Файл: «Рынок ценных бумаг» . . ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С одной стороны, он обладает достаточно развитой инфраструктурой, которая позволяет проводить сделки с ценными бумагами. Речь идет о торговых площадках, оборудованных современными средствами связи и компьютерной техникой, которые позволяют ежедневно осуществлять операции, непрерывно проводить расчеты и платежи.

Но с другой стороны, фондовый рынок имеет некоторые недочеты, к примеру, налоговое законодательство, которое не учитывает всех национальных особенностей, и в котором существуют, отличающиеся от законодательства о рынке ценных бумаг, толкования терминов.

Таким образом, можно сделать следующие выводы о перспективах российского рынка ценных бумаг:   российский фондовый рынок остается одним из наиболее интересных и недооцененных рынков в мире; рекомендованные отрасли: химия и нефтехимия, драгоценные металлы и камни, сельское хозяйство; высокие доходности на фондовом рынке, скорее всего, приведут к увеличению интереса населения к вложениям в ценные бумаги.

По поводу текущего положения мирового и российского рынка ценных бумаг можно отметить наличие некоторого общего спада, который в большей степени проявляется на российском рынке ввиду высокой волатильности. Однако вместе с постепенным выходом из мирового кризиса улучшатся дела и на мировом рынке ценных бумаг. Также стоит отметить, что разработка новых инструментов способствует скорейшему выходу из кризиса

Глава 2. Процесс становления, проблемы и перспективы рынка ценных бумаг в РФ

2.1. Этапы исторического развития рынка ценных бумаг в РФ

На сегодняшний день рынок ценных бумаг представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих между различными участниками такого рынка - профессиональными посредниками, юридическими лицами и физическими лицами-инвесторами по выпуску и обращению таких элементов.

 Рынок ценных бумаг выступает одним из важнейших звеньев финансовой системы современной России. Формирование РЦБ происходило постепенно. Фондовый рынок начал быстро развиваться только в середине 90-х годов, когда обрушившийся сегмент был буквально заново воссоздан по частям. На первом этапе на рынке происходил оборот приватизационных чеков в связи с актуальностью приватизации. Этот процесс характеризовался низким уровнем государственного контроля[12].


 Этот этап включает в себя первоначальное формирование законодательной базы для регулирования отношений при функционировании российского рынка ценных бумаг. В частности, такими правовыми актами стали «Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых бирж в РСФСР», утвержденное Правительством РСФСР от 28 декабря 1991 года, «Положение об акционерных обществах» от 28.12.91 № 78. Закон РСФСР от 03.07.91 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» и другие элементы.

 Второй этап развития внутреннего рынка относится к периоду 1993 - 1994 гг. Основным элементом рынка были также приватизационные ваучеры. Такие ценные бумаги были выпущены государством и распространены среди граждан. Однако большая часть населения не смогла вступить в законные права на государственную собственность из-за различных финансовых возможностей, отсутствия информационной базы и большого количества несправедливых рыночных элементов.

 На этой стадии формирования рынка финансовые пирамиды типа ммм стали более распространенными. Более 65 бирж уже выполнили свою работу. Третий этап относится к 1994-1998 годам. Впервые в истории РЦБ началось развитие инфраструктуры фондового рынка и усовершенствована законодательная база. Как государственные, так и корпоративные центральные банки стали более распространенными.

Созданы первые государственные органы, осуществляющие контроль в этой сфере. В 1995 году начала свою работу фондовая биржа РТС. Рынок векселей широко развился, набирая популярность такие промышленные инвесторы, как страховые компании и фонды. И биржевые, и внебиржевые рынки активно развиваются. Впервые крупные корпорации были зарегистрированы для выхода на международные фондовые рынки путем выпуска депозитарных расписок, и был отмечен рост оборота ценных бумаг. В конце 1997 года произошел спад на рынке[13].

Процесс спада был связан с искусственным сдерживанием валюты, лоббированием крупнейших и наиболее важных инвесторов, кризисом в развивающихся странах и снижением привлечения иностранного капитала. В результате рецессии государство не могло полностью разместить облигации, произошел дефолт и обвал рубля.

Четвертый этап - возрождение РЦБ после краха 1997 года. Был процесс стабилизации и развития. С 1998 года наблюдаются следующие особенности этого развития:

1. Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей отношения участников рынка ценных бумаг и устанавливающей основные правила. В частности, это Федеральные законы «О рынке ценных бумаг[14]», «Об инвестиционных фондах[15]».


 2. В 1998 году произошло резкое снижение доли государственных ценных бумаг в общем количестве ценных бумаг, выпущенных Центральным банком, однако этот процесс быстро стабилизировался.

 3. В результате кризиса тираж векселей сократился.

 4. Торговля ценными бумагами крупных корпораций осуществлялась с использованием «голубых» фишек. Сегодня рынок ценных бумаг Российской Федерации является одним из самых обширных в мире и характеризуется высокой доходностью.

Если говорить о четвертом этапе развития рынка ценных бумаг, который продолжается и по сей день, то его важнейшей особенностью является формирование современного законодательства, определившего пути цивилизованного развития фондового рынка. К началу 1996 года части первой и второй Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральный закон «Об акционерных обществах» были приняты и вступили в силу ряд указов Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации способствовали быстрому развитию нормативно-правовой базы в этой области. Важнейшим шагом в развитии российского фондового рынка стало принятие Федерального закона «О рынке ценных бумаг», который прекратил обращение суррогатов ценных бумаг, определив понятие «эмиссионная безопасность» и установив требования к выпуску. ценные бумаги, являющиеся объектом массовых сделок на рынке ценных бумаг.

1999 год - фондовый рынок снова начал расти, и рынок корпоративных облигаций быстро развивался. В 1999 году российские акции были признаны самыми быстрорастущими[16].

