Файл: Государственное регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности (Гражданское право.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При определении ущерба учитывают:

– реальный ущерб (расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права, утраты или повреждения его имущества);

– упущенную выгоду (неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено) [33].

2.2. Проблемы правового регулирования конкуренции

и пути их решения

Несмотря на наличие антимонопольного законодательства, предусматривающего меры ответственности за нарушение конкурентных отношений, одним из действенных средств защиты добросовестной конкуренции является уголовно-правовое воздействие. Вместе с тем в период с 2000 г. по настоящее время за совершение преступлений, связанных с ограничением конкуренции, осуждено 39 подсудимых, оправдано — 3, судом прекращено уголовное преследование в отношении 10 лиц. При этом доля таких противоправных деяний в структуре преступлений экономической направленности крайне мала — не достигает 0,02%. Однако, по данным экспертов, в исследуемой области их число намного больше, а вред от ограничения конкуренции может составлять более 2% ВВП[34]. Такое расхождение, по мнению специалистов, характеризуется высокой латентностью данных преступлений и рядом других причин.

Во-первых, это обусловлено тем обстоятельством, что в настоящее время уголовная ответственность за совершение преступлений, посягающих на свободу конкуренции, фактически может наступать по различным нормам уголовного закона. К ним помимо деяний, указанных в ст. 178 УК РФ[35], следует отнести преступления: против собственности (ст.165 «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием», ст. 167 «Умышленное уничтожение или повреждение имущества» УК РФ); в сфере экономической деятельности (ст. 169 «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности», ст. 179 «Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения» УК РФ); против службы в коммерческих и иных организациях (ст. 201 «Злоупотребление полномочиями», ст. 204 «Коммерческий подкуп» УК РФ); против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями», ст. 286 «Превышение должностных полномочий», ст. 289 «Незаконное участие в предпринимательской деятельности» УК РФ).


Во-вторых, на правоприменительную практику оказывает влияние значительное количество вносимых в уголовный закон изменений. Впервые уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства была введена Законом РФ от 13 марта 1992 г. № 2509‑I «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях», которым УК РСФСР 1960 г. был дополнен ст. 1751 «Нарушения антимонопольного законодательства», установившей ответственность за неисполнение законных предписаний антимонопольных органов об устранении нарушений антимонопольного законодательства, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за такие же действия.

В 1993 г. в целях упорядочения ответственности за незаконную торговлю Законом РФ от 1 июля 1993 г. № 5304-I «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с упорядочением ответственности за незаконную торговлю» УК РСФСР был дополнен ст. 1543 «Незаконное повышение или поддержание цен», криминализировавшей незаконное повышение или поддержание цен, совершенное в результате монополистической деятельности путем создания препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам, либо изъятия товаров из обращения, либо сдерживания их от реализации, либо другого устранения от потребителей.

Специальным квалифицирующим признаком ст. 1543 УК РСФСР стала монополистическая деятельность, повлекшая повышение или поддержание цен. Новая формулировка диспозиции была обусловлена принятием антимонопольного законодательства, регламентировавшего конкурентные правоотношения и определившего дальнейшее развитие норм антимонопольной направленности.

Следующим этапом стало принятие в 1996 г. УК РФ. Уголовная ответственность за преступный монополизм была предусмотрена в ст. 178 «Монополистические действия и ограничение конкуренции». Позднее данная норма неоднократно претерпевала изменения, в результате которых отдельные формы преступного монополизма были декриминализированы. Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162‑ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» в ст. 178 УК РФ введен обязательный признак объективной стороны — причинение крупного ущерба, превышающего 1 млн руб.

Федеральным законом от 29 июля 2009 г. № 216‑ФЗ «О внесении изменения в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации» норма дополнена квалифицирующим признаком — извлечение дохода в крупном и особо крупном размерах (соответственно 5 и 25 млн руб.), а размер особо крупного ущерба повышен до 3 млн. руб. Определены условия освобождения от уголовной ответственности — в случаях, если лицо, совершившее преступление, способствовало его раскрытию, возместило причиненный ущерб или перечислило в федеральный бюджет незаконно полученный в связи с этим доход.


Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420‑ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлена уголовная ответственность за заключение хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля). В качестве условия освобождения от уголовной ответственности предусмотрено «заглаживание вреда» вместо «перечисления дохода в федеральный бюджет».

В соответствии с Федеральным законом от 8 марта 2015 г. № 45‑ФЗ «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации» уголовная ответственность по ст. 178 УКРФ наступает только за заключение соглашения, ограничивающего конкуренцию (картеля), связанного с причинением ущерба в размере 10 млн руб., или извлечением дохода, превышающего 50 млн руб. Все иные ограничивающие конкуренцию соглашения, а также согласованные действия декриминализированы, за них установлена административная ответственность.

Подобные изменения уголовного законодательства, безусловно, сдерживают правоприменительную практику, поскольку, как показывают данные государственной статистики, после внесения очередных новелл требуется некоторое время для того, чтобы выработать устойчивые алгоритмы их реализации в правоохранительной деятельности.

Эффективность противодействия преступности во многом зависит от стабильности уголовного законодательства[36]. Кроме того, в результате коррек‑ тировки уголовного законодатель‑ ства на протяжении длительно‑ го периода происходит последова‑ тельная декриминализация круга общественно опасных деяний, под‑ лежащих квалификации по ст. 178 УК РФ, что естественным образом ограничивает сферу применения данной нормы. Характер и результаты расследованных уголовных дел о преступлениях, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, свидетельствуют о качественном изменении состава действующей уголовно-правовой нормы. Если в первые годы применения российского уголовного закона по ст. 178 УК РФ к ответственности привлекались граждане, например, устанавливавшие при торговле овощной продукцией на колхозном рынке единые завышенные цены, под угрозой причинения вреда другим предпринимателям, то сегодня — это многомиллионные ограничивающие конкуренцию соглашения, не только причиняющие вред интересам граждан или отдельных коммерческих организаций, но и создающие угрозу национальной безопасности государства. А сами преступления совершаются в значительной мере не на хозяйственных, а на финансовых рынках[37].


Изменился сам характер преступности. Сегодня определение объективной стороны недобросовестной конкуренции связано с длительным процессом анализа рынка, сбором и правовой оценкой сведений о характере соглашения между хозяйствующими субъектами, его отграничении от экономически целесообразных действий и подготовкой специалистами антимонопольных органов заключения о наличии либо об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Указанные обстоятельства, безусловно, необходимо учитывать при выработке соответствующих законодательных решений, направленных на выстраивание эффективного механизма уголовно-правового воздействия. Вместе с тем не следует забывать и о социальной ответственности бизнеса, монополистические действия которого причиняют серьезный ущерб общественным интересам.

Важно применять широко известные экономические, правовые и организационные методы государственного регулирования, направленные на стимулирование правомерного поведения предпринимателей в этой сфере, в том числе льготное налогообложение, кредитование, правовые преференции в сфере лицензирования и сертификации, возможность участия в специальных государственных программах, получения грантов.

Выводы

Конкуренция является одним из важнейших атрибутов формирования устойчивых рыночных отношений стране. В связи с этим возникает необходимость в поддержании и развитии данного института. Антимонопольное законодательство и работа антимонопольных служб должны способствовать недопущению несправедливого использования доминирующей позиции между экономическими игроками, а также препятствию свободной конкуренции на рынке. Развитая конкурентная среда должна стать одной из важнейшей составляющей эффективного развития страны и ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Во многом существующие проблемы в области регулирования конкуренции обусловлены отсутствием конкретного плана реализации государственной задачи развития конкуренции и совершенствования антимонопольной политики, соответствующей «дорожной карты». Для создания условий стабильного функционирования и обеспечения защищенности экономической системы, предотвращения вредоносного воздействия угроз криминального характера необходим эффективный государственно-правовой механизм обеспечения добросовестной конкуренции, включающий соответствующие правовые и институциональные составляющие. В связи с этим требуется разработка комплексного документа, определяющего подходы к организации работы по защите и развитию конкуренции, ее приоритетные направления, а также подлежащие исполнению системные мероприятия.


