Файл: Понятие, содержание и виды реорганизационных договоров (Правовой режим реорганизации в форме слияния).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учреждение может не подавать справку из ПФР в налоговую инспекцию, так как налоговики могут сами ее запросить[7].

Если директор нового учреждения нарушит сроки для регистрации реорганизации, то налоговая откажет в регистрации

Инспекция откажет, если найдет обстоятельства, которые мешают провести госрегистрацию.

Это может произойти, если регистратор выяснит, что:

Инспекция примет решение в течение пяти рабочих дней со дня, когда учреждение представило документы на регистрацию (ч. 1 ст. 8 Закона № 129-ФЗ).

Узнать результат решения учреждение может с помощью сервиса ФНC.

Слияние учреждений произойдет с момента регистрации нового учреждения в ЕГРЮЛ. С этой же даты реорганизуемые учреждения прекратят деятельность[8].

1.2 Реорганизация в форме присоединения

При реорганизации в форме присоединения одно или несколько учреждений прекращают деятельность и присоединяются к действующему учреждению.

Чтобы провести присоединение, юристу учреждения нужно выполнить семь шагов:

1) получить решение учредителя и уведомить инспекцию;

2) уведомить кредиторов;

3) разместить информацию в СМИ;

4) проинформировать работников;

5) провести инвентаризацию и составить передаточный акт;

6) зарегистрировать изменения в ЕГРЮЛ;

7) зарегистрировать изменения в устав.

Решение о присоединении принимает орган исполнительной власти, который выполняет функции учредителя. Этот орган оформляет решение в форме постановления, распоряжения или приказа и направляет его всем учреждениям, которые реорганизует.

Учредитель не вправе реорганизовать автономное учреждение без согласия наблюдательного совета.

Чаще всего учредитель указывает в приказе учреждение, которое будет отвечать за реорганизацию, – ответственное учреждение. Если таких сведений в документе нет, то ответственное учреждение – то, к которому присоединяют другие учреждения. Ответственное учреждение будет взаимодействовать с налоговой, публиковать информацию и совершать остальные действия.

В любом случае каждое из реорганизуемых учреждений должно издать приказы о назначении ответственных за реорганизацию и о проведении инвентаризации.

После этого директор ответственного учреждения должен уведомить налоговую инспекцию о присоединении. Для этого он подает:


1) уведомление о реорганизации по форме Р12003;

2) решение учредителя;

3) нотариальную доверенность, если заявление подает не директор;

4) паспорт того, кто подает документы.

Такой перечень установил пункт 1 статьи 13.1 Закона № 129-ФЗ.

Подпись директора на уведомлении должен заверить нотариус. Исключение – директор направляет заявление в электронном виде. Его надо подписать усиленной квалифицированной электронной подписью[9].

Директору лучше подать в налоговую копию нотариальной доверенности. Копия должна быть также нотариальной. Дело в том, что если налоговая инспекция откажет в регистрации, то нотариальную доверенность не отдаст. В этом случае директор должен делать новую доверенность.

Уведомление нужно подать в регистрирующий орган по адресу того учреждения, от имени которого директор подписал документ. Найти инспекцию можно с помощью сервиса на сайте ФНС. В Москве за регистрацией нужно обращаться в МИФНС № 46 независимо от адреса в пределах города.

Директор вправе сам выбрать, как подать документы.

1. Лично. Можно подать документы в инспекцию или в МФЦ.

2. Через нотариуса. Нотариус может заверить документы своей электронной подписью и направить их в инспекцию в электронном виде. Дополнительно ехать в инспекцию не нужно (п. 1 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).

3. Почтой. Можно направить документы письмом с объявленной ценностью и описью вложения. С учетом пересылки документов общий срок регистрации может составить около месяца.

Документы можно подать через интернет-сервис ФНС. Для этого директору нужен ключ электронной подписи.

