Файл: Бухгалтерский баланс организации и порядок его составления (ООО «Домарт»).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы бухгалтерского баланса
1.1. Экономическая сущность бухгалтерского баланса
1.2. Нормативная база и принципы построения бухгалтерского баланса
2. Бухгалтерский баланс ООО «Домарт»: структура, принципы построения
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Домарт»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В условиях функционирования рыночной экономики появляется необходимость осуществлять финансовое управление предприятием, то есть разрабатывать четкую систему принципов и методологий для регулирования финансовых ресурсов. Основным объектом управления на предприятии являются его финансовые ресурсы, их объемы, источники возникновения, и отношения, которые складываются в процессе производственной деятельности. Результирующие показатели управленческой деятельности проявляются в финансово-денежных отношениях, которые происходят между предприятием и различными бюджетами, акционерами, партнерами по бизнесу и другими контрагентами в рыночной среде. Данные отношения фиксируются в процессе ведения бухгалтерского учета на предприятии. Основной формой бухгалтерской (финансовой) отчетности является бухгалтерский баланс.
В условиях рыночной экономики значение бухгалтерского баланса настолько велико, что часто его выделяют в отдельную самостоятельную отчетную единицу хозяйствующего субъекта, которую дополняют другие формы бухгалтерской (финансовой отчетности) отчетности. Роль других форм отчетности заключается только в расшифровке данных, которые содержатся в бухгалтерском балансе. В балансе представлено общее состояние всех средств предприятия, в других отчетных формах отражаются лишь показатели, характеризующие определенную сторону деятельности предприятия.
Бухгалтерский баланс занимает непосредственно центральное место в отчетности, его обязаны составлять и предоставлять в сроки и в объеме, установленные законодательством.
Бухгалтерский баланс – это документ, который отображает деятельность и финансовые доходы компании, а также источники получения этих доходов и их распределение.
Подытоживание результата баланса определяет экономическое и материальное положение организации на дату формирования. Ответственность составления бухгалтерского отчета, как и всей документации, лежит на руководителе фирмы или на другом должностном лице. Также это можно доверить сторонней организации, занимающейся оказанием бухгалтерских услуг, предварительно заключив с ней договорные отношения.
Составление баланса определяется путем совокупности всех бухгалтерских отчетов, счетов, кассовых чеков, ордеров, инвентаризационных ведомостей и данных, взятых из баланса за прошлый период.
Все статьи должны отображать точные данные по единому принципу ведения учета. В случае, если данные указаны ошибочно, баланс за этот период не сойдется.
Целью работы является изучить назначение, принципы построения, технику составления бухгалтерского баланса на примере ООО «Домарт».
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть экономическую сущность бухгалтерского баланса;
- изучить принципы построения и нормативную базу бухгалтерского баланса;
- проанализировать организационно-экономическую характеристику ООО «Домарт»
- изучить технику составления бухгалтерского баланса ООО «Домарт»;
- разработать рекомендации по совершенствованию финансовых показателей баланса ООО «Домарт».
Объектом исследования работы является ООО «Домарт». Предмет исследования непосредственно является бухгалтерский баланс общества.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Теоретические основы бухгалтерского баланса
1.1. Экономическая сущность бухгалтерского баланса
Понятие «баланс» буквально означает равенство или равновесие. В бухгалтерскую терминологию оно вошло более пяти веков назад. Сегодня бухгалтерский баланс и его структура представляют собой отчет об итогах работы компании на конкретное время. Это серьезный ресурс сведений о стабильности компании для обширного числа заинтересованных в ней людей. По нему владельцы и управленцы предприятий выясняют ситуацию, в которой она находится, и динамику валютных потоков в ней [17, с. 72-73].
В бухгалтерском учёте формируется информация о результатах деятельности хозяйствующих субъектов. Обеспечение точности учётных сведений достигается применением принципов и базовых методов ведения бухгалтерского учёта. Одним из основных методов обобщения и отражения информации непосредственно является балансовый метод. Этот метод позволяет обеспечить периодическое сопоставление отдельных показателей внутри отчетного периода и по его окончанию или их групп в учетном процессе. Результатом использования балансового метода отражения информации в бухгалтерском учёте непосредственно является бухгалтерский баланс, представляющий форму бухгалтерской отчётности [14, с. 308-311].
Бухгалтерский баланс – это обобщённые сведения о стоимости имущества организации и источников его образования, сгруппированные в определённом порядке, в едином денежном измерителе на определенную дату и непосредственно позволяющие оценить имущественное и финансовое положение предприятия.
Бухгалтерский баланс является особо важным документом и выполняет следующие функции: экономико-правовую, информативную, результатную [6, с. 114]. Экономико-правовая функция непосредственно заключается в том, что баланс носит обязательный характер. Он должен предоставляться всеми российскими предприятиями, созданных в соответствии с законодательством. Информативная функция выделяет главную цель ведения бухгалтерского учета и представления отчетности. На основе данных заинтересованные пользователи непосредственно имеют возможность изучить наличие, размещение и использование ресурсов, платежеспособность и финансовую устойчивость организаций. Результатная функция проявляется в том, что в балансе представлена информация непосредственно о финансовых показателях деятельности организации (прибыль или убыток) [5, с. 24].
Бухгалтерский баланс является некой аналогией мгновенного фотоснимка финансового состояния организации, где можно увидеть, чем располагает предприятие и за счет каких источников появилось данное имущество (капитал собственника и привлеченный капитал) [2, с. 95].
