Файл: Государственное регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности (Гражданское право.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные положения регулирования конкуренции
и ограничения монополистической деятельности в России
1.1. Направления государственного регулирования в сфере конкуренции
1.2. Цели, задачи и инструменты антимонопольного регулирования
Глава 2. Правовое регулирование конкуренции
2.1. Система правового регулирования конкуренции и монопольной
На рисунке 2 показана система мер антимонопольного регулирования[14].
Рисунок 2 – Система мер антимонопольного регулирования
Итак, глобальная цель любой государственной антимонопольной политики в свете институциональной экономики заключается в создании равных условий развития для всех рыночных участников в области добросовестной конкуренции, способствующих рациональному размещению и использованию ресурсов и стабильному экономическому росту. Сравним антимонопольное регулирование некоторых стран (таблица 1).
Как видно, в США и Японии достаточно высокий уровень организации процесса государственного регулирования монополии, основанный на букве закона. На сегодняшний день, остаются нерешенными в законодательном порядке две важные сферы деятельности:
– локальные естественные монополии;
– установка цен в высококонцентрированных сферах хозяйствования.
Таблица 1 Сравнительная оценка антимонопольного регулирования развитых стран[15] |
|||||||
Показатель |
Государство |
||||||
Россия |
США |
Япония |
Франция |
Германия |
Великобритания |
||
сильный антимонопольный контроль за соблюдением законодательства о конкуренции |
1 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
|
применение ограничительных мер |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
противодействие недобросовестной конкуренции |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
|
контроль за экономической концентрацией |
1 |
3 |
3 |
0 |
1 |
0 |
|
снижение барьеров для входа фирм на рынок и создания новых компаний |
0 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
антимонопольное регулирование в отраслях естественной монополии |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
запреты на антиконкурентные действия органов власти и правления |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
контроль в сфере размещения государственных заказов |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
|
использование реестров данных |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
анализ рынков |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
|
оценка влияния на конкурентную среду мер защиты от неблагоприятной иностранной конкуренции |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
|
обеспечение конкуренции на глобальном уровне |
0 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
|
преодоление антиконкурентных тенденций |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
ИТОГО |
16 |
32 |
31 |
23 |
25 |
26 |
Отметим, что антимонопольное российское законодательство разрабатывалось при уже сложившихся сильных монополиях и в начале развития рыночных отношений. Значит, западный опыт в довольно значительном объеме малоприменим в российских условиях. Тем самым процесс регулирования усложняется и затягивается. А без ускорения этого процесса абсолютные и относительные показатели экономического роста, тем более, в период экономического кризиса, будут оставаться минимальными.
Монополия и конкуренция, несомненно, выступают в роли необходимых атрибутов всех сфер экономики России. Однако, важным условием активного развития экономики страны является государственное регулирование этих процессов посредством антимонопольной политики, что позволит создать на рынке благоприятную конкурентную среду[16].
Выводы
Антимонопольное регулирование – важная составляющая внутренней экономической политики всех стран с развитой рыночной (и не только рыночной) экономикой. Глобальная цель любой государственной антимонопольной политики в свете институциональной экономики заключается в создании равных условий развития для всех рыночных участников в области добросовестной конкуренции, способствующих рациональному размещению и использованию ресурсов, и стабильному экономическому росту.
