Файл: Изучение покупательского спроса и формирование товарного ассортимента в магазине на примере торгового предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Формирование товарной политики розничного торгового предприятия

1.1. Особенности товарной политики в розничной торговле

1.2. Формирование товарно-ассортиментной политики

2. Исследование товарной политики розничного торгового предприятия ООО «Теплопартнёр»

2.1. Организационно-хозяйственная характеристика ООО «Теплопартнёр»

2.2. Товарная политика и формирование конкурентоспособной ассортиментной модели

2.3. Управление товарной политикой организации

3. Предложения по совершенствованию товарной политики организацией ООО «Теплопартнёр»

3.1. Совершенствование товарной политики предприятия на рынке

3.2. Анализ и предложения по повышению эффективности деятельности ООО «Теплопартнёр»

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Введение

Торговля — обширнейшая область предпринимательской деятельности и сфера приложения труда — получила в последние годы, новые импульсы своего развития, существен­но расширив "поле и правила игры" в экономике переход­ного периода. В нее влилось много новых предприимчивых людей, в ряде случаев коренным образом поменявших свою профессию и жизненные ориентиры.

Обеспечение необходимого уровня обслуживания поку­пателей и роста основных экономических показателей де­ятельности торгового предприятия в значительной степени зависит от правильного формирования ассортимента това­ров магазине. Формирование товарной политики представ­ляет собой процесс подбора для реализации в магазине различных групп товаров, их видов и разновидностей, диффе­ренцированных по всем отличительным признакам.

Объектом данной работы является товарная политик торгового предприятия – ООО «Теплопартнёр». Общество «Теплопартнёр» является предприятием малого бизнеса, работающего на рынке товаров газового оборудования. На примере данной организации в работе будут раскрыты основные аспекты организации и управления малым предприятием, особенности осуществления им управления закупками, продажами и процессом товародвижения, управления складским технологическим процессом и осуществления логистических функций. Эти основные аспекты помогут сделать общий вывод о конкурентной привлекательности ООО «Теплопартнёр», возможности преодоления сложившейся ситуации и дальнейшего расширения бизнеса и преобразований в организации.

Предметом исследования выступает изучение особенностей товарной политики предприятия.

Актуальность работы заключается в том, что малые предприятия, несмотря на сложившуюся, на рынке и в стране ситуацию, имеют очень большой потенциал дальнейшего развития. Поддержка малого бизнеса со стороны государства (а особенно «социально-полезного» бизнеса или бизнеса по продаже необходимых товаров) становится все сильнее, раздвигая для маленьких предприятий горизонты. На малоосвоенные рынки первыми зачастую входят не крупные компании лидеры, а малые предприятия и индивидуальные предприниматели, которые, накопив опыта, сами начинают превращаться в лидеров. У ООО «Теплопартнёр» уже есть такой потенциал, благодаря сложившейся репутации и компетенции персонала, поэтому, преодолев неблагоприятную рыночную ситуацию, ООО имеет все возможности для дальнейшего развития.


Основной целью представленной работы является совершенствование изучение товарной политики предприятия розничной торговли - ООО «Теплопартнёр» - и разработка направлений по её совершенствованию.

В курсовой работе предполагается решение следующих задач:

анализ розничной деятельности как продукта;

изучить особенности товарной политики в розничной торговле;

рассмотреть формирование товарно-ассортиментной политики

провести изучение ассортиментной политики розничного торгового предприятия ООО «Теплопартнёр»;

оценка товарного ассортимента торгового предприятия;

разработка совершенствования ассортиментной политики;

совершенствование товарной политики предприятия.

Информационной базой проекта являются результаты аналогичных исследований, проведенных на крупных российских предприятиях.

Практическая ценность исследования состоит в том, что предлагаемая методика изучения проблемы носит универсальный характер и может применятся независимо от отраслевого и регионального аспекта для организаций любой формы собственности. Для осуществления этих целей и задач в работе будет использованы следующие методы исследований: системный анализ, комплексный подход, аналитико-прогностические методы (экономико-статистические методы, метод экспертных оценок), а также интервью, опрос.

1. Формирование товарной политики розничного торгового предприятия

1.1. Особенности товарной политики в розничной торговле

Торговая услуга - особая форма продукта, представляющая собой организацию и выполнение торговых функций предприятием розничной торговли. Специфичность торговой услуги - симбиоз товара и оказываемой услуги по его продаже (неотделимость от товара) - является характерной особенностью рынка розничных торговых услуг.

Спектр функций розничной торговли весьма разнообразен. Условно его можно разделить на следующие группы: формирование ассортимента; принятие риска; продажа продукта; оказание дополнительных услуг, не связанных непосредственно с продажей товара;информирование субъектов рынка.


Формирование ассортимента включает осуществление таких важных функций, как закупка товаров, их транспортировка и хранение, создание ассортиментного запаса, подсортировка товаров и предпродажная подготовка товара.

Продажа продукта подразумевает оборудование помещения, отведенного под торговый зал, организацию выкладки и обеспечение возможности ознакомиться с предлагаемым ассортиментом, организацию процесса купли-продажи, совершение финансовых операций по продаже товара. Таким образом, в ходе реализации торговой услуги происходит смена форм стоимости (обмен товара на деньги).

Оказание дополнительных услуг, не связанных непосредственно с продажей товара, включает такие услуги, как бесплатные или платные парковки, возможность предварительного заказа, доставка товара и т.д. Кроме того, здесь возможны определенные формы потребительского кредитования: отсрочка платежа, возвращение части уплаченной суммы через определенное время и т.д. Формы могут быть весьма разнообразными и перекликаться с мероприятиями по стимулированию сбыта предприятием розничной торговли[1].

