Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (Теоретические аспекты формирования промышленной политики государства).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты формирования промышленной политики государства
1.1. Понятие "жесткой" и "мягкой" промышленной политики
1.2. Промышленная политика в зарубежных странах
Глава 2. Анализ промышленной политики России
2.1. Роль промышленной политики в обеспечении экономической безопасности РФ
2.2. Ориентиры промышленной политики России в условиях выхода из кризиса
Глава 3. Промышленная политика России в новых мировых условиях
По мнению Р.О. Воскеричян и Е.Ц. Норбоевой «стратегической целью» промышленной политики Российской Федерации является «создание многоотраслевого, высокотехнологичного, конкурентоспособного промышленного комплекса»[24].
Авторы-единомышленники (М.Г. Аверкин, Т.М. Крюкова и А.А. Абросимова) «экономическую эффективность производства» определили через несколько «принципов»: «обеспечивать взаимосвязь критерия и системы конкретных показателей эффективности производства; определять уровень эффективности использования всех видов применяемых в производстве ресурсов; обеспечивать измерение эффективности производства на разных уровнях управления; стимулировать мобилизацию внутрипроизводственных резервов повышения эффективности производства»[25].
Группе ученых удалось «системно изложить и обосновать контуры деятельности по созданию условий научно-технического прогресса РКП, повышению устойчивости и конкурентоспособности космической деятельности России»[26].
При разработке «теоретических и практических основ управления комплексной безопасностью промышленного предприятия» Г.П. Стариновым высказано следующее суждение: «… совершенствование управления комплексной безопасностью промышленного предприятия может реализовываться только на основе конституционно-правовой регламентации. Эффективность нормативно-правового регулирования хозяйственной деятельностью промышленного предприятия зависит от того, насколько содержание законодательных положений адекватно потребностям личности, общества и государства. … дальнейшее развитие промышленного и кадрового потенциала напрямую взаимосвязано с реализацией системы деликт-менеджмента, направленной на обеспечение комплексной безопасности в сфере предпринимательской деятельности»[27].
Представляет интерес суждение группы ученых, специально исследовавших промышленную политику Российской Федерации («политэкономические и региональные аспекты»): «Россия, с одной стороны, обладает мощным потенциалом трудовых ресурсов, а с другой стороны, невнятной и недопустимо затяжной программой создания новых рабочих мест, низкие темпы роста производительности труда во многом обусловлены отсутствием комплексных планов развития страны и низкими темпами развития внутреннего рынка, а также откровенно слабой кредитно-финансовой политикой, которая не стимулирует развитие производства»[28]. Результаты научных изысканий относительно промышленной политики учтены и в законодательстве Российской Федерации.
В первую очередь обращаем внимание на Федеральный закон РФ «О промышленной политике в Российской Федерации» от 16 декабря 2014 г. («Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере промышленности, организациями, входящими в состав инфраструктуры поддержки указанной деятельности, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при формировании и реализации промышленной политики в Российской Федерации»)[29].
Здесь обращаем внимание и на недопустимое смешение регуляторов общественной жизни: право и политика[30]. Поэтому предпочтительнее иное наименование для Федерального закона РФ от 16 декабря 2014 г.: «О промышленности в Российской Федерации». Федеральному закону РФ от 16 декабря 2014 г. корреспондируют еще несколько подзаконных нормативных правовых актов[31]: Указ Президента РФ «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» № 1392 от 16 ноября 1992 г.[32]; Указ Президента РФ «О реализации государственной политики в области ракетно-космической промышленности» № 54 от 20 января 1998 г.[33]. Таким образом, промышленную политику (точнее, промышленность) необходимо рассматривать в качестве действенного средства обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.
Во-первых, промышленная политика (точнее, промышленность) является действенным средством обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации.
Во-вторых, необходимо продолжить научные изыскания относительно определения критериев доктрины развития промышленности в Российской Федерации.
В-третьих, законодательство о промышленной политике (точнее, о промышленности) нуждается в реформировании.
В-четвертых, представляется целесообразным для регулирования промышленности принятие Федерального закона РФ «Основы развития промышленности в Российской Федерации».
2.2. Ориентиры промышленной политики России в условиях выхода из кризиса
В третьей статье ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» промышленная политика определяется как комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции[34].
При этом стратегической целью первого блока является переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному. Инструменты промышленной политики включают тарифную, налоговую, денежно-кредитную, внешнеэкономическую и другие виды политики, при этом какихлибо обособленных инструментов у промышленной политики нет.
Вступивший в 2015 году в силу Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» стал основой для разработки новых нормативных правовых актов, а также комплекса мер и программных мероприятий, нацеленных на повышение эффективности государственной поддержки отраслей российской промышленности. Необходимость проведения промышленной политики в России на современном этапе была вызвана ростом геополитических рисков, введением рядом стран антироссийских санкций, вызвавших ухудшение торговых отношений для основных энергетических товаров российского экспорта и, в целом, ухудшение ситуации в российской экономике, прежде всего в промышленности.
Темпы промышленного производства последние годы сильно отстают от темпов роста ВВП. Например, обрабатывающие производства с 2015 г. начали стагнировать, а в августе и вовсе пошло сокращение (0,6% к августу 2014 г. при сокращении инвестиций в основной капитал – на 2,7%)[35].
