Файл: Понятие и виды ценных бумаг.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первая функция – регистрация профессиональных участников рынка ценных бумаг (аналитиков, брокеров, дилеров, клиринговых компаний, депозитариев и т.д.), занимающихся непосредственно торговлей ценными бумагами, а также предоставляющих консультации. Данная функция осуществляется на основе различных актов правового регулирования, например, ФЗ «О центральном депозитарии» [10], ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» [4], ФЗ «Об инвестиционных фондах» [12] и т.д.

Вторая функция – обеспечение гласности. Эмитент, планирующий вывести ценные бумаги на рынок, обязуется опубликовать достоверную и полную информацию о своей деятельности, что регулируется Положением Банка России «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» [16].

Третья функция – обеспечение правопорядка на рынке ценных бумаг и его поддержание. Для должного осуществления данной функции контролирующим органам поручено устраивать периодические проверки тех юридических лиц (компаний), которые допускают нарушения, работая на рынке ценных бумаг, поскольку в данном случае они могут быть отстранены от сотрудничества с эмитентами и инвесторами. В качестве примера нормативного акта в данной сфере можно привести ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [7].

Основным государственным органом, осуществляющим контроль и надзор за оборотом на рынке ценных бумаг, а также принимающим активное участие в издании нормативно-правовых актов, регулирующих данный оборот, является Центральный банк Российской Федерации (далее – Банк России). В соответствии со ст. 4 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [9]. Банку России переданы практически все полномочия по правовому регулированию, регистрации, лицензированию, правоприменительной практике, контролю и надзору в сфере оборота ценных бумаг, которые ранее реализовывались органами исполнительной власти в лице Правительства РФ, Федеральной службе по финансовым рынкам России, Министерства финансов, Федерального казначейства, Министерства экономики и экономического развития, а также министерств силового блока – Министерства обороны и Министерства внутренних дел – и других ведомств по вопросам пенсионного обеспечения и страхования.

Правовое регулирование оборота ценных бумаг в РФ также контролируется ещё одним государственным органом, а именно Федеральной службой по финансовым рынкам (далее – ФСФР), созданной Указом Президента «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» [14]. Данная служба, как видно из названия, регулирует финансовый рынок, а также занимается обеспечением прав лиц, обладающих ценными бумагами, создаёт и контролирует правила проведения эмиссии ценных бумаг различных коммерческих учреждений, и деятельность тех, кто участвует в рынке ценных бумаг на торговых площадках. В рамках деятельности по правовому регулированию оборота ценных бумаг в РФ данной организацией выпущено ряд приказов, например, Приказ «Об утверждении Положения о требованиях к содержанию, форме, сроку и порядку направления уведомлений лиц, указанных в п.п. 19-22 ст. 30 ФЗ «О РЦБ», содержащих информацию, предусмотренную п.п. 19-22 ст. 30 ФЗ «О РЦБ»» [19].


Таким образом, на сегодняшний день в РФ создалась гибкая система правового регулирования оборота ценных бумаг, состоящая из множества нормативно-правовых актов и судебной практики, которые во взаимосвязи регламентируют всю деятельность рынка ценных бумаг. Однако большинство участников рынка ценных бумаг считают действующее законодательство несовершенным, и отстающим от современных реалий, что требует его основательной переработки и корректировки. Но, не смотря на этот факт, жёсткий контроль и надзор различных органов, за деятельностью субъектов рынка ценных бумаг и защитой их прав и интересов, в том числе с помощью действующих актов правового регулирования, стабилизировал российский рынок изнутри, а также привлёк внимание многих инвесторов, в том числе иностранных, к развитию и участию в обороте ценных бумаг на территории РФ.

§ 2. Проблемы обращения ценных бумаг в России

Рынок ценных бумаг является динамично развивающимся рынком, который, как и иные инфраструктуры, имеет ряд проблем и трудностей, возникающих при его формировании и развитии. Основной проблемой обращения ценных бумаг на территории России является отставание в совершенствовании законодательства, регулирующего рынок ценных бумаг, поскольку сам рынок функционирует и развивается весьма быстрыми темпами, в то время как законодательная база требует усовершенствования и обновления. И поскольку рынок ценных бумаг и их обращение оказывает в должной мере влияние на экономику государства, его становление на международной арене, и способствует развитию предпринимательства, то данный аспект является значительной проблемой и требует незамедлительного решения.

