Файл: Организационная структура управления персоналом (на примере кафе «Дружба»).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 219
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организационной структуры управления персоналом
1.1. Система управления персоналом
1.2. Роль организационной структуры при формировании системы управления персоналом
1.4. Цели и функции системы управления персоналом
1.5. Значимость службы управления персоналом для предприятия
Глава 2. Структура управления персоналом в кафе «Дружба»
2.1. Общая характеристика кафе «Дружба»
2.2. Деятельность службы управления персоналом
Наиболее желательна ситуация, когда служба персонала формируется вместе с компанией, и уже на начальной стадии развития организации ее директор участвует в построении будущей организационной структуры всего предприятия формировании бизнес-процессов между подразделениями. В данном случае HR-специалист будет иметь возможность придерживаться в работе принципа, т. е. действовать в режиме опережения и профилактики - в противовес так называемой реактивной работе, когда деятельность сотрудника направлена на исправление и устранение возникающих проблем. Когда HR-директор участвует в формировании команды топ-менеджеров (подборе руководителей и разработке для них компенсационных пакетов), он получает возможность в дальнейшем стать одним из лидеров организации.[17]
По каким бы причинам ни была сформирована HR-служба, важное значение имеет та роль, которую она играет в развитии организации. Опыт отечественных компаний показывает, что в большинстве случаев в своем развитии HR-подразделение переживает последовательно три роли: поддерживающая, сервисная и партнерская.
На начальной стадии развития компании владелец или генеральный директор чаше всего испытывает потребность в услугах кадровика, основная задача которого - ведение кадрового документооборота компании в соответствии с национальным законодательством.
Через выполнение данной роли поддержки бизнеса проходят те службы персонала, которые не создаются с нуля, а преобразуются из существующего в компании отдела кадров. В этом случае функции по управлению персоналом распределены между линейными руководителями, и каждое подразделение самостоятельно решает стоящие перед ним задачи в области подбора и обучения сотрудников. Так, с одним кадровым агентством или тренинговой фирмой могут обособленно друг от друга работать два или три представителя разных отделов компании-заказчика.
Иногда отдел кадров и служба персонала являются двумя самостоятельными подразделениями организации. Но в большинстве ведущих отечественных компаний отдел кадров входит в структуру службы персонала, а его начальник или делопроизводитель подчиняются директору по персоналу.
Ситуация, в которой функции управления персоналом распределены между подразделениями, значительно снижает эффективность бизнеса в целом, особенно при росте численности сотрудников и количества задач в области подбора и обучения кадров. В данной ситуации у службы персонала появляется больше полномочий, например, HR-директор выясняет потребности менеджмента, обеспечивает выполнение задач, сформулированных внутренним заказчиком, то есть, топ-менеджерами и линейными руководителями.[18]
В этот период сотрудники службы персонала разрабатывают основные HR-инструменты. При формировании политик и процедур в области управления кадрами необходимо привлекать линейных руководителей и топ-менеджеров в качестве консультантов, так как именно им предстоит применять данные методы на практике. Если специалисты HR-службы самостоятельно разработали алгоритмы в области подбора или обучения кадров, то на этапе внедрения им рекомендуется опросить руководство, насколько понятны и удобны для них предложенные варианты взаимодействия со службой персонала.
Со временем директору по персоналу становится очевидно, что мало просто осуществлять разработку и внедрение кадровых программ и мероприятий - службе персонала необходимо стать функцией бизнеса, то есть работать ради достижения целей всей организации. Чтобы убедить коллег и руководство в том, что его служба - не просто сервисное подразделение, но и бизнес-партнер компании, директору необходимо посмотреть на все HR-мероприятия с позиции их стоимости и начать разговаривать с руководством компании на языке цифр (или коммерческой выгоды).
На данном этапе становится понятным, что каждая кадровая программа должна в итоге приносить прибыль компании - будь то подбор персонала, создание учебного центра или проведение корпоративного мероприятия.
Глава 2. Структура управления персоналом в кафе «Дружба»
2.1. Общая характеристика кафе «Дружба»
Исследуемое предприятие кафе «Дружба» представляет собой подразделение Общества с ограниченной ответственностью «Квартет».
Кафе «Дружба» представляет собой кафе общего типа на 25 посадочных мест. Кафе расположено в двухэтажном здании нежилого назначения, с удобной парковкой у здания, на 15 машин.
Площадь хозяйственного двора огорожена от посторонних, содержит контейнеры для мусора и парковку для транспорта служащих. Кафе имеет один торговый зал и несколько производственных помещений, предназначенных для приготовления пищи, хранения продуктов и работы административного персонала.
Предприятие состоит из:
- гардеробной (14 кв. м.);
- главного зала (45 кв. м.);
- кухни (32 кв. м.);
- помещения для персонала (12 кв. м.).
Кафе «Дружба» специализируется на производстве общего типа и предлагает населению европейскую кухню и винную карту. Основополагающий фактор деятельности кафе «Дружба» - это направленность на конкретного потребителя.
Методы обслуживания - обслуживание официантами и обслуживание барменами у стойки. Номенклатура предоставляемых услуг - услуги питания. Столовая мебель, посуда и приборы соответствуют стандартам. Правила внутреннего распорядка утверждены директором предприятия. Правила личной гигиены включены в должностные инструкции. Установлены дисциплинарные взыскания за нарушение правил.
Техническое оснащение соответствует специализации предприятия и представлено следующим оборудованием: Плита ПЭСМ 4ШБ, пароконвектомат, микроволновая печь, электрическая фритюрница, электронные весы (3шт), миксер, блендер, электромясорубка, холодильный шкаф (2шт), морозильный ларь (2шт).
Исследуемое предприятие опирается на следующие нормативно-правовые документы, которые регулируют его торговую деятельность:
1. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
2. Санитарные правила. СП 1.1.1058-01 Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, СП 2.3.6.1066-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Приказ Минздрава РФ №35 от 15.08.01 г.;
3. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации». Постановление Правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 766 «Об утверждении перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации»;
4. Охрана труда в розничной торговле межотраслевые правила по охране труда в розничной торговле ПОТ РМ 014-2000.
Организация снабжения исследуемого предприятия замороженными продуктами, алкоголем и питьевой водой осуществляется раз в неделю, овощами и зеленью - 3 раза в неделю, прочими продуктами - раз в две недели. Учет товаров, сырья и полуфабрикатов осуществляется вручную. Контроль качества сырья осуществляется при его приемке, в соответствии с документами.
Вся деятельность предприятия основана на соблюдении законодательства и международных стандартов. Федеральный Законы и правовые акты Российской Федерации, а также Гражданский Кодекс Российской Федерации регулируют все отношения в области защиты прав потребителей. В соответствии с действующим законодательством, кафе «Дружба» обладает рядом особенностей, которые характерны его организационно-правовой форме.
Исследуемое предприятие имеет расчетный счет по основной деятельности, печать с наименованием предприятия и указанием его местонахождения, штампы и бланки, зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и прочие реквизиты.
Организационно-правовая форма кафе «Дружба» соответствует характеру его основной деятельности, численности персонала и услугам, которые осуществляет данное предприятие. Бухгалтерская и статистическая отчетность осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Документация осуществляется в том объеме, который указан в законодательстве Российской Федерации. Контроль финансовой деятельности осуществляется в соответствии с уставом и порядком деятельности. Порядок реорганизации и ликвидации определен Уставом.
Цель исследуемого предприятия заключается в обеспечении продуктами питания, а также в получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов персонала и интересов собственников имущества.
Кроме того, цели кафе «Дружба» можно представить следующим образом:
- удержание позиций по объему реализации товаров общественного питания;
- создание имиджа кафе качественного питания и обслуживания;
- повышение эффективности взаимодействия с поставщиками;
- прогноз потребительского спроса;
- анализ и оценка ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры;
- увеличение объема продаж, прибыли и доли на рынке;
- сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов и их рациональное использование;
- повышение уровня заинтересованности и удовлетворенности рабочих;
- определение критической области управленческого воздействия для увеличения объема реализации.
В соответствии с поставленными целями, миссия исследуемого предприятия определена как удовлетворение потребности населения в пунктах общественного питания.
Миссия кафе «Дружба» состоит в удовлетворении потребностей широкого круга населения в товарах народного потребления путем расширения сферы сбыта и стремлении добиться постоянного повышения качества реализуемых товаров. Руководство использует передовые технологии, это современное оборудование и компьютерное сопровождение. Ценовая политика предприятия предполагает возможность покупки оптимального по цене продукта.
Высшим органом управления в ООО «Квартет» является Общее собрание участников (учредителей) Общества. Общее собрание может принимать по своему рассмотрению и решать любые вопросы, связанные с деятельностью Общества. Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества - генеральным директором.
2.2. Деятельность службы управления персоналом
Основной задачей управления персоналом кафе «Дружба» является обеспечение соответствия качественных и количественных характеристик персонала целям организации.
В качестве основных составляющих стратегии управления персонала на данном предприятии можно выделить: условия и охрана труда, установление норм и принципов взаимоотношений в коллективе, политика занятости, профориентация и адаптация персонала, разработка новых профессионально-квалификационных требований к персоналу, разработка концепции развития персонала, совершенствование механизма управления мотивацией, разработка новых систем и форм оплаты труда и стимулирования.[19]
Цели и задачи кафе «Дружба» при управлении персоналом состоят в выборе места в организационной структуре и установление функциональной роли сотрудников, а также в разработке программы его развития. Кроме того, руководство учитывает соответствие оплаты труда и способы внешней мотивации персонала.
Подбор и расстановка персонала исследуемого предприятия осуществляется на основе четкого взаимодействия, взаимосвязи и психологической совместимости. Для исследуемого предприятия это является одним из средств роста производительности труда и улучшения использования трудовых, материальных и денежных ресурсов.
Функциональные обязанности по управлению кадровым составом кафе «Дружба» сосредоточены в руках управляющего. Вся кадровая служба представлена управляющим. Он решает вопросы, связанные с управлением персонала на предприятии, осуществляя процесс найма, отбора, подбора и планирования персонала, ведет кадровые документы - трудовой договор между предпринимателем и наемным работником, личные дела работников организации, включая заявление о приеме на работу и анкету, копии документов об образовании, а также пенсионные дела.
Все управленческие кадры работают с 10 до 18 часов с перерывом на обед. Исключение составляют администраторы, которые должны находиться в кафе на протяжении всего времени его работы. Поэтому они работают по сменам по 6 часов в день.[20]
С утра составляется план работы на текущий день и в течение рабочего дня выполняет свои функции. Каждый из них имеет свое рабочее место, но все рабочие места размещены в одном офисном помещении.