Баланс позволяет непосредственно определить состав и структуру имущества организации, мобильность и оборачиваемость оборотных средств, состояние и динамику дебиторской и кредиторской задолженности, конечный финансовый результат (прибыль или убыток) [18, с. 52-54].
Исследование показателей этой формы позволяет рассматривать возможность реализации активов по рыночным ценам, платежеспособность и стабильность компании, темпы увеличения ее накоплений.
Внешне баланс выглядит как табличка с двумя столбцами, в которой (колонка слева) группируются средства компании по строению и размещению. Такая колонка называется активом. В колонке справа даны финансы по формирующим их резервам и целям назначения. Ее называют пассивом.
Информация, которую можно найти в бухгалтерском балансе – это его статьи. Итоговые показатели в нем экономисты называют валютой. Характерное отличие данной отчетной формы от аналогичных документов заключается в том, что валюта его актива равняется итогам пассива. Он рассчитывается на дату отчетного периода.
Содержательная часть бухгалтерского баланса зависит от его структурирования и графического отображения. Если форма — вертикальная (пошаговая), пассив будет располагаться за активом. Итоговая сумма совпадает с совокупностью пассива. Так как пассивы – это финансовые средства и обязательства, активы – это их суммарное выражение.
По формату расположения актива и пассива баланса для российской отчётности характерно одностороннее расположение имущества организации и источников его образования. На первом уровне – статьи актива в суммовой форме, а на втором представлены наименования статей пассива в денежном измерителе [3, с. 215].
Имущество, непосредственно собственный капитал и привлеченный капитал в балансе показываются в разрезе статей, представляющие собой отдельные показатели и формирующие по однородным видам имущества и источников их образования– собственного и привлеченного капитала организации.
Проведем классификацию балансов.
По источнику составления балансы могут подразделяться на [9]:
- Книжные (составляется на базе данных книжных записей/текущего баланса, без предварительной их оценки при помощи инвентаризации)
- Инвентарные (составляются на базе инвентаря /описи средств).
- Генеральные (составляются на базе сведений бухгалтерского учета, которые подтверждаются данными инвентаризации).
По объему сведений балансы подразделяются на [3, с. 114]:
- Сводные (составляются при помощи механического сложения сумм по статьям подсчета общих итогов пассивов и активов и нескольких единичных балансов).
- Единичные (полностью отражают деятельность лишь одной компании).
- Консолидированный баланс представляет собой баланс компании, юридически самостоятельных, но связанных между собой экономическими отношениями. Он полностью объединяет между собой бухгалтерские балансы главной компании, и ее дочерних, либо зависимых обществ.
По методу очистки бывают:
- Балансы-нетто. Из них полностью исключены регулирующие статьи, или проводится – очистка.
- Балансы-брутто. Они включают в себя регулирующие статьи – это автоматизация главных средств, амортизация нематериальных активов и резервы под обесценивание инвестиций в ценные бумаги, торговая наценка).
По характеру деятельности балансы бывают:
- Неосновной деятельности (транспортное хозяйство, ЖКХ и т.д.)
- Основной деятельности (соответствующей по своему составу).
По своим целям составления различают следующие балансы:
- Окончательные (выступают официальными документами).
- Пробные (составляются для проверки тождества баланса).
- Отчетные (составляются за весь отчетный период на базе данных бухгалтерского учета).
- Прогнозные (составляются при помощи учета прогнозирования и планирования деятельности компании на будущую перспективу).
Бухгалтерский баланс состоит из актива и пассива, составляющие в общем 5 разделов.
В состав актива включаются непосредственно имущество и права. К имуществу относятся различные предметы, имеющие хозяйственную ценность в силу своих физических свойств (деньги, товары, материалы, строения, машины, оборудования) [9, с. 65]. Права делятся на овеществленные и неовеществленные. В активе бухгалтерского баланса средства располагаются в порядке возрастания их ликвидности, то есть способность материальных ценностей быстро превращаться в денежные средства. Так, продажа нематериальных активов, имеющих специфический характер использования, в настоящее время ведется в условиях неразвитого пассивного рынка. Поэтому непосредственно способность их быть обращенными в денежные средства в течение короткого временного периода очень мала [16, с. 56-62]. Также одним из правил при размещении имущества в бухгалтерском балансе является то, что активы должны располагаться в порядке убывания срока их использования. Так, период полезного использования нематериальных активов более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, а материально-производственные запасы, показываемые по статье «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности», имеют характер запасов единовременного потребления, используются в течение одного производственного цикла и они при отпуске в производство потребляются сразу [4, с. 88-91].
В пассиве баланса непосредственно все статьи находятся по принципу возрастания очередности в отношении погашения обязательств. Группы статей пассива баланса включают совокупность источников образования имущества по их функциональному назначению.
Пассив показывает какая величина средств (капитала) вложена в хозяйственную деятельность организации и кто и в какой форме участвовал в создании ее имущественной массы.
Важнейшей особенностью бухгалтерского баланса непосредственно является равенство итогов актива и пассива, поскольку и в активе и в пассиве отображается одно и то же – хозяйственные средства предприятия, но с разных сторон: в активе показывается состав средств, а в пассиве за счет каких источников они сформированы и поэтому в активе и пассиве баланса в результате кругооборота капитала и отражения его в разных формах показывается одна и та же величина. Данные баланса на начало года должны соответствовать данным на конец прошлого года [10, с. 251-253].