Некоторые исследователи полагают, что проблемами обращения ценных бумаг в России являются организационные, кадровые и методологические. Организационные проблемы связаны с отсутствием развитой инфраструктуры рынка и слабым информационным обеспечением. Кадровые проблемы предопределены малым сроком развития рынка ценных бумаг и недостаточным числом высокопрофессиональных специалистов. Методологические проблемы вызваны непроработанностью методик осуществления многих фондовых операций и отдельных процедур на рынке ценных бумаг [42].

Также можно выделить ряд проблем в сфере обращения ценных бумаг в России, и ключевых моментов, связанных с ними.

1) Недостаточен объём финансирования экономики с помощью инструментов фондового рынка (исходя из сравнительного анализа России и зарубежных стран: в РФ – менее 6%, в Европе и США – до 80%). Это связано с тем, что для РФ характерен отток капитала из экономики России наличие «омертвленных» ресурсов, не поступающих на финансовый рынок.


2) Незначительна доля реального капитала на финансовом рынке. Это обусловлено низкой заинтересованностью государства в хранении денежных сумм в ценных бумагах, последними событиями, в мире, связанными с санкциями, применяемыми к России, и соответствующему оттоку зарубежных инвестиций в ценных бумагах, а также пока ещё не стабильного национального валютного рынка, который также в частности формируется на основании ценных бумаг.

3) Не зависимо от концепций развития России, направленных на поддержания малого и среднего бизнеса, а также на развитие экономики и поддержания частного сектора, а именно предпринимательства, данная сфера малоразвита, и отсутствует реальная возможность привнесения денежных средств в экономику государства в виде ценных бумаг предпринимателей.

4) Отсутствует современная развитая система центров клиринговых расчетов, депозитариев, независимых регистраторов, обеспечивающих информационную «прозрачность» рынка для всех участников и соответствующих мировым стандартам. Это в первую очередь связано с фактическим неисполнением законодательства о ценных бумагах, которое напрямую указывает на обязательность доступа к информации о реальной ситуации на рынке ценных бумаг и об обращении ценных бумаг на территории РФ.

5) Юридическая неподготовленность к заключению договоров с партнёрами с учётом возможных убытков от неожиданных изменений на рынке, с учётом надёжности партнёров с точки зрения их платёжеспособности.

6) В РФ в отличие от европейских государств отсутствуют единые, соответствующие мировым стандартам общероссийские классификаторы операций, технологий банков и бирж, а также не соответствуют действующие формы бухгалтерского учёта международным стандартам [42].

7) Для экономики РФ характерна неразвитость материальной базы, технологий торговли, торговой сети и стабильной инфраструктуры, что создаёт значительные затруднения для доступа на рынок ценных бумаг для лиц, желающих стать его участниками, и для соответствующего развития обращения ценных бумаг.

8) На сегодняшний день по-прежнему существует высокая степень получения лицами, участвующими в обращении ценных бумаг и непосредственно в самом рынке ценных бумаг всех рисков, связанных с ценными бумагами, что обусловлено большой зависимостью от значительного числа факторов различного рода (начиная от уровня инфляции и кончая слабой профессиональной квалификацией менеджеров предприятий-эмитентов).

9) Система регулирования обращения ценных бумаг на сегодняшний день в полном объёме передана Банку России, однако в научной литературе вопрос вызывает правомерность такой передачи.


10) Ещё одной проблемой обращения ценных бумаг в России является хоть и наличие вторичного рынка ценных бумаг, но при этом он достаточно неактивен, а также неустойчив и носит спекулятивный характер. На нём производится незначительный объём операций, и отсутствует достаточная ликвидность.

Таким образом, в современных условиях развития России, при весьма затруднённой политической ситуации, напрямую влияющей на экономику страны, при достаточно развитой законодательной базе в РФ всё же существует ряд проблем, характерных для обращения ценных бумаг. В первую очередь они касаются самого законодательства, и его отставания от реального положения дел на рынке ценных бумаг. Во-вторых, сомнения вызывает передача всех контрольно-надзорных функций Банку России, что умоляет роль государственного регулирования обращения ценных бумаг. Отсюда следует, что законодателю предлагается внести корректировки в ряд статей ФЗ «О Банке России» относительно его влияния на обращение ценных бумаг, чтобы исключить коррупционную составляющую самого банка как участника рынка ценных бумаг.

