Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (Теоретические аспекты формирования промышленной политики государства).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования промышленной политики государства
1.1. Понятие "жесткой" и "мягкой" промышленной политики
1.2. Промышленная политика в зарубежных странах
Глава 2. Анализ промышленной политики России
2.1. Роль промышленной политики в обеспечении экономической безопасности РФ
2.2. Ориентиры промышленной политики России в условиях выхода из кризиса
Глава 3. Промышленная политика России в новых мировых условиях
Введение
Актуальность. Во время быстро меняющихся условий экономики, ведения бизнеса и жесткой конкуренции, определенной глобальным экономическим и политическим кризисом, проблема разработки осмысленной государственной политики развития промышленного потенциала страны становится все более актуальной. Промышленная политика является основным источником формирования главных показателей функционирования современной национальной экономики. Ее реализация определяет не только текущее состояние, но и стратегические приоритеты развития национальной экономики, восстановление государства на международной арене, а также осуществление национальной безопасности страны[1].
Целью работы является проведение анализа промышленной политики государства на примере России и определение путей ее развития.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие "жесткой" и "мягкой" промышленной политики;
- Исследовать опыт реализации промышленной политики в зарубежных странах;
- Провести анализ промышленной политики России;
- Дать рекомендации для промышленной политики России в новых мировых условиях.
Объектом исследования настоящей работы является промышленная политика.
Предмет исследования – промышленная политика Российской Федерации.
Теоретической и методологической основой работы послужили работы зарубежных и российских авторов в области исследования теоретических основ промышленной политики, опыта реализации промышленной политики.
В качестве информационной базы исследования были использованы официальные статистические Росстата РФ; материалы Министерства экономического развития и торговли РФ, а также публикации по результатам исследований, проведенных экспертами научно-исследовательских организаций и специализированных средств массовой информации, как в России, так и за рубежом.
Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования промышленной политики государства
1.1. Понятие "жесткой" и "мягкой" промышленной политики
Понятия и определения промышленной политики на макро - и микроуровне представлены в работах многих зарубежных и отечественных ученых.
Согласно экономическому словарю, промышленная политика — это политика, которая строится при непосредственном участии и активной роли государства в формировании структуры и организации промышленности с целью стимулирования экономического роста.
С 31 декабря 2014 года вступил в силу Федеральный Закон РФ «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31декабря 2015 №488-ФЗ[2]. В законе даются основные понятия и определения: промышленная политика, промышленное производство (промышленность), отрасль промышленности, промышленная продукция, промышленная инфраструктура и т.д.
В представленном Федеральном законе №488 используются следующее основное понятия промышленной политики: Промышленная политика – комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, и обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции. Таким образом, под промышленной политикой можно понимать усилия и действия государства по изменению отраслевой структуры промышленности.
Промышленная политика на макро-уровне – это согласованная система законодательных, административных, финансово-экономических государственных решений и мер, позволяющих управлять развитием промышленности в стране в соответствии с поставленными целями такого развития[3].
Промышленная политика на микроуровне — это совокупность управленческих, финансово-экономических решений и мер, позволяющих управлять развитием промышленных предприятий в соответствии с поставленными стратегическими и тактическими целями и концепциями предприятия[4].
В мировой литературе под «промышленной политикой», понимают, прежде всего, совокупность стратегических мер государства, направленных на поддержание или развитие определенных отраслей или секторов экономики, на достижение определённых экономических и неэкономических целей государства, задача которого состоит в регулировании и распределении ресурсов между отраслями, комплексами, предприятиями промышленности[5].
Разработки экономической науки в направлении поиска путей создания наиболее благоприятных условий для развития приоритетных отраслей производства, привели к необходимости единого определения промышленной политики, которое объединит различные взгляды на данный вопрос[6]. Цели, задачи, применяемые методы и средства их достижения промышленной политики разных стран, и даже одной страны, зависят от требований экономики в определённый исторический период. Направление промышленной политики задается государством, и успех ее реализации зависит от готовности правительства и предпринимательских структур двигаться в инновационном направлении[7].
В XIX веке формированию промышленной политики способствовала промышленная революция: в этот период развитие передовых стран связывалось с увеличением производственных мощностей, создающих технологическую основу массового производства. Идеологи промышленной политики рекомендовали государству самому определять производства, которые необходимо развивать, становиться субъектом мобилизации финансов и рабочей силы, заказчиком на строительство наиболее крупных промышленных объектов, имеющих общенациональное значение.
Это была эпоха «жёсткой» промышленной политики, которая длилась с начала XIX в. и по 80-е годы ХХ столетия. Наиболее концентрированным выражением «жёсткой» промышленной политики стали советские пятилетние планы социально-экономического развития. В этих планах предусматривалось создание энергетической отрасли (электрификация страны), транспорта, индустриализация страны. В них было заложено развитие, в первую очередь, металлургической, машиностроительной, химической, горнодобывающей промышленностей, которые являлись основой для развития экономики[8][9].
