Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Проблема невербальной коммуникации в современной психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Покажем взаимосвязь методик на диаграммах

Диаграмма 1. Связь речевой тревожности с экспрессивными каналами

Методика Айзенка по изучению темперамента представляет собой опросник, который основан на 57 вопросах (см. Приложение 1.) [14, 217]

Каждый вопрос подразумевает только положительный или только отрицательный ответ. Существует две разновидности теста Айзенка – вариант А и вариант В. Принципиальных различий между этими двумя вариантами нет, но они направлены на большую достоверность полученных результатов.

При помощи личностного опросника Айзенка определяют такие индивидные свойства, как нейротизм, т.е. наиболее выраженный для данной личности тип соотношения процессов возбуждения и торможения как основу для определения типа темперамента (одного из четырех типов – сангвиник, флегматик, меланхолик, холерик) и склонность к экстраверсии или интроверсии.

Таблица 3. Ключ к методике Айзенка

Шкала/ответы

Экстраверсия

Нейротизм

Шкала лжи

Да

1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53

2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57

6, 24, 36

Нет

5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51

Ответ «да» на вопросы этой нумерации - показатель интроверсии

-

12, 18, 30, 42, 48, 54

Результаты, которые получают по итогам личностного опросника Айзенка распределяют по трем шкалам: интроверсия, нейротизм, шкала лжи.

Девять вопросов из 57 направлены на то, чтобы идентифицировать недобросовестность или низкую степень достоверности ответов испытуемого. Если более 50% ответов на вопросы по шкале лжи не совпадают с ключом, то данное заполнение опросника считается непригодным для использования из-за недостоверности.

По итогам исследования можно выделить «точку темперамента» по кругу Айзенка (см. Рис. 1)

Рис. 1. Круг Айзенка

Поставленная по итогам исследования точка показывает, насколько человек склонен к тому или иному типу темперамента и насколько он открыт или закрыт по отношению к окружающему миру.

Повторимся, что данная методика лишь показывает индивидные обезличенные свойства, и ее результаты не должны интерпретироваться как аксиоматичные в определении индивидуальности респондента.

Если точка попадает на ось экстраверсии/интроверсии, то человек склонен к промежуточному типу темперамента, меняется лишь его коммуникативная направленность внутрь или вовне, в социум. Аналогично можно судить и в том случае, если точка попадает на ось нейротизма, только по отношению к характеристикам экстраверсии или интроверсии.


Если точка поставлена ближе к пределам круга, то человек обладает ярко выраженным темпераментом и характеристикой коммуникативной направленности, если точка расположена ближе к центру круга, то человек проявляет склонность к адаптивному поведению, т.е. управляет своими индивидными свойствами.

В этом исследовании, на которое отводится определенное количество времени (10 минут) важно наблюдать за респондентом, а также засекать время, в течение которого была заполнена методика. Слишком быстрое или слишком медленное заполнение бланка, иногда даже требование повышения количества времени, свидетельствуют об отклонениях в индивидных свойствах человека [18, 204].

Считается, что на заполнение опросника много времени затрачивают сдержанные, внутренне конфликтные субъекты, налаживающие контакт с внешним миром не непосредственно, естественным ритмом, а на основе акта напряженной объективации.

Напротив, мало времени на заполнение опросника тратят легкомысленные субъекты, которые несерьезно относятся к исследованию, уделяют ему недостаточное количество внимания, что может отразится на достоверности полученных результатов.

Из 20 обследуемых 1 испытуемый показал недостоверные результаты (юноша), 3 респондента показали флегматичный темперамент; 4 сангвиника, 11 холериков, 1 меланхолик. Анализируя сводную таблицу 5, мы можем сказать, что преобладающим типом темперамента среди обследуемых является холерический, большинство респондентов - экстраверты. Процентное соотношение типов темперамента мы можем видеть на диаграмме 1.

