Файл: Управление эффективностью организации гостиничного/ресторанного бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Индустрия гостеприимства - это вид предпринимательства, состоящая из таких видов обслуживания, которые опираются на принципы гостеприимства, характеризующиеся дружелюбием по отношению к гостям. Важное место в индустрии гостеприимства занимает гостиничный бизнес, широкий и разнообразный характер которого охватывает и элементы, связанных с ним секторов индустрии, например питание, отдых и развлечения и др. Соответственно, гостиничный бизнес демонстрирует более широкую и разнообразную организационную структуру, чем другие секторы индустрии.

Гостиничные предприятия индустрии гостеприимства имеют общие характеристики, которые определяют природу индустрии гостеприимства. А она, в свою очередь, формирует организационную структуру предприятия, определяет управленческую политику.

Гостиничным предприятиям как хозяйствующим субъектам присущи все законы и принципы рыночной экономики. Свою деятельность они осуществляют в конкурентной среде, стремятся получить максимальную прибыль, изучают спрос на свои услуги и проводят маркетинговые исследования. Гостиничное предприятие - это экономический субъект, который занимается производственно-услуговой деятельностью, обладает хозяйственной самостоятельной, объединяет ресурсы для производства экономических благ с целью повышения прибыли (или дохода). Здесь важную роль играет эффективность функционирования гостиничного предприятия.

Теоретическая актуальность данного исследования определяется объективной необходимостью разработки теоретических основ причинно-следственной связи между процессом управления гостиничным предприятием и эффективностью его функционирования.

Практическая актуальность данного исследования определяется тем, что в условиях рыночных отношений при достаточно высоком уровне спроса и предложения на гостиничные услуги объективной необходимостью является эффективность гостиничных предприятий гостиничного комплекса для обеспечения их конкурентоспособности, высоких показателей экономической деятельности и лучшей адаптации к изменениям внешней и внутренней среды.

Объектом исследования является эффективность гостиничного предприятия.

Предметом исследования является обеспечение процессом управления гостиничным предприятием его эффективности (на примере гостиничного комплекса «Нева»).

Задачи исследования:

1. Рассмотреть эффективность гостиничного предприятия как объект управления.


2. Проанализировать и оценить состояние обеспечения процессом управления эффективности гостиничного комплекса «Нева».

3. Проанализировать построение и функционирование организационной структуры системы управления гостиничным комплексом «Нева».

4. Проанализировать основные экономические показатели функционирования гостиничного комплекса «Нева».

5. Оценить конкурентные преимущества гостиничного комплекса «Нева».

Для реализации поставленных задач использованы следующие методы исследования: теоретические (от абстрактного - к конкретному, от частного к общему, от простого к сложному, анализ и синтез, обобщение и систематизация), эмпирические (наблюдение, сравнение и анализ продуктов деятельности).

Эффективность гостиничного предприятия как объект управления

Эволюция гостиничных предприятий

История гостиничного дела тесно переплетена с историей цивилизации и друг без друга немыслимы. С библейских времен гостей принимали в специально предназначенных для этого помещениях. В древнегреческих деревнях для отдыха и восстановления сил были предусмотрены термы или, проще говоря, бани. Римляне строили первые термы в Англии, Швейцарии и на Ближнем Востоке. В несколько более позднюю эпоху римляне строили специальные здания, отведенные для путешествующих по государственным надобностям. Эти здания, расположенные вдоль главных дорог, можно считать прообразами постоялых дворов. Еще некоторое время спустя вдоль основных ближневосточных транспортных артерий появились первые караван-сараи - помещения для приема караванов.

На развитие предприятий гостеприимства в средние века огромное влияние оказали религиозные традиции. В этот период резко увеличилось количество людей, совершавших паломничества к святым местам. Церковь обязывала монастыри оказывать гостеприимство паломникам, организовывать для них ночлег, предоставлять питание. В это время появляются и другие заведения, осуществляющие подобные функции. Например, франкийский король, а впоследствии император Карл Великий, покровительствуя церкви, в VIII веке учредил специальные дома для отдыха паломников. Один из таких домов, аббатство в Ронсельвальском ущелье, предоставлял странникам радушный прием у ворот, бесплатный хлеб, услуги цирюльника, сапожника, фрукты и орехи из закромов аббатства и многое другое.