По данным официального сайта правительства России во многих отраслях промышленности произошли позитивные изменения: фармацевтическая и медицинская промышленность; по итогам работы химического комплекса в 2015 году по большинству видов продукции отмечается наращивание производства; машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности.
В радиоэлектронной промышленности на 1.01.2016г. фактический показатель количества разработанных базовых технологий выполнен на 240%. При этом в ряде отраслей ситуация не столь оптимистична. Совокупный объём производства основного энергетического оборудования в 2015 году сократился на 2,5%. Российское производство на рынке железнодорожного подвижного состава также сократилось. В сельхозмашиностроении положение, с одной стороны улучшилось. в структуре рынка основных видов сельскохозяйственной техники выросла доля российской техники, выпускаемой по полному циклу: новых сельскохозяйственных тракторов – на 47,6%, зерноуборочных комбайнов – на 14,1%, кормоуборочных – на 16,1%.
При этом увеличилось производство отечественных моделей сельскохозяйственных тракторов на 25,8%, комбайнов зерноуборочных – на 3,0%, кормоуборочных – на 28,7%; экспорт новых сельскохозяйственных тракторов на 3,1%, зерноуборочных комбайнов – на 40,0%, кормоуборочных комбайнов – на 37,5%; увеличились: выработка на одного работника в месяц на 10,7% (до 176,6 тыс. рублей), средняя заработная плата на 11,5% (составила около 23,3 тыс. рублей в месяц).
На горно-металлургических предприятиях России в целом наблюдалось снижение производственных показателей, что было обусловлено спадом металлопотребления на внутреннем рынке, общемировым замедлением спроса, сопровождающимся беспрецедентным снижением цен на прокат чёрных и цветных металлов, а также волной протекционистских мер по защите рынков в мире. Снижение производства и цен на металлургическую продукцию сократило динамику инвестиций в металлургическом секторе. За 2015 год индекс физического объёма текстильного и швейного производства составил 88,3%, производства кожи, изделий из кожи и обуви – 88,6%. В 2015 году по сравнению с 2014 годом текстильное производство в целом осталось на уровне 2014 года и составило 100%. Провальные отрасли по результатам 2015 года: автомобильная промышленность (-35,7%), строительнодорожная и коммунальная техника (-30%)[36].
Индустриальные парки и промышленные технопарки являются привлекательными объектами для размещения иностранных компаний, которые представлены 205 промышленными предприятиями из 25 стран мира, включая Германию, Италию, Японию, Францию и Финляндию. Лидеры по количеству действующих и создаваемых индустриальных парков и промышленных технопарков в России представлены на рис. 2.
Рисунок 2. Лидеры по количеству действующих и создаваемых индустриальных парков и промышленных технопарков в России
При этом почти все регионы России заявили о намерении создать на своей территории новые промзоны. В Дальневосточном федеральном округе и Республике Крым в ближайшее время запланировано создание семи площадок. В Ростовской области кластеризация промышленной политики регламентируется соответствующим законодательным актом - Областным законом «О промышленной политике» от 20 октября 2015 г.№418-ЗС. Кроме того, Правительством области принят документ о «Концепции кластерного развития» Ростовской области до 2020 года, предполагающий инвестиции в размере 25,5 млрд.руб. и совокупный объем по отгруженным товарам, работам и услугам по итогам 2020 года 370 млрд.руб[37].
Изложенное позволяет заключить о наличии соответствующей институциональной базы новой промышленной политики на всех уровнях: от мезо- до макроуровня регулирования хозяйственных процессов. Акцент новой промышленной политики целесообразно ориентировать на инновационные кластеры.
Игнатова Т.В. подчеркивает роль административнообразовательных кластеров, заключающуюся в организации профессиональной подготовке и переподготовке кадров прежде всего для органов государственного и муниципального управления и бюджетных организаций, а не предприятий народного хозяйства, и научно-производственно-образовательных кластеров, создаваемых преимущественно в сфере развития производственных технологий и обеспечения высококвалифицированными специалистами отраслей региона[38], не обозначая, однако, данные кластеры как инновационные.
Под инновационным кластером мы понимаем вычленение определенных технологических компетенций, предусматривающих способность использовать технологии и решать определенную совокупность производственных задач. Важно предусматривать как возможности естественного формирования таких образований, что наиболее характерно для европейского опыта, так и формирование их по инициативе государст ва, когда индустриальные парки часто выступают инструментом кластеризации. Данный опыт характерен для российской экономики. Эффективность кластерного подхода в новой промышленной политике должна опираться на результаты мониторинговых обследований субъектов инновационной экономики.
Такое обследование запущено в ходе работы над исследовательским проектом РГНФ №16-02-00469 "Институты реализации новой промышленной политики» и направлено на исследование заинтересованности предпринимательских структур во включении в новые институциональные формы реализации экономической в целом, и промышленной, в частности, видов политик. Работа с представителями динамично развивающихся предприятий на уровне региона позволит определить драйверов экономического развития, как в краткосрочной, так и средне- и долгосрочной перспективах.
Таким образом, исходя из потребности преобразования экономической структуры и осуществления технико-технологического обновления национального производства основными задачами при проведении промышленной политики в России становятся следующие направления:
- формирование диалога государства и бизнес-сообщества, в связи с чем в структурном отношении актуализируются такие понятия, как «государственно-частное партнерство», «индикативное планирование», «защита инвестиций»;