Этот результат был достигнут благодаря листингу ценных бумаг, в котором указаны определенные гарантии качества финансовых инструментов.

Динамичное развитие законного фондового рынка началось только после возобновления роста российской экономики в начале 2000-х годов:

2000 год - начало размещения облигаций ряда крупных российских банков и финансовых компаний на ММВБ;

2001 год - возможность заключать и совершать сделки РЕПО с корпоративными ценными бумагами;

2002 год - начало аукциона по облигациям внешних облигационных займов Российской Федерации (еврооблигаций);

2004 год - общий оборот сделок в биржевой секции ММВБ достиг 142 млрд долларов, создан Институтом биржевых экспертов, призванным развивать ликвидность акций «второго уровня»;

2006 год - общий объем торгов на фондовом рынке составил более 500 миллиардов долларов;

2007 г. - общий объем торгов на фондовом рынке составил более 1,1 трлн.;


2008 год - общий объем торгов на всех рынках группы ММВБ составил 5,8 трлн.[17]

Российский рынок государственных ценных бумаг имеет короткую историю. В настоящее время он представлен несколькими видами государственного долга, которые в значительной степени все еще несут черты переходного этапа.

Постоянное развитие фондового рынка обусловлено постоянными изменениями цен на различные финансовые инструменты, участники рынка находятся в постоянном развитии. Тем не менее, РЦБ также подвержен рискам из-за напряженной ситуации на мировой арене, большой объем санкций применяется к резидентам Российской Федерации. Таким образом, обостряются такие риски, как инфляция, политические и валютные риски.

2.2. Анализ проблем и перспективы развития российского рынка ценных бумаг

Порядок возникновения долговых обязательств, процедура эмиссии государственных ценных бумаг и особенности их обращения, а также порядок раскрытия информации заложены в Федеральном законе от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг[18]».

Как уже было отмечено ранее, именно государственные ценные бумаги выступают одним из наиболее практичных механизмов осуществления заимствований, поскольку за счет внушительных размеров инвестиций привлекается значительный объем финансовых ресурсов, а также удовлетворяются потребности государства вне рамок процесса эмиссии денежных средств. Стоит отметить, что в период с 2010 года по 2018 год внутренний долг России большей частью формируется за счет ценных бумаг.

Согласно данным период с 1 января 2011 года по 1 сентября 2018 года внутренний рынок государственных ценных бумаг РФ вырос в 3 раза (на 5 132,58 млрд. руб.). Стоит отметить, что данная динамика является строго прогрессивной и на протяжении всего исследуемого периода не имеет даже краткосрочных провалов. При этом при ежегодном увеличении внутреннего рынка государственных ценных бумаг в среднем на 684 млрд. руб. (в 1,17 раза), за три прошедших квартала 2018 года его показатель уже превысил отметку конца 2017 года на 347 млрд. руб. Однако, если учитывать не только среднегодовую динамику прошедших восьми лет, но и среднемесячную динамику за предшествующий 2017 год, а также нынешний 2018 год, то можно предположить, что в 2018 году объем государственного внутреннего долга РФ, выраженного в государственных ценных бумагах, превысит отметку прошлого года в среднем на 4 144,14 млрд. руб. (расчеты проведены за счет усредненных значений без учета влияния внешних факторов)[19].


Объяснением столь значительного роста рынка государственных ценных бумаг может служить увеличение объемов эмиссии облигаций федерального займа. Стоит отметить, что больше половины данных ценных бумаг находится во владении кредитных организаций, около 25% принадлежит нерезидентам, другие же финансовые организации и Банк России имеют в своем распоряжении меньшую долю облигаций федерального займа.

Анализируя структуру государственного внутреннего долга РФ, выраженного в государственных ценных бумагах РФ, за 2010 и 2017 годы, можно увидеть увеличение количества входящих в него разновидностей государственных ценных бумаг. При этом происходит, «смена приоритетов» - облигации федерального займа с переменным купонным доходом «вытесняют» облигации федерального займа с амортизацией долга. Если ранее облигации федерального займа занимали вторую позицию в структуре внутреннего рынка ГЦБ с долей в 33%, что практически 1/3 ГЦБ, то в 2017 году их доля снизилась на 25%. Ранее (до 2010 года) ОФЗ-АД имели наибольшую долю в структуре ГЦБ[20].

Данная ситуация являлась результатом улучшения внешней экономической конъюнктуры и макроэкономических показателей. Но с переходом в острую фазу кризиса в структуре государственного внутреннего долга, выраженного в ГЦБ, начинают преобладать ОФЗ-ПД, которые наиболее эффективно выполняют главную потребность инвестора при покупке государственных ценных бумаг, а именно, сведение риска к минимуму.

Также в 2017 году впервые за последнее десятилетие на внутреннем рынке ГЦБ появляются ОФЗ для населения, хотя их доля на данный момент является несущественной и составляет всего 1%. Стоит отметить, что в настоящее время рынок государственных ценных бумаг Российской Федерации является достаточно молодым и динамично развивающимся рынком.

Однако можно выделить ряд проблем, затрудняющих его развитие:

1. Законодательное регулирование;

2. Проблемы, связанные с инфраструктурной составляющей;

3. Узкий спектр инструментов рынка государственных ценных бумаг;

4. Недоверие населения относительно деятельности финансового рынка и, в частности, рынка государственных ценных бумаг. Неточность нормативных правовых актов, регулирующих функционирование рынка ценных бумаг, а также позднее реагирование законодательных органов власти Российской Федерации на изменения коньюктуры рынка обосновывают сущность первой проблемы.

Ее решением может стать заимствование международного опыта в рамках регулирования функционирования рынка государственных ценных бумаг, внедрение в российскую экономику мировых стандартов регулирования рынка.