Антимонопольное законодательство является неотъемлемой частью современной системы законодательства России. Оно регламентирует важнейшие категории в сфере конкуренции, предусматривает ограничения и запреты, необходимые для целей нормального функционирования современной рыночной экономики. Одним из важнейших движущих элементов развития такой экономики является существование конкурентной среды. Конкуренция способствует не только установлению приемлемых цен и надлежащего качества предлагаемых товаров, работ, услуг, но и побуждает к развитию технологических процессов, созданию инновационных продуктов, с целью привлечения внимания потребителей и создания спроса на предлагаемый продукт. Антимонопольное законодательство является неотъемлемой частью современной системы законодательства России. Оно регламентирует важнейшие категории в сфере конкуренции, предусматривает ограничения и запреты, необходимые для целей нормального функционирования современной рыночной экономики. Одним из важнейших движущих элементов развития такой экономики является существование конкурентной среды. Конкуренция способствует не только установлению приемлемых цен и надлежащего качества предлагаемых товаров, работ, услуг, но и побуждает к развитию технологических процессов, созданию инновационных продуктов, с целью привлечения внимания потребителей и создания спроса на предлагаемый продукт. Антимонопольное законодательство является неотъемлемой частью современной системы законодательства России. Оно регламентирует важнейшие категории в сфере конкуренции, предусматривает ограничения и запреты, необходимые для целей нормального функционирования современной рыночной экономики. Одним из важнейших движущих элементов развития такой экономики является существование конкурентной среды. Конкуренция способствует не только установлению приемлемых цен и надлежащего качества предлагаемых товаров, работ, услуг, но и побуждает к развитию технологических процессов, созданию инновационных продуктов, с целью привлечения внимания потребителей и создания спроса на предлагаемый продукт. Антимонопольное законодательство является неотъемлемой частью современной системы законодательства России. Оно регламентирует важнейшие категории в сфере конкуренции, предусматривает ограничения и запреты, необходимые для целей нормального функционирования современной рыночной экономики. Одним из важнейших движущих элементов развития такой экономики является существование конкурентной среды. Конкуренция способствует не только установлению приемлемых цен и надлежащего качества предлагаемых товаров, работ, услуг, но и побуждает к развитию технологических процессов, созданию инновационных продуктов, с целью привлечения внимания потребителей и создания спроса на предлагаемый продукт. Антимонопольное законодательство является неотъемлемой частью современной системы законодательства России. Оно регламентирует важнейшие категории в сфере конкуренции, предусматривает ограничения и запреты, необходимые для целей нормального функционирования современной рыночной экономики. Одним из важнейших движущих элементов развития такой экономики является существование конкурентной среды. Конкуренция способствует не только установлению приемлемых цен и надлежащего качества предлагаемых товаров, работ, услуг, но и побуждает к развитию технологических процессов, созданию инновационных продуктов, с целью привлечения внимания потребителей и создания спроса на предлагаемый продукт. Антимонопольное законодательство является неотъемлемой частью современной системы законодательства России. Оно регламентирует важнейшие категории в сфере конкуренции, предусматривает ограничения и запреты, необходимые для целей нормального функционирования современной рыночной экономики. Одним из важнейших движущих элементов развития такой экономики является существование конкурентной среды. Конкуренция способствует не только установлению приемлемых цен и надлежащего качества предлагаемых товаров, работ, услуг, но и побуждает к развитию технологических процессов, созданию инновационных продуктов, с целью привлечения внимания потребителей и создания спроса на предлагаемый продукт.
Глава 2. Правовое регулирование конкуренции
и монопольной власти в России
Антимонопольное законодательство является неотъемлемой частью современной системы законодательства России. Оно регламентирует важнейшие категории в сфере конкуренции, предусматривает ограничения и запреты, необходимые для целей нормального функционирования современной рыночной экономики. Одним из важнейших движущих элементов развития такой экономики является существование конкурентной среды. Конкуренция способствует не только установлению приемлемых цен и надлежащего качества предлагаемых товаров, работ, услуг, но и побуждает к развитию технологических процессов, созданию инновационных продуктов, с целью привлечения внимания потребителей и создания спроса на предлагаемый продукт. Антимонопольное законодательство является неотъемлемой частью современной системы законодательства России. Оно регламентирует важнейшие категории в сфере конкуренции, предусматривает ограничения и запреты, необходимые для целей нормального функционирования современной рыночной экономики. Одним из важнейших движущих элементов развития такой экономики является существование конкурентной среды. Конкуренция способствует не только установлению приемлемых цен и надлежащего качества предлагаемых товаров, работ, услуг, но и побуждает к развитию технологических процессов, созданию инновационных продуктов, с целью привлечения внимания потребителей и создания спроса на предлагаемый продукт. Антимонопольное законодательство является неотъемлемой частью современной системы законодательства России. Оно регламентирует важнейшие категории в сфере конкуренции, предусматривает ограничения и запреты, необходимые для целей нормального функционирования современной рыночной экономики. Одним из важнейших движущих элементов развития такой экономики является существование конкурентной среды. Конкуренция способствует не только установлению приемлемых цен и надлежащего качества предлагаемых товаров, работ, услуг, но и побуждает к развитию технологических процессов, созданию инновационных продуктов, с целью привлечения внимания потребителей и создания спроса на предлагаемый продукт. Антимонопольное законодательство является неотъемлемой частью современной системы законодательства России. Оно регламентирует важнейшие категории в сфере конкуренции, предусматривает ограничения и запреты, необходимые для целей нормального функционирования современной рыночной экономики. Одним из важнейших движущих элементов развития такой экономики является существование конкурентной среды. Конкуренция способствует не только установлению приемлемых цен и надлежащего качества предлагаемых товаров, работ, услуг, но и побуждает к развитию технологических процессов, созданию инновационных продуктов, с целью привлечения внимания потребителей и создания спроса на предлагаемый продукт. Антимонопольное законодательство является неотъемлемой частью современной системы законодательства России. Оно регламентирует важнейшие категории в сфере конкуренции, предусматривает ограничения и запреты, необходимые для целей нормального функционирования современной рыночной экономики. Одним из важнейших движущих элементов развития такой экономики является существование конкурентной среды. Конкуренция способствует не только установлению приемлемых цен и надлежащего качества предлагаемых товаров, работ, услуг, но и побуждает к развитию технологических процессов, созданию инновационных продуктов, с целью привлечения внимания потребителей и создания спроса на предлагаемый продукт. Антимонопольное законодательство является неотъемлемой частью современной системы законодательства России. Оно регламентирует важнейшие категории в сфере конкуренции, предусматривает ограничения и запреты, необходимые для целей нормального функционирования современной рыночной экономики. Одним из важнейших движущих элементов развития такой экономики является существование конкурентной среды. Конкуренция способствует не только установлению приемлемых цен и надлежащего качества предлагаемых товаров, работ, услуг, но и побуждает к развитию технологических процессов, созданию инновационных продуктов, с целью привлечения внимания потребителей и создания спроса на предлагаемый продукт.
