Файл: Бухгалтерский баланс организации и порядок его составления (ООО «Домарт»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итоги по активу и пассиву баланса называются валютой бухгалтерского баланса. Такое балансовое уравнение можно выразить следующим образом:

Активы (экономические ресурсы) = Финансовые обязательства (привле­ченный капитал) + Собственный капитал

В представленной форме экономические ресурсы непосредственно рассматриваются как активы, которые отражают общую стоимость имущества предприятия в наличии и обороте [17, с. 72-73].

Признак полноты при составлении бухгалтерских балансов позволяет выделить балансы-брутто и балансы-нетто. Первый включает регулирующие статьи, а баланс-нетто без регулирующих статей. Показатели в балансе отража­ются в нетто-оценке.

1.2. Нормативная база и принципы построения бухгалтерского баланса

В процессе хозяйственной деятельности организация должна иметь информацию об имуществе и его составе, источниках его образования по функ­циональному назначению. Она необходима для сопоставления стоимости иму­щества и его источников, доходов и расходов, определения соотношения собственного и заемного капитала на отчетные даты, принятия управленческих решений.

Результатом применения непосредственно способа балансового обобщения учетных данных является периодическое составление бухгалтерского баланса как одной их форм бухгалтерской отчетности. Обязательность бухгалтерского баланса в составе бухгалтерской отчетности, а также порядок его составления и представления установлены:

- Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ [25];

- Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н [24].

Форма и содержание бухгалтерского баланса определены следующими нормативными актами:

- Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н [22];

- Приказом Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 2 июля 2010 г. № 66н [23].

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ регламентирует общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности, требуя достоверного представления о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, составления годовой бухгалтерской отчетности. Также устанавливает правила по составу бухгалтерской отчетности, объясняет понятия отчетного периода и отчетной даты, отдельной статьей описывает особенности финансовой отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица [25].


Федеральный закон «О бухгалтерском учете» обязывает хозяйствующие субъекты представлять не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финан­совой) отчетности в орган государственной статистики по месту государствен­ной регистрации.

В ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» установлен состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных и бюджетных организаций) [22].

Основными требованиями, предъявляемыми к бухгалтерскому балансу, являются правдивость, реальность, единство, преемственность и ясность.

Таким образом, финансовая информация, заключающаяся как в регистрах бухгалтерского учета, так и в бухгалтерской отчетности необходима, как внешним так и внутренним пользователям отчетности, поэтому при формировании полной и достоверной информации бухгалтерского учета необходимо знать и соблюдать систему законодательства Российской Федерации. Рассмотренные принципы непосредственно являются обязательными и должны соблюдаться при составлении бухгалтерского баланса.

По состоянию на 2019 год план заполнения унифицированной формы № 1, принятой законодательством, стал значительно проще [19]:

  • На титульном листе формы указывается дата проводимой сверки баланса, название, основные реквизиты, юридический адрес организации и вид ее деятельности.
  • В поле «Дата утверждения» вносится дата, когда документ необходимо рассмотреть.
  • В основную табличную часть бланка входят пять основных разделов. Все данные, необходимые для заполнения, берутся из оборотно-сальдовой ведомости. В двух первых разделах указываются все средства по их виду и составу и называются активами, а разделах с 3 по 5 – источники, из которых были сформированы эти доходы – пассивы [8, с. 90-112].

Активы – это все то, что находится в собственности фирмы. Они делятся на внеоборотные и оборотные.

  • Под внеоборотными понимаются те активы, которые применяются компанией с целью получить прибыль в течение продолжительного времени (более 1 года): это нематериальные активы, главные средства, долговременные денежные вклады, незаконченные постройки, материальные ценности, отложенные налоговые активы предприятия.
  • Оборотными называют те активы предприятия, которые задействованы в производстве предприятия и впоследствии будут обращены в денежные средства и использованы за короткий срок (менее 1 года). Это денежные средства, дебиторские задолженности на короткий период выплаты (до 1 года после даты отчета) и на длительный период (более 1 года после даты отчета), кратковременные денежные инвестиции, НДС на приобретенные материальные ценности и запасы компании [16, с. 56-62].

Пассивы – это противоположная активам сторона баланса. Это источники, которые приходят извне и служат для образования активов. Состоят из капитала и резервов, долгосрочных и краткосрочных займов и кредитов.

Любой компонент актива и пассива называется статьей баланса. В каждой статье актива раскрывается конкретика определенного ресурса, служащего для формирования дохода [6]. В статьях пассива указаны источники образования ресурса, характер, время их прихода и величина.

Следующим отдельным пунктом следует указать данные о наличии ценностей, содержащихся на забалансовых счетах организации, если таковые имеются. Под ценностями подразумеваются: взятая в аренду недвижимость, в том числе посредством лизинга, и ее фактический износ при использовании, материальные и нематериальные ценности, принятые на хранение либо полученные в пользование. По окончании заполнения бланка его необходимо завизировать подписями руководителя организации и главного бухгалтера либо другого подотчетного лица [17, с. 72].

Все суммы указываются в тысячах или миллионах рублей без десятичных показателей. Те статьи, по которым за данный отчетный период никаких движений не производилось, не учитываются и по ним выставляются прочерки. Также в последних строках граф актива и пассива необходимо выставить итог по этим операциям. Суммы итога актива и пассива должны быть одинаковыми [11, с. 139-135].