Группа функций информирования субъектов рынка подразумевает сбор и предоставление информации о товарном предложении, потребительских качествах товара, а также об особенностях спроса, поведении потребителей.

Розничная торговая услуга, как и любая услуга, обладает определенными характеристиками, которые принято называть «4 Н»: неосязаемостью, неотделимостью от источника, непостоянством качества и несохраняемостью.

Торговая услуга как продукт весьма специфична и сложна, поэтому многие ученые часто используют подход «уровни продукта».

Основной продукт удовлетворяет основную потребность, т.е. приносит основную выгоду, которую хочет получить потенциальный покупатель. В розничной торговле в данной роли выступает основная торговая услуга, а также предлагаемый магазином товарный ассортимент.

Сопутствующий продукт - услуги или товары, которые необходимы для использования основного продукта. С точки зрения розничной торговли в роли сопутствующего продукта выступает реальная торговая услуга магазина, включающая метод, форму торговли, процедуру обслуживания и т.д. Таким образом, сопутствующий продукт в розничной торговле является отражением минимального набора ожиданий потенциального покупателя[2].

Дополнительный продукт, в отличие от сопутствующего продукта, не является необходимым в процессе использования основного продукта. Условно говоря, это предложение продавца сверх того, что ожидает потребитель, или сверх того, что для него привычно.


Таким образом, принятие четких маркетинговых решений на всех уровнях предлагаемого к продаже продукта есть определение некоего набора атрибутов оказываемой торговой услуги, который часто называют «формулой магазина». При строгом соблюдении всех критериев конкурентоспособности торговой услуги для данного сегмента рынка (следование «магазинной формуле») предприятие розничной торговли обладает стабильным бизнесом.

Использование «магазинной формулы» в первую очередь связано с форматом торговли, а значит, особую важность имеет классификация предприятий розничной торговли. Существует множество классификаций предприятий розничной торговли. В качестве основных критериев классификации используются: форма собственности (частные, государственные, совместные); тип расположения (в деловом центре, в торговом комплексе, отдельно стоящие); формат торговли (комбинация часов работы, месторасположения, ассортимента, обслуживания, масштаба деятельности, уровня цен и т.д.).

Немаловажной проблемой торгового маркетинга является выбор типа обслуживания покупателя.

При достаточно небольшом потоке покупателей возможно их индивидуальное обслуживание. Торговля из-за прилавка (standservice) оправдывает себя также с точки зрения экономии затрат от хищений во время обслуживания, поэтому эффективна при реализации дорогой продукции малых размеров (например, ювелирных изделий).

Однако если вы предполагаете торговать относительно недорогой продукцией в больших объемах, рациональнее использовать принципы самообслуживания для снижения временных затрат на принятие и выполнение заказа, т.е. для ускорения процесса обслуживания потребителя. Часть сэкономленных средств тратится на усиление визуального контроля и службы безопасности (защита от краж).

1.2. Формирование товарно-ассортиментной политики

Ассортимент товаров — совокупность их видов, разновид­ностей и сортов, объединенных или сочетающихся по опре­деленному признаку. Основными группировочными признаками товаров являются производственный, сырьевой и потребитель­ский[3].

В магазинах относительно узкий производственный ассорти­мент преобразуется в широкий торговый, который включает в свой состав товары различных специализированных производ­ственных предприятий.


Формирование ассортимента товаров в розничных торго­вых предприятиях сложный процесс, осуществляемый с уче­том действия, целого ряда факторов. Эти факторы можно подраз­делить на общие (не зависящие от конкретных условий рабо­ты того или иного торгового предприятия) и специфические (отражающие конкретные условия работы данного торгового предприятия).

К общим факторам, влияющим на формирование ассортимен­та товаров в магазинах, относятся покупательский спрос и про­изводство товаров.

К специфическим факторам, оказывающим влияние на по­строение ассортимента товаров в каждом конкретном магази­не относятся: тип и размер магазина, его техническая оснащен­ность, условия товароснабжения (в первую очередь — наличие стабильных источников), численность и состав обслуживаемого населения, транспортные условия (наличие дорог с твердым по­крытием, остановок общественного транспорта и т. д.), наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности данного магазина[4].

Процесс формирования ассортимента товаров в магазинах складывается из трех этапов[5].

На первом этапе устанавливается групповой ассортимент товаров в магазине (тем самым определяется его ассортимент­ный профиль).

На втором этапе формирования ассортимента производят­ся расчеты структуры группового ассортимента, т. е. опреде­ляются количественные соотношения отдельных групп товаров.

На третьем, заключительном этапе определяется внутригрупповой (развернутый) ассортимент, т. е. осуществляется под­бор конкретных разновидностей товаров в пределах каждой группы.

Ассортиментная политика — цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации.

Ассортимент характеризуется широтой, полнотой, ус­тойчивостью, новизной, структурой, гармоничностью и ра­циональностью.

Цель организации в области ассортимента — форми­рование реального и/или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному, для удов­летворения разнообразных потребностей и получения зап­ланированной прибыли.

Основные направления формирования ассортимен­та - расширение, сокращение, стабилизация, обновление, совершенствование и гармонизация — обусловливают комп­лекс общих и специфичных маркетинговых мероприятий. К общим для всех направлений мероприятиям относятся: изучение рынка для установления реальных и пред­полагаемых потребностей, а также определения перечня то­варов, которые могут их удовлетворить; анализ предложения сырья, материалов, комплекту­ющих изделий, готовой продукции (товаров), отвечающих целям организации по удовлетворению выявленных потреб­ностей и получению запланированной прибыли; анализ структуры ассортимента и градация товаров по степени их значимости.