Антимонопольное законодательство является неотъемлемой частью современной системы законодательства России. Оно регламентирует важнейшие категории в сфере конкуренции, предусматривает ограничения и запреты, необходимые для целей нормального функционирования современной рыночной экономики. Одним из важнейших движущих элементов развития такой экономики является существование конкурентной среды. Конкуренция способствует не только установлению приемлемых цен и надлежащего качества предлагаемых товаров, работ, услуг, но и побуждает к развитию технологических процессов, созданию инновационных продуктов, с целью привлечения внимания потребителей и создания спроса на предлагаемый продукт. Антимонопольное законодательство является неотъемлемой частью современной системы законодательства России. Оно регламентирует важнейшие категории в сфере конкуренции, предусматривает ограничения и запреты, необходимые для целей нормального функционирования современной рыночной экономики. Одним из важнейших движущих элементов развития такой экономики является существование конкурентной среды. Конкуренция способствует не только установлению приемлемых цен и надлежащего качества предлагаемых товаров, работ, услуг, но и побуждает к развитию технологических процессов, созданию инновационных продуктов, с целью привлечения внимания потребителей и создания спроса на предлагаемый продукт. Антимонопольное законодательство является неотъемлемой частью современной системы законодательства России. Оно регламентирует важнейшие категории в сфере конкуренции, предусматривает ограничения и запреты, необходимые для целей нормального функционирования современной рыночной экономики. Одним из важнейших движущих элементов развития такой экономики является существование конкурентной среды. Конкуренция способствует не только установлению приемлемых цен и надлежащего качества предлагаемых товаров, работ, услуг, но и побуждает к развитию технологических процессов, созданию инновационных продуктов, с целью привлечения внимания потребителей и создания спроса на предлагаемый продукт. Антимонопольное законодательство является неотъемлемой частью современной системы законодательства России. Оно регламентирует важнейшие категории в сфере конкуренции, предусматривает ограничения и запреты, необходимые для целей нормального функционирования современной рыночной экономики. Одним из важнейших движущих элементов развития такой экономики является существование конкурентной среды. Конкуренция способствует не только установлению приемлемых цен и надлежащего качества предлагаемых товаров, работ, услуг, но и побуждает к развитию технологических процессов, созданию инновационных продуктов, с целью привлечения внимания потребителей и создания спроса на предлагаемый продукт. Антимонопольное законодательство является неотъемлемой частью современной системы законодательства России. Оно регламентирует важнейшие категории в сфере конкуренции, предусматривает ограничения и запреты, необходимые для целей нормального функционирования современной рыночной экономики. Одним из важнейших движущих элементов развития такой экономики является существование конкурентной среды. Конкуренция способствует не только установлению приемлемых цен и надлежащего качества предлагаемых товаров, работ, услуг, но и побуждает к развитию технологических процессов, созданию инновационных продуктов, с целью привлечения внимания потребителей и создания спроса на предлагаемый продукт. Антимонопольное законодательство является неотъемлемой частью современной системы законодательства России. Оно регламентирует важнейшие категории в сфере конкуренции, предусматривает ограничения и запреты, необходимые для целей нормального функционирования современной рыночной экономики. Одним из важнейших движущих элементов развития такой экономики является существование конкурентной среды. Конкуренция способствует не только установлению приемлемых цен и надлежащего качества предлагаемых товаров, работ, услуг, но и побуждает к развитию технологических процессов, созданию инновационных продуктов, с целью привлечения внимания потребителей и создания спроса на предлагаемый продукт.