорганизации[4].

В уведомлении кредиторам нужно указать:

– сведения о каждом учреждении, которое участвует в реорганизации: наименование, ОГРН, ИНН, Ф. И. О. директора, адрес;

– сведения о новом учреждении: наименование, адрес и Ф. И. О. будущего директора;


– форму реорганизации – слияние;

– порядок и условия заявления кредиторами требований;

– адрес, дополнительные адреса для заявления требований, способы связи с учреждением – телефон, e-mail.

Такие требования установила часть 1 статьи 60 ГК РФ.

Отправьте уведомление заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае спора это поможет доказать, что учреждение направило уведомление в срок.

Ответственное учреждение должно опубликовать уведомление о реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации». Причем сделать это нужно два раза (ч. 1 ст. 60 ГК, п. 1 приказа ФНС от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355 «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации»).

Закон не установил срок, в который учреждение должно подать информацию в журнал. Однако это лучше сделать сразу после того, как инспекция внесет в ЕГРЮЛ запись о начале слияния, второе – через месяц после первого.

Например, если первое уведомление учреждение разместило 1 сентября 2018 года, то второе уведомление нужно разместить не раньше 1 октября 2018 года.

Директор каждого из реорганизуемых учреждений должен уведомить работников и профсоюз. Это нужно сделать не менее чем за два месяца до завершения реорганизации (ст. 53 и ч. 2 ст. 74 ТК).

Закон не установил унифицированную форму уведомления, поэтому отдел кадров составляет его в простой письменной форме. В уведомлении нужно указать, что работник вправе отказаться продолжать работу в новом учреждении (ч. 5и 6 ст. 75 ТК).

Если работник не хочет работать в новом учреждении, то директор вправе уволить его по пункту 6 статьи 77 ТК. Если работник не возражает – уволить его нельзя. Реорганизация – не основание для расторжения трудовых договоров с сотрудниками (ст. 75 ТК).

Директор каждого реорганизуемого учреждения издает приказ о проведении инвентаризации[5].

Затем учреждение составляет передаточный акт, чтобы провести внутренний бухгалтерский учет и оформить передачу имущества вновь созданной организации.

Передаточный акт утверждает учредитель (ч. 2 ст. 59 ГК).

Закон не установил форму передаточного акта, но учредитель вправе утвердить образец. Например, Департамент культуры города Москвы утвердил форму передаточного акта и рекомендации к нему для учреждений культуры Москвы (приказ Департамента культуры города Москвы от 21.10.2014 № 852). Если такой формы нет, то сотрудники бухгалтерии составят его в свободной форме.


К передаточному акту сделайте приложения:

1) приказ учредителя о реорганизации;

2) документы на здания, земельные участки (выписки из ЕГРН);

3) приказ о назначении директора;

4) приказ о назначении главного бухгалтера;

5) разделительный (ликвидационный) баланс учреждения;

6) перечень движимого и особо ценного движимого имущества;

7) договор аренды или безвозмездного пользования имуществом, при наличии;

8) акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов.

Чтобы создать новое учреждение, нужен устав и распоряжение учредителя, которым он устав утвердил. Поэтому юрист должен разработать такой документ и передать его учредителю, чтобы он его утвердил.

По общему правилу учредителем выступает Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование (ч. 2 ст. 123.21 ГК). При этом учредитель вправе передать свои функции и полномочия другим органам.

Чтобы завершить реорганизацию в форме слияния, нужно внести информацию в ЕГРЮЛ. Для этого директор или уполномоченное лицо ответственного учреждения подает документы в налоговую инспекцию. Это могут сделать и директора всех реорганизуемых учреждений, если вместе придут в налоговую инспекцию, или их общий представитель по нотариальной доверенности, которую оформили от каждого учреждения[6].

Прежде чем подавать документы в инспекцию на реорганизацию, юрист должен проверить, закрыты ли счета в органах Федерального казначейства

На финальном этапе слияния подают в налоговые органы:

1) заявление по форме Р12001;

2) устав нового учреждения в двух экземплярах, если направляете документ в электронном виде – в одном экземпляре;

3) распоряжение учредителя, которым он утвердил устав нового учреждения, в одном подлинном экземпляре;

4) документ об уплате госпошлины – 4 тыс. руб.;

5) нотариальную доверенность, если заявление подает не директор;

6) документ, который подтвердит представление сведений в ПФР;

7) паспорт того, кто подает документы.

Подписи директоров реорганизуемых учреждений на заявлении должен заверить нотариус. Исключение – если директора направляют заявление в электронном виде, его надо подписать усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).

Если документы в налоговую подает представитель, то директор каждого реорганизуемого учреждения должен оформить нотариальную доверенность.

Перечень документов и требования к ним установили статья 9 и часть 1 статьи 14 Закона № 129-ФЗ.