Для развития промышленности было необходимо:
– развивать «жёсткие инфраструктуры»: строительство дорог, обеспечение водой и другими энергоресурсами для промышленных целей, обустройство производственных территорий и т.д.;
– содействовать региональному развитию;
– обеспечивать развитие оборонного комплекса.
В 1970-1980-е годы государственная промышленная политика претерпевает коренные изменения в экономически развитых странах: быстрые темпы технологического развития позволили значительно снизить стоимость инженерных проектов; принятие большинства таких проектов и решений перестало быть необходимостью государства; быстро развивающийся процесс глобализации разрушил экономическую автономию государств; отпала необходимость в экономическом протекционизме; обеспечение безопасности государств стало происходить за счет оборонной интеграции, что привело государства к отказу от развития собственной оборонной промышленности.
Ресурсы отдельных государств для инвестиций в промышленность интернационализировались и стали обращаться на мировых рынках, не подчиняясь отдельным национальным государствам[10].
В 1980-е годы в Западной Европе и США наметился отказ от вертикально интегрированной структуры промышленной политики, предусматривающей в качестве объекта формирования и реализации промышленной политики корпоративные структуры, объединяющие отдельные предприятия и развитие отдельных отраслей промышленности и технологий.
В конце ХХ-го века на смену «жесткой» пришла либеральная – «мягкая» промышленная политика. Главной задачей «мягкой» промышленной политики становится обеспечение конкурентоспособности национальной экономики, которая в условиях открытого рынка возможна только в случае отмены институциональных ограничений, тормозящих проявление экономической активности и стабилизации основных макроэкономических параметров национального хозяйства, таких как: ограничение уровня инфляции, бюджетного дефицита и других. Методами «мягкой» промышленной политики стали: антимонопольное регулирование, торговое регулирование, валютная и финансовая политика, налоговое и бюджетное регулирование, комплекс институциональных мер.
Главными функциями государства становятся:
– контроль соблюдения антимонопольного законодательства;
– антидемпинговые расследования; – составление прогнозов НТП;
– стимулирование предпринимательской активности на своей территории.
Смена «жесткой» промышленной политики на «мягкую» произошла в 1957 году, когда понятие промышленной политики стало по-настоящему иметь отношение к промышленности, что зафиксировано в тексте Римского договора о создании ЕЭС и Евроатома.
Основные инструменты «жесткой» и «мягкой» промышленной политики приведены на рис. 1.
Рисунок 1. Основные инструменты «жесткой» и «мягкой» промышленной политики
Цели промышленной политики в разные периоды экономического развития можно подразделить на две группы: – к первой группе относится стимулирование государством экономического развития страны, оказывающее поддержку промышленности в целом или отдельных ее отраслей; – ко второй группе целей можно отнести обеспечение внешней безопасности государства, его могущества и международного влияния.
Таким образом, «жесткая» промышленная политика, царившая на протяжении XIX и первой половины XX века была тесно связана с приоритетными целями государств, как военно-политическими, так и хозяйственно-производственными. Причём в разные периоды истории трудно сказать, какие цели для государств были важнее. В конце ХХ века экономически развитым государствам пришлось нарушить цепочку «проектирование – финансирование – производство – сбыт», отказавшись от военнополитической автономии, что привело к пересмотру идеологических основ промышленной политики государств.
Главная задача «мягкой» промышленной политики воплотилась в приоритетные институциональные цели обеспечения конкурентоспособности национальной экономики с учетом условий открытого рынка и с использованием новых инструментов. Высокий уровень развития предпринимательских структур и осознание их усиливающейся зависимости от конкретных партнеров и потребителей привнесли в стратегии компаний элементы корпоративной социальной ответственности перед стейкхолдерами[11].
Однако говорить о том, что «жесткая» промышленная политика абсолютно не востребована в настоящее время нельзя, так как возможен более либеральный вариант государственного управления промышленным развитием, который зависит от способа интеграции страны в глобальный мир, подразумевающий не только торгово-производственную, но и военно-политическую интеграцию.
Современное определяющее направление мирового развития – это повсеместный переход к инновационной экономике. Поэтому промышленная политика должна быть ориентирована на создание высокого научно-технического и производственного потенциала, который позволит обеспечить динамичное развитие страны, рост благосостояния её граждан и конкурентоспособность отечественных производителей.
1.2. Промышленная политика в зарубежных странах
Известны различные модели промышленной политики, особенности которых зависят от специфики и уровня экономического развития, экономического и научно-технического потенциалов и исторических традиций каждой страны, ее места в международном разделении труда. В современной России формирование промышленной политики основано на рыночных механизмах, оценивающих «спрос–предложение», а также методах государственного регулирования основных пропорций промышленного производства и развития ее приоритетных направлений[12].
Промышленная политика составляет наиболее активную часть общей социально-экономической политики. Рыночные механизмы проявляются в основном в кратко- и среднесрочной перспективе и отражают структуру и объемы реализации товаров и услуг. Государственное регулирование призвано формировать перспективы развития промышленного комплекса через прямую поддержку приоритетных отраслей и товаров и создание экономических механизмов, стимулирующих их производство и реализацию[13].