Каждым бухгалтерский отчет должен быть подкреплен пояснительном запиской. В ней необходимо указать [19]:

  • Основные сведения о предприятии и его учредителях с полным указанием всех реквизитов и юридических адресов.
  • Данные об учетной политике организации, ее изменения, указать причины этих изменений и корректировки за предыдущий и последующий годы.
  • Информация об отдельных активах и обязательствах: по кредитам и займам, финансовым вложениям, производственным запасам и основным средствам и по тем активам, которые выражены в иностранной валюте.
  • Анализ структуризации баланса и динамика прибыли по основным видам деятельности фирмы, ее платежеспособность, информация о доходах и расходах.
  • Даются краткие пояснения к статьям, представленным в отчете.
  • Оценка активности компании на рынке сбыта товаров и услуг.
  • Указание соучредителей, акционеров и дочерних предприятий, их непосредственное участие и характер взаимоотношений.
  • Сведения о заключенных договорах простого товарищества и коллективной деятельности. Величина и характер помощи от государства при факте ее получения.
  • Анализ экологических показателей, если деятельность фирмы влияет на окружающую среду.
  • Информация о налогах, акциях фирмы и о прекращаемой деятельности организации.

Вся информация о доходах и расходах компании на определенную дату составления отображается в отчетном бланке унифицированной формы № 2 «Отчет о прибыли и убытках» [18, с. 52-54]:

  • В документе также сначала необходимо заполнить все данные об организации, включающие в себя название и основной вид деятельности, ИНН, форму собственности, а также единицу измерения сумм, которые будут указываться в основной табличной части (в тысячах или миллионах рублей без использования десятичных значений).
  • Далее следует сама таблица, в которой указывается перечень доходов и расходов организации, коды их подразделения, а также суммы за отчетный и сходный период, указанный в отчете за предыдущий год.
  • В табличной части прописывается выручка и проценты от продаж и услуг предприятия и прочие доходы и расходы, включающие в себя налогообложение, отсроченные налоговые активы и обязательства, прочие коммерческие, управленческие и операционные расходы [15, с. 25-27].
  • В последней графе таблицы подводится итог по всем доходам и расходам компании за отчетный период.

Таким образом, баланс – важнейшая категория бухгалтерского учёта, где отражается имущество, позволяющее получить информацию в едином денежном измерителе о состоянии хозяйственных средств и источников их формирования на определённый момент времени. Схематично бухгалтерский баланс представ­ляет собой таблицу, составленную из двух вертикально расположенных частей: верхняя – актив – отражает имущество и права организации, а нижняя – пассив – источники их образования. Особенность баланса состоит в том, что в нем сопоставляются имущество, права и обязательства.

2. Бухгалтерский баланс ООО «Домарт»: структура, принципы построения

2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Домарт»

Основным видом деятельности организации является «Производство замков и петель», отрасль хозяйства – «Производство строительных металлоизделий».

ООО «Домарт» – один из крупнейших производителей дверной и оконной фурнитуры, замочно-скобяных изделий и стеклорезов в России. На предприятии налажены механосборочное, штамповочное и окрасочное производство.


ООО «Домарт» осуществляет свою деятельность с 1993 года и с тех пор по праву является лидером по внедрению и созданию ряда инновационных технологий.

Основными целями деятельности ООО «Домарт» являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли. Основным видом деятельности ООО «Домарт» является производство дверной и оконной фур­нитуры, замочно-скобяных изделий, стеклорезов в России.

Помимо основного вида деятельности ООО «Домарт» предусмотрены и иные виды деятельности, такие как:

- Засовы

- Серия винтаж

- Декоративные ручки

- Оконная фурнитура

- Настенная фурнитура

- Воротная фурнитура

- Мебельная фурнитура

- Ручной инструмент и т. д.

О стремлении ООО «Домарт» к стопроцентному качеству продукции свидетельствуют положительные результаты аудитов и, что еще ценнее, благо­дарности от самих потребителей. Ради такой положительной оценки каждый со­трудник компании старается внести свой вклад и выполнить работу качественно, что позволяет укреплять отношения с уже существующими клиентами и обеспе­чивать рост интереса к продукции новых российских и зарубежных партнеров.

Руководство всей организацией ООО «Домарт» осуществляет генеральный директор, в обязанности которого, согласно Положению о генеральном директоре, входит:

- действовать в строгом соответствии с утвержденными планами финансово – хозяйственной деятельности и бюджетом Общества;

- руководить всеми видами текущей производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности Общества в пределах своей компетенции;

- обеспечивать выполнение договорных обязательств Общества;

- создавать необходимые условия для увеличения прибыли Общества и др.

Основные конкурентные преимущества компании «Домарт»:

1. Полное выполнение всех заказов.

2. Расширение ассортимента и своевременное информирование клиентов.

3. Согласование графика и сроков поставок, что позволяет оперативно заказывать продукцию, не «обнуляя» товарные позиции и не «затоваривая» склад.

Организационная структура ООО «Домарт» представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Организационная структура ООО «Домарт»

В подчинении у генерального директора ООО «Домарт», как видно из схемы 1, находятся несколько отделов, занимающихся непосредственно производственной деятель­ностью. Основными функциями отделов являются:

1. Качественное и своевременное решение технических вопросов и заданий руководства предприятия;