2.1. Система правового регулирования конкуренции и монопольной
власти в России
Наиболее эффективной и развитой формой государственного регулирования монопольной власти является антимонопольное законодательство. Важно отметить, что создание нормальных конкурентных отношений непосредственно связано с оздоровлением российской экономики, обеспечением ее успешного развития. Именно поэтому поддержка конкуренции закреплена в ст. 8 Конституции РФ[17] в качестве одной из конституционных основ нашего строя. Ст. 34 Конституции РФ прямо запрещает всякую деятельность, направленную на монополизацию и развитию недобросовестную конкуренцию.
Антимонопольное законодательство РФ так же основывается на ГК РФ (п. 3 ст. 1, п. 1 ст. 10)[18], КоАП РФ[19], УК РФ[20], и других федеральных законов, которые регулируют отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, например: Закон о защите конкуренции[21], ФЗ «Об акционерных обществах»[22], ФЗ «О рынке ценных бумаг»[23], ФЗ «О естественных монополиях»[24], Закон о связи[25].
Особое место в Российском антимонопольном законодательстве занимают международно-правовые акты.
Самыми важными из всех мер антимонопольной политики для России оказались ограничительные меры. Они предусмотрены законом «О защите конкуренции» и применяются Федеральной антимонопольной службой (далее ФАС) к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство.
Антимонопольное законодательство сочетает в себе нормы различных отраслей права: гражданско-правовых, административных, уголовных. Данная особенность характеризуется вследствие сложности объекта регулирования (процессы монополизации и конкуренции), а также в необходимости поддерживать (защищать) экономически более слабую сторону (например, контрагентов в договорах, заключаемых предприятием-монополистом)[26].
Антимонопольное законодательство РФ (в частности, Федеральный закон «О защите конкуренции» [27] включает в себя нормы, регламентирующие не только процессы монополизации и конкуренции, но и недобросовестную конкуренцию. В России к ним относятся:
– распространение ложных сведений, которые способны причинить убытки другому субъекту;
– введение потребителей в заблуждение, касаемо информации о качестве товара, производителе и др. потребительских свойств;
– некорректное сравнение субъекта в рекламе с товарами другого производителя;
– использование фирменного знака без разрешения на то правообладателя.
На практике в России наибольшую долю нарушений антимонопольного законодательства составляют ценовые сговоры. Российскую государственную антимонопольную политику регулирует Федеральная антимонопольная служба и создаваемыми им территориальными органами[28].
Целью ФАС является регулирование структуры отрасли посредством пресечения возможных слияний фирм, которое может способствовать к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии на рынке. Задачей Федеральной антимонопольной службы является активизация деятельности антимонопольных органов по контролю и надзору на всех рынках, обновление антимонопольного законодательства с учетом накопленного Российского и мирового опыта[29].
Российские антимонопольные нормы применяют на практике зарубежный опыт, для повышения эффективности методов рыночного регулирования[30].
Меры антимонопольного воздействия направлены на прекращение нарушений; восстановление положения, которое существовало до нарушения; запрещение совершать действия, ограничивающих конкуренцию. За нарушение антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о конкуренции должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, а также физические лица несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.
В ГК РФ (п. 1 ст. 10, 1033) [31] запрещает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. За нарушения антимонопольного законодательства предусмотрена административная ответственность – для юридического и физического лица; уголовная ответственность – только для физических лиц. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства возможна только после установления самого факта совершения соответствующего правонарушения комиссией антимонопольного органа в порядке, предусмотренном главой 9 Закона о защите конкуренции[32]. Факт нарушения антимонопольного законодательства должен быть зафиксирован комиссией антимонопольного органа в решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства.