Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (Теоретические аспекты формирования промышленной политики государства).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования промышленной политики государства
1.1. Понятие "жесткой" и "мягкой" промышленной политики
1.2. Промышленная политика в зарубежных странах
Глава 2. Анализ промышленной политики России
2.1. Роль промышленной политики в обеспечении экономической безопасности РФ
2.2. Ориентиры промышленной политики России в условиях выхода из кризиса
Глава 3. Промышленная политика России в новых мировых условиях
- использование преимуществ, связанных с природно-климатическими условиями и возможностями эффективного размещения производительных сил, в т.ч. при разработке и реализации стратегии пространственного развития страны;
- выявление существующих на мировом рынке «ниш» и выстраивание соответствующих мер продвижения, включая государственное лобби отечественных товаров с высокой добавленной стоимостью[39].
Для борьбы с экономическим кризисом и в дополнение к закону о промышленной политике 27 января 2015 года правительством РФ был принят план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году. В план были включены 60 пунктов по семи основным направлениям борьбы с кризисом.
Ключевыми направлениями деятельности в рамках реализации плана являются[40]:
— поддержка импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре несырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров;
— создание возможностей для привлечения оборотных и инвестиционных ресурсов с приемлемой стоимостью в наиболее значимых секторах экономики, в том числе, при реализации государственного оборонного заказа;
— оптимизация бюджетных расходов за счёт выявления и сокращения неэффективных затрат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и выполнении публичных обязательств;
— повышение устойчивости банковской системы и создание механизма санации проблемных системообразующих организаций.
Для решения существующих проблем в сфере промышленного производства и полноценной реализации Федерального закона России «О промышленной политике в Российской Федерации» необходимо объединить усилия государства и бизнеса по ряду ключевых направлений. Таким образом, новое качество промышленной политики в современной России должно опираться, прежде всего, на повышение конкурентоспособности отечественного производства на мировом уровне.
Глава 3. Промышленная политика России в новых мировых условиях
Промышленная политика – это механизм реализации конкурентной стратегии России на мировом рынке. Необходимость ее разработки очевидна. Практика показала, что по уровню развития экономики Россия занимает лишь 95-е место в мире. На данный момент в структуре ВВП обрабатывающая промышленность занимает 16%, в то время как в Германии – 83%.
Ключевой причиной является технологическое отставание, которое возможно преодолеть за счет роста инновационной активности. По данным Федеральной службы государственной статистики, предприятия, осуществляющие технологические инновации составляют около 2,8%, а удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции составляют 8,4%. Российские компании не спешат вкладывать деньги на развитие страны и поэтому на сегодняшний день расходы на НИОКР (в процентах к ВВП) составляют 1,04%, что значительно ниже, по сравнению с инновационными лидерами, где они составляют 2,5 – 4,5%[41].
Этого критически недостаточно для преодоления конкурентных разрывов. По данным Всемирного банка, Россия в 2014 году по объему высокотехнологичного экспорта отставала от Вьетнама в 3 раза, от Сингапура – в 14 раз, а от Китая – в 57 раз[42]. Поэтому необходима коренная трансформация промышленной стратегии и промышленной политики. Промышленная политика – это государственная политика, направленная на улучшение бизнес-среды или структуры экономической активности по секторам и технологиям, которая, как ожидается, обеспечит более благоприятные перспективы для экономического роста и общественного благосостояния по сравнению с отсутствием такого вмешательства[43].
В соответствии с этими требованиями, основной целью промышленной политики Российской Федерации является обеспечение динамичного развития страны, роста конкурентоспособности отечественных производителей и благосостояния граждан страны.
Данная цель может быть достигнута путем решения следующих задач[44]:
- эффективное производство товаров и услуг российскими производителями в достаточном количестве и соответствующего качества для удовлетворения потребности граждан страны и российского государства в этих товарах и услугах по доступным ценам;
- занятие российскими производителями лидирующих позиций на внешних рынках. Традиционно промышленная политика базировалась на следующих механизмах[45]:
- назначение конкретных «приоритетных» отраслей (космические технологии, разработка конструкционных и композиционных материалов, авиация, судостроение, фармацевтика) и национальных «чемпионов» («Газпром», «Транснефть», «Росатом»);
- использование прямых мер поддержки: бюджетное субсидирование, торговый протекционизм, прямое кредитование, ограничение конкуренции и т.д.;
- использование механизмов скрытого субсидирования: манипуляции с валютным курсом, субсидирование посредством дешевых углеводородов, других видов сырья, доступа к финансовым ресурсам, контролируемым государством. Но этих мер оказалось недостаточно. Для выявления направлений трансформации промышленной политики необходимо проанализировать типы промышленной политики РФ.
Их основные преимущества и недостатки представлены в таблице 1[46].
Таблица 1
Преимущества и недостатки типов промышленной политики
Тип ПП |
Преимущества |
Недостатки |
Вертикальная |
Поддержка устойчивости «базовых» секторов; сравнительно низкие организационные издержки |
Низкая эффективность при отсутствии жесткого контроля; дестимулирование конкуренции |
Горизонтальная |
Равные возможности доступа к преференциям и инфраструктуре; развитие конкуренции |
«Распыление» ресурсов; низкая управляемость: расчет на действие рыночных регуляторных механизмов |
Интегрированная |
Сочетание корпоративных, национальных и частных интересов; стратегическая управляемость |
сравнительно высокие организационные; издержки (на начальном этапе) |
Существующие подходы к формированию промышленной политики и ее содержание уже не отвечают требованиям современных мировых трендов. Необходима такая политика, которая бы сгруппировала различные меры других функциональных политик и акцентировала их влияние на конкретные сектора экономики. В первую очередь, необходимо сконцентрироваться на отраслях с высоким уровнем импортизации. Для таких крупных товарных групп как машиностроение, фармацевтические и медицинские товары, электронное оборудование доля импортной продукции на российском рынке весьма существенная и большая ее часть не может быть заменена отечественными производствами. Например, доля импортной продукции на внутреннем рынке в 2013 году и до настоящего времени: станкоинструментальная промышленность – 88,4%; авиационная промышленность (гражданские самолеты) – 92%; информационные технологии – 93%[47].
Ряд производств может просто остановиться из-за сильной зависимости российской промышленности от поставок импортного сырья и оборудования. Доля импорта в общих расходах на сырье и материалы для машинотехнических производств превышает 35% (в среднем по видам деятельности): для производства машин и оборудования – 38,1%, для производства транспортных средств и оборудования – 36,9%; по таким разделам как текстильное и швейное производство, производство электрооборудования, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство электрооборудования, химическое производство она превышает 20%. Данные цифры говорят о том, что у нас катастрофически не хватает собственных ресурсов для производства нужных товаров и оборудования.
Анализ опыта развитых стран и анализ трудов ученых в этой области позволил сформулировать ряд рекомендаций по проведению промышленной политики в России[48]:
1. Стратегическая поддержка отдельных отраслей экономики или отдельных предприятий:
- поддержка молодых отраслей (высокотехнологичные отрасли: социальные технологии, электронная промышленность и физические исследования, нанотехнологии);
- поддержка национальных «чемпионов» («Транснефть», «Роснефть»);
- обеспечение стратегической безопасности для развития экономики страны, обеспечения экономической безопасности, перехода экономики на более высокий уровень технологического развития, а также вхождение России в число стран-лидеров по объему ВВП.
Ключевой задачей стратегической поддержки отдельной отрасли является[49]:
- во-первых, определение базовых стратегических принципов развития, нарушение которых приведет отрасль к существенным издержкам и отставанием от мировых трендов;
- во-вторых, разработка инструментария (стратегия развития, государственный оборонный заказ, создание госкорпорации или госкомпании в отрасли);
- в-третьих, разработка базовых принципов тактического планирования оперативной деятельности, основанных на рыночной конъюнктуре. Примером служит стратегическое развитие национального «чемпиона» в российском авиастроении: «Практическая реализация стратегической поддержки отрасли на примере базовых принципов развития ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» до 2025 г».
2. Смягчение последствий «провалов рынка» и коррекция экстерналий:
- развитие транспортной, социальной и финансовой инфраструктуры;
- развитие человеческого капитала;
- технологическое развитие.
Решение об устранении «провалов рынка» и коррекции экстерналий является сложным и в значительной мере специфическим для каждой отрасли и проблемы. Последовательность и предсказуемость экономической политики в решении этих задач является основной компонентой устойчивого развития. Для примера можно взять подход, рекомендуемый к разработке Транспортной стратегии Российской Федерации: «Пример практической реализации коррекции экстерналий и «провалов рынка» (Отзыв на проект Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г)».
3. Обеспечение эффективности работы естественно-монопольных секторов экономики:
- выделение источников неэффективности;
- снижение издержек функционирования естественных монополий;
- снижение государственного регулирования и повышение эффективности работы отдельных секторов через рыночные механизмы;
- контроль качества выпускаемой продукции;
- повышение эффективности модернизации системы ценового регулирования.
В качестве примера возьмем теоретически оптимальное внутреннее и внешнее ценообразование для страны, богатой природным газом, и подходы к определению долгосрочных предельных издержек для газового рынка. Данные положения легли в основу построения экономикоматематической модели, позволили количественно описать изменение ситуации при расчете эффектов перехода к оптимальному ценообразованию в секторе и были использованы для разработки содержательных рекомендаций для ОАО «Газпром» и ООО «Газпром межрегионгаз»[50].
4. Создание институциональных предпосылок развития конкурентных отраслей:
- повышение степени вовлеченности российских отраслей в мировые цепочки добавленной стоимости;
- долгосрочная глобальная конкурентоспособность;
- формирование эффективной системы институтов (в первую очередь права собственности и обязанности, фиксируемые системой контрактов).
В случае проведения промышленной политики, направленной на развитие конкурентных отраслей, роль государства должна состоять в минимизации транзакционных издержек и в обеспечении более быстрой передачи информации между экономическими агентами, которая способствовала бы ускорению процесса перехода к рыночному распределению ресурсов. В качестве примера применения данного подхода можно взять проект «Концепции стратегии развития легкой промышленности Российской Федерации».
5. Ускорение темпов экономического роста:
- формирование устойчивых и высоких темпов экономического роста;
- повышение эффективности использования ресурсов;
- совершенствование модели государственного инвестирования.
В качестве примера можно рассмотреть «Первоочередные направления экономической политики, направленные на формирование предпосылок долгосрочного роста»[51].
Таким образом, современная промышленная политика представляет собой реакцию на изменения внешней среды, например, импортозамещение в ответ на антироссийские санкции. Но политика должна быть гибкой, носить системный характер и в полной мере соответствовать требованиям реализации долгосрочной стратегии. Поэтому необходимо сделать акценты на отказ от иностранной продукции, чтобы мы были минимально зависимы от других стран и развитие отраслей, связанных с интеллектуальными системами, так как это будущее.