Заключение

В ходе выполнения данной работы, были решены поставленные цели и задачи, проанализированы ценные бумаги как объекты современного гражданского права России, и сделан ряд значительных выводов, способствующих углублению знаний в области гражданского права, а также рассмотрены положительные и отрицательные моменты действующего законодательства.

Исследование генезиса возникновения и развития ценных бумаг показало, что рынок ценных бумаг, как правовое явление, зародился ещё в XII веке в Италии, прошёл в последующем многовековую историю развития в зарубежном законодательстве, и перешёл в российское право. В законодательстве России впервые ценные бумаги появляются в эпоху царствования Петра I, получив достойное распространение лишь в период рубежа XX-XXI веков.

В современном праве России под ценными бумагами понимаются документы, соответствующие установленным законом требованиям и удостоверяющие обязательственные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении таких документов (документарные ценные бумаги).

Сегодня можно выделить множество видов и разновидностей ценных бумаг, таких как акции, облигации, векселя, депозитные сертификаты, государственные обязательства и другие, которые имеют широкое хождение в России. Однако рассмотрение классификационных признаков ценных бумаг, систематизирующих указанные виды, подвело к выводу о том, что действующее законодательство непосредственно не содержит такого важного понятия как «вид ценной бумаги».


Нынешние реалии Российской Федерации показывают, что на сегодняшний день создалась гибкая система правового регулирования оборота ценных бумаг, состоящая из множества нормативно-правовых актов и судебной практики, которые во взаимосвязи регламентируют всю деятельность рынка ценных бумаг. Однако большинство участников рынка ценных бумаг считают действующее законодательство несовершенным, и отстающим от современных реалий, что требует его основательной переработки и корректировки. Но, не смотря на этот факт, жёсткий контроль и надзор различных органов, за деятельностью субъектов рынка ценных бумаг и защитой их прав и интересов, в том числе с помощью действующих актов правового регулирования, стабилизировал российский рынок изнутри, а также привлёк внимание многих инвесторов, в том числе иностранных, к развитию и участию в обороте ценных бумаг на территории РФ.

Как и любые объекты гражданских прав, ценные бумаги имеют свои проблемы развития, к каковым при анализе действующего законодательства было решено отнести само законодательство, поскольку оно во многом отстаёт от реального положения дел на рынке ценных бумаг. Сомнения также вызывает передача всех контрольно-надзорных функций Банку России, что умоляет роль государственного регулирования обращения ценных бумаг.

Исследуя перспективы развития рынка ценных бумаг в России, были рассмотрены международный опыт развития ценных бумаг, а также национальные перспективы развития в России. Международный опыт развития рынка ценных бумаг показал, что за годы становления и развития ценных бумаг в европейских странах, выделилось две основных модели развития: американская и европейская. Каждая из них обладает своими специфическими особенностями, однако наиболее близкой к РФ является американская модель развития и современного обращения ценных бумаг. Тем не менее, особенности рынка ценных бумаг в аспекте международного опыта следует в части перенести в законодательство современной России, поскольку действующие в настоящее время национальные механизмы регулирования биржевого и внебиржевого оборота до конца не сформированы, а нормативно-правовая база по ряду положений не соответствует общепринятым в мировой практике нормам, препятствуя развитию рынка капиталов. Все это происходит на фоне растущей потребности национальных компаний участвовать в фондовой деятельности, для развития и повышения конкурентоспособности капитала, что не позволяет современный рынок ценных бумаг российского образца, и в данном случае применение международного опыта является наиболее удобным. Непосредственные перспективы развития рынка ценных бумаг в России заключены в Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года и в основном полагаются на плановое изменение законодательной базы и её увеличения, путём создания новых нормативно-правовых актов. Основной тенденцией, прослеживаемой в ходе анализа Стратегии развития, является укрепление внутреннего рынка ценных бумаг, с ориентацией на привлечение к обращению на рынок новых участников, и развитие инвестирования со стороны иностранных лиц, что способствует улучшению экономической ситуации и повышению внутреннего валового продукта на душу населения в стране.