Столь широкое предоставление монастырями бесплатных услуг путешествующим сдерживало развитие частных предприятий размещения. В Англии большой толчок к развитию частных постоялых дворов и таверн был дан лишь в период позднего Средневековья и особенно во время реформации, когда английский король Генрих VIII провел секуляризацию монастырей (обращение государством церковной собственности в светскую). Никто из странствующих уже не мог больше рассчитывать на бесплатную остановку в монастырях и вынужден был останавливаться на частных постойных дворах.

В XII-ХШ веках постоялые дворы - предшественницы первых гостиниц - появились на Руси. Тогда они назывались «ямами» и располагались один от другого на расстоянии конного перехода. В XV веке постоялые дворы создавались при почтовых станциях, находящихся в ведении Ямского приказа. Ямской приказ - центральное государственное учреждение в России, ведающее организацией перевозок, службой ямщиков и другое.

К XV веку также относится строительство в больших русских городах гостиных дворов, отличающихся от постоялых тем, что помимо размещения и питания здесь имелись возможности для совершения коммерческих операций, то есть в гостиных дворах объединялись меблированные комнаты, торговые ряды, лавки, склады. Как правило, все это обносилось стенами и башнями с въездными воротами. Расселение иностранцев в гостиных дворах проводилось по национальному признаку.

Историки индустрии единодушны во мнении, что началом активного роста предприятий индустрии гостеприимства и становления бизнеса как такового, следует считать XV-XVI. Именно в это время в разных странах происходят экономические и структурные изменения, способствующие появлению и развитию гостиниц.

Начавшаяся в 1760-х годах промышленная революция значительно упростила строительство гостиниц, которое к тому времени охватило всю континентальную Европу, Англию, Америку. Сперва в Нью-Йорке, а потом в Копенгагене строятся гостиницы, расположенные прямо в центре города. Первый роскошный отель в центре города – бостонский Tremont House. Он отличался наличием настоящего «ресепшен» (стойка регистрации), замков в дверях и даже мыла для постояльцев. Уборные были расположены внутри здания, двери номеров запирались, постояльцу предлагался выбор блюд – это был образец настоящей роскоши.

На благополучные двадцатые годы пришелся настоящий бум гостиничного бизнеса. В это десятилетие было открыто огромное количество новых отелей, моментально становившихся очень престижными. Отели строили не только в городах, но и в горах.


Второй бум гостиничного строительства пришелся на послевоенные пятидесятые. В эти же годы начинается строительство отелей-казино. И тогда же собственные гостиницы начинают строить некоторые авиакомпании. В Америке в 50-х годах активно строятся мотели. В 70-х начинается строительство бизнес - отелей. Причин этому было несколько. Прежде всего, авиакомпании стремились расширить свою долю на рынке гостиничных услуг. Во-вторых, на это время приходится имеющий нефтяное происхождение стремительный взлет благосостояния в странах Ближнего Востока, что привлекло сюда деловых людей со всех концов мира и увеличило интенсивность бизнес – поездок в целом.

Третий бум гостиничного бизнеса в 1980 году и был обусловлен более изобретательным маркетингом и растущей специализацией гостиниц по конкретным типам клиентов. Строятся гостиницы при аэропортах, отели для конференций и конгрессов, санатории, гостиницы для отдыхающих на лыжных курортах, курортные поселки и приморские гостиницы. На рынке гостиничных услуг появляются первые автоматизированные системы управления (АСУ). В это время на рынке появляются первые системы администрирования и управления гостиницей, делающие отели несколько менее зависимыми от кадровых вопросов. Всё более жёсткой становится конкурентная борьба.

Начало девяностых характеризовалось спадом гостиничной индустрии, несомненно, связанным с финансовыми трудностями транснациональных корпораций и усугубляющимся кризисом в зоне Персидского залива. Все большую роль в маркетинге гостиничных сетей начинают играть экология и вопросы экономии энергии, которые позволяют малыми средствами привлечь новых постоянных клиентов. Растет эффективность систем бронирования гостиничных номеров, а отельер получает новый мощный инструмент работы с постоянными клиентами - электронные базы данных. Наличие индивидуальных сведений о каждом клиенте помогает создавать целевые маркетинговые программы и позволяет отелям лучше исполнять пожелания и удовлетворять потребности клиента с самого момента его прибытия в гостиницу.

Таким образом, гостиничное предприятие на протяжении всей истории его возникновения, становления и развития являлось объектом управления со стороны менеджмента. От эффективности процесса управления гостиничным предприятием зависела эффективность его функционирования, состояние качества услуг и их ассортимента.

Возможность выбора - вот что получил современный человек. Мы живем в мире, в котором автомобиль и самолет сделали любое место на планете доступным для среднего гражданина. Это мир, в котором все больше и больше людей хотят получить лучшие апартаменты, лучшее питание, лучший отдых и досуг.


Управление эффективностью гостиничного предприятия

Эффективность - это максимально выгодное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами. Отметим несколько основных фактов, касающихся эффективности гостиничного предприятия.

1. Эффективность гостиничного предприятия определяется финансовым результатом - прибылью или другим финансовым показателем.

2. В конкурентной среде эффективность гостиничного предприятия имеет основное значение только относительно конкурентов. Только если эффективность гостиничного предприятия находится на уровне конкурентов или выше, оно конкурентоспособно и может выжить в конкурентной борьбе, если нет, оно будет вытеснено с рынка.

3. Эффективность гостиничного предприятия не может определяться сиюминутным достигнутым результатом. Можно единовременно выжать из гостиничного предприятия все соки и получить высокую текущую прибыль. А дальше полный крах. Для определения эффективности важна как ближняя, так и дальняя перспектива.

4. Все гостиничные предприятия в конкурентной борьбе постоянно усовершенствуют свою деятельность, повышают свою эффективность, получаемую прибыль. И гостиничное предприятие должно ориентироваться именно на постоянное повышение прибыли, ее максимизацию.

Эффективность гостиничного предприятия - способность предприятия давать высокую и увеличивающуюся прибыль (или другой финансовый показатель) по отношению к конкурентам, как в ближней, так и в дальней перспективе.

Основной вопрос в том, что прибыль в долгосрочной перспективе не определена, даже далеко не всегда можно дать ее прогноз. Поэтому в современных концепциях менеджмента для определения эффективности используют не только финансовые, но и нефинансовые показатели, косвенно влияющие на финансовые результаты предприятия в долгосрочной перспективе. Это позволяет вести стратегическое управление предприятием без прогнозирования финансовых результатов в долгосрочной перспективе, опираясь в основном на нефинансовые показатели.

В бизнесе нет одного столбового направления к поставленной цели, нет одного ориентира. Например, наш бизнес состоит в сборе грибов в незнакомом лесу. Цель ясна, собрать больше грибов и наиболее ценных для нас видов, но как от этой цели перейти к конкретным действиям? Просто блуждать по лесу, смотря под ноги? Нет, двигаться по ориентирам. Ориентирами могут быть: состав и состояние почвы, травяного покрова, породы деревьев, освещенность, влажность и т.д. Все они связаны причинно - следственными связями как друг с другом, так и со временем года, так и с вероятностью произрастания разных видов грибов. Причем наибольшая эффективность достигается при определенной совокупности показателей. Мы определяем требуемую систему ориентиров и выбираем направление нашего движения по местности, ориентируясь по ним, и так опосредованно идем к достижению своей цели. Но если мы увидели грибы, надо их собирать, невзирая на то, соответствуют ли показатели места, где они обнаружены, заданным нами показателям, при этом одновременно пополняя свой опыт и знания и корректируя наши показатели по обстановке.