Инспекция внесет в ЕГРЮЛ запись о начале реорганизации в срок не более трех рабочих дней и выдаст лист записи в отношении каждого из реорганизуемых учреждений[10].

Все учреждения, которые реорганизуются, должны направить уведомление кредиторам о начале присоединения. Это нужно сделать в течение пяти рабочих дней после того, как учреждение направит уведомление о начале процедуры реорганизации (п. 2 ст. 13.1 Закона № 129-ФЗ).

В уведомлении кредиторам нужно указать:

– сведения о каждом учреждении, которое участвует в реорганизации: наименование, ОГРН, ИНН, Ф. И. О. директора, адрес;

– сведения об учреждении-правопреемнике: наименование, адрес и Ф. И. О. директора;

– форму реорганизации – присоединение;

– порядок и условия заявления кредиторами требований;

– адрес, дополнительные адреса для заявления требований, способы связи с учреждением – телефон, e-mail.


Такие требования установили пункт 1 статьи 60 ГК и пункт 2 статьи 13.1 Закона № 129-ФЗ.

Отправьте уведомление заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае спора это поможет доказать, что учреждение направило уведомление в срок.

Ответственное учреждение должно опубликовать уведомление о реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации». Причем сделать это нужно два раза (п. 1 ст. 60 ГК, п. 1 приказа ФНС от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации»).

Закон не установил срок, в который учреждение должно подать информацию в журнал. Однако это лучше сделать сразу после того, как инспекция внесет в ЕГРЮЛ запись о начале присоединения, второе – через месяц после первого.

Например, если первое уведомление разместили 1 марта 2019 года, то второе уведомление нужно разместить не раньше 2 апреля 2019 года.

Директор каждого из реорганизуемых учреждений должен уведомить работников и профсоюз. Это нужно сделать не менее чем за два месяца до завершения реорганизации (ст. 53 и ч. 2 ст. 74 ТК).

Закон не установил унифицированную форму уведомления, поэтому отдел кадров составляет его в простой письменной форме. В уведомлении нужно указать, что работник вправе отказаться продолжать работу в учреждении-правопреемнике (ч. 5 и 6 ст. 75 ТК).

Если работник не хочет работать в учреждении-правопреемнике, то директор вправе уволить его по части 6 статьи 77 ТК. Если работник не возражает – уволить его нельзя. Реорганизация не основание для расторжения трудовых договоров с сотрудниками (ст. 75 ТК).

Директор каждого реорганизуемого учреждения издает приказ о проведении инвентаризации[11].

Затем учреждение составляет передаточный акт, чтобы провести бухгалтерский учет и оформить передачу имущества учреждению-правопреемнику.

Закон не установил форму передаточного акта, но учредитель вправе утвердить образец. Например, Департамент культуры города Москвы утвердил форму передаточного акта и рекомендации к нему для учреждений культуры Москвы (приказ Департамента культуры города Москвы от 21.10.2014 № 852). Если такой формы нет, то сотрудники бухгалтерии составят его в свободной форме.

К передаточному акту делают приложения:

1) приказ учредителя о реорганизации;

2) приказ о назначении директора;

3) приказ о назначении главного бухгалтера;


4) документы на здания, земельные участки (выписки из ЕГРН);

5) разделительный (ликвидационный) баланс учреждения;

6) перечень движимого и особо ценного движимого имущества;

7) договор аренды или безвозмездного пользования имуществом, при наличии;

8) акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов.

Чтобы завершить реорганизацию в форме присоединения, нужно внести информацию в ЕГРЮЛ. Для этого директор или уполномоченное лицо учреждения, которое присоединяется, подает документы в налоговую инспекцию.

Прежде чем подавать документы в инспекцию на реорганизацию, юрист должен проверить, закрыты ли счета в органах Федерального казначейства

На финальном этапе присоединения подайте в налоговую:

1) заявление по форме Р16003;

2) нотариальную доверенность, если заявление подает не директор;

3) паспорт того, кто подает документы.

Госпошлину платить не нужно.

Перечень документов и требования к ним установили статья 9, пункт 1 статьи 14 и пункт 3 статьи 17 Закона № 129-ФЗ.

Если директор присоединяемого учреждения нарушит сроки для регистрации реорганизации, то налоговая откажет в регистрации

Инспекция откажет, если найдет обстоятельства, которые мешают провести госрегистрацию

Инспекция примет решение в течение пяти рабочих дней со дня, когда учреждение представило документы на регистрацию (п. 4 ст. 57 ГК, п. 1 ст. 8 Закона № 129-ФЗ).

Узнать результат решения учреждение может с помощью сервиса ФНC.

Присоединение завершится, когда инспекция внесет в ЕГРЮЛ запись о прекращении деятельности последнего из присоединенных учреждений (п. 5 ст. 16 Закона № 129-ФЗ).

Как правило, при реорганизации в форме присоединения учреждению-правопреемнику нужно внести изменения в устав.

Например, в результате присоединения учреждение меняет виды деятельности, юридический адрес или наименование.

Поэтому после того, как реорганизация завершилась внесите изменения в устав, утвердите их у учредителя и зарегистрируйте в налоговой[12].

Для этого юристу нужно разработать новый устав или внести изменения в действующий.

Директор автономного учреждения должен согласовать изменения в устав с наблюдательным советом.

После того как учредитель утвердил новый устав или изменения в него, директор подает документы в налоговую инспекцию (п. 1 ст. 17 Закона № 129-ФЗ).

Изменения в устав, которые утвердил учредитель, приобретают силу для третьих лиц с момента регистрации в инспекции (п. 6 ст. 52 ГК). Поэтому юрист учреждения-правопреемника должен подать в налоговую следующие документы:


1) заявление по форме Р13001;

2) новый устав учреждения или изменения в действующий устав – в двух экземплярах, если направляете документ в электронном виде – в одном экземпляре;

3) распоряжение учредителя, которым он утвердил новый устав или изменения в действующий, в одном подлинном экземпляре;

4) документ об уплате госпошлины – 800 руб. (подп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК);

5) нотариальную доверенность, если заявление подает не директор;

6) паспорт того, кто подает документы.

Инспекция получает документы и в течение пяти рабочих дней принимает одно из решений – зарегистрировать изменения в уставе или отказать в регистрации (п. 1 ст. 8, п. 3 ст. 18 и п. 3 ст. 23 Закона № 129-ФЗ).

Если регистрация пройдет успешно, инспекция направит заявителю лист записи ЕГРЮЛ и устав учреждения. Эти документы направят на e-mail, который указан в заявлении на регистрацию. На бумаге документы выдадут, если заранее подать запрос (п. 3 ст. 11 Закона № 129-ФЗ). Если инспекция откажет в регистрации, то направит решение об отказе в аналогичном порядке (п. 4 ст. 23 Закона № 129-ФЗ).

Глава 2. Сущность и виды реорганизационных договоров

2.1 Понятие и содержание договора присоединения

Договор о присоединении ООО к АО составляется в простой письменной форме в виде одного документа.

Составляя договор, включите в него сведения о наименовании и месте нахождения каждого реорганизуемого общества, порядке и условиях присоединения, а также о порядке обмена долей ООО на акции АО.

Также рекомендуем включить в договор положения, устанавливающие особый порядок совершения сделок обществами в период реорганизации.

При этом не рекомендуем включать в договор положения о внесении изменений в устав АО. Отсутствие в договоре таких положений не повлечет для вас негативных последствий, так как необходимые изменения можно внести позднее.

Договор о присоединении ООО к АО составляется в простой письменной форме, так как его форма регулируется общими положениями Гражданского кодекса РФ о форме договора. Это связано с тем, что положения ст. 17 Закона об АО и ст. 53 Закона об ООО не предъявляют каких-либо специальных требований к его форме.