Таблица 4. Результаты исследования по тесту Айзенка

Испытуемый

Баллы

Темперамент

Испытуемый

Баллы

Темперамент

1

Э-11

Сангвиник

26

И-2

Флегматик

Н-9

H-2

2

Э-20

Холерик

27

И-3

Флегматик

Н-11

Н-4

3

Э-19

Холерик

28

Э-19

Холерик

Н-11

Н-20

4

Э-13

Холерик

29

Э-20

Сангвиник

Н-16

Н-2

5

Э-15

Холерик

30

Э-17

Холерик

Н-21

Н-15

6

Э-18

Сангвиник

31

Э-13

Холерик

Н-8

Н-13

7

И-3

Меланхолик

32

И-10

Флегматик

Н-10

Н-2

8

Э-12

Холерик

33

Э-17

Холерик

Н-18

Н-17

9

Э-15

Холерик

34

Э-13

Сангвиник

Н-15

Н-5

10

Э-15

Холерик

35

Э-19

Недостоверный результат

Н-18

Н-12

11

Э-11

Сангвиник

36

И-2

Флегматик

Н-9

H-2

12

Э-20

Холерик

37

И-3

Флегматик

Н-11

Н-4

13

Э-19

Холерик

38

Э-19

Холерик

Н-11

Н-20

14

Э-13

Холерик

39

Э-20

Сангвиник

Н-16

Н-2

15

Э-15

Холерик

40

Э-17

Холерик

Н-21

Н-15

16

Э-18

Сангвиник

41

Э-13

Холерик

Н-8

Н-13

17

И-3

Меланхолик

42

И-10

Флегматик

Н-10

Н-2

18

Э-12

Холерик

43

Э-17

Холерик

Н-18

Н-17

19

Э-15

Холерик

44

Э-13

Сангвиник

Н-15

Н-5

20

Э-15

Холерик

45

Э-19

Недостоверный результат

Н-18

Н-12

21

Э-20

Холерик

46

И-3

Флегматик

Н-11

Н-4

22

Э-19

Холерик

47

Э-19

Холерик

Н-11

Н-20

23

Э-13

Холерик

48

Э-20

Сангвиник

Н-16

Н-2

24

Э-18

Сангвиник

49

Э-13

Холерик

Н-8

Н-13

25

И-3

Меланхолик

50

И-10

Флегматик

Н-10

Н-2


Диаграмма 2. Процентное соотношение типов темперамента.

Диаграмма 3. Связь между уровнем речевой тревожности и типом темперамента

Диаграмма 4. Зависимость ведущих каналов экспрессии от типов темперамента

В результате проведенных исследований речевой тревожности, выраженности эмоциональной экспрессии невербальными способами мы постарались сделать соответствующую корреляцию полученных данных с результатами теста «Какой у Вас темперамент».

Полученные данные отражены в таблицах и диаграммах.

Мы можем сказать, что для определенного типа темперамента существуют ведущие каналы выражения экспрессии:

    1. Для холериков характерны:
  • Громкий голос
  • Образность речи
  • Двигательная активность
    1. Для флегматиков характерны:
  • Средневыраженная громкость речи
  • Средневыраженный темп речи
    1. Для сангвиников характерны:
  • Высокий темп речи
  • Много лишних движений
  • Активная мимика
    1. Для меланхоликов характерны:
  • Сбои речи
  • Активная мимика

Проведенное исследование доказывает необходимость дальнейшего исследования взаимозависимости особенностей личности человека и его невербальных средств коммуникации, т.к. по отдельным видам невербального общения можно многое сказать о том, каков человек и тем психологу будет проще понять человека и сделать о нем соответствующие выводы и помочь ему в практике психологического консультирования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель исследования: теоретический и эмпирический анализ исследований по проблеме невербальной коммуникации - выполнена

Задачи исследования:

  • Определить понятие невербальной коммуникации
  • Изучить разницу в межкультурной невербальной коммуникации
  • провести экспериментальное исследование, направленное на исследование невербального общения среди взрослых (объем выборки составил 30 респондентов);
  • сделать выводы по результатам исследования – решены.

Как мы увидели по ходу исследования, невербальные средства общения, т.е. жесты, телодвижения, прикосновения, взгляд и т.д., имеет огромное значение в нашем общении.

Проведенное исследование доказывает необходимость дальнейшего исследования взаимозависимости особенностей личности человека и его невербальных средств коммуникации, т.к. по отдельным видам невербального общения можно многое сказать о том, каков человек и тем психологу будет проще понять человека и сделать о нем соответствующие выводы и помочь ему в практике психологического консультирования.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арджайл М. Язык взгляда. /Популярная психология. М.: 2010 - 398 с.
  2. Багдасарова Н. А.: Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур: универсальное и национальное // Материалы межвузовского семинара по лингвострановедению. МГИМОМИД РФ, 2012. — МГИМО-Университет, 2009.
  3. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А.: Социальная психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. М: Аспект Пресс, 2013.— 475 с.
  4. Биркенбил В.: Язык интонации, мимики, жестов. — С.-П.: «Питер», 2007. — 176 c.
  5. Бороздина Г. В.: Психология делового общения.- М.: «Деловая книга»., 2012. — 247 с. Глава V. Невербальные особенности в процессе делового общения.
  6. Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвный знак мысли: Рассказы о невербальной коммуникации. – М.: Мол. гвардия, 2011 – 234 с.
  7. Горелов И. Н.: Невербальные компоненты коммуникации. — М.: «Наука», 2010. — 238 с.
  8. Дерябо С, Ясвин В. Гроссмейстер общения. М.: Смысл, 2000 - 318 с.
  9. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2011 – 415 с.
  10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство-пресс, 2007 – 472 с.
  11. Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Невербальные компоненты общения на допросе. Ученые записки Тартуского государственного университета. Проблемы повышения эффективности применения юридической психологии. – Тарту: ТГУ, 2008. – С. 124-133
  12. Жинкин Н.И. Психолингвистика. М.: Лабиринт, 2009 – 288 с.
  13. Исенина, Е.И. Психологические основы речевого онтогенеза в начальном периоде. Докт. Дисс. / Е.И. Исенина; - М.: Изд-во МГУ., 2009 – 123 c/
  14. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. — М.: Академия, 2009. — 320 с.
  15. Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. Ярославль: Академия развития. 2008 - 321 с.
  16. Клюева Н.Ф., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. Ярославль.: Академия Развития, 2009 – 160 с.
  17. Конецкая В. П.: Социология коммуникации. — М.: МУБУ, 2007. — 164 с.
  18. Лабунская В. А.: Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1988. — 246 с.
  19. Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. М.: Наука, 1979 – 560 с.
  20. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Академия, 2008 – 368 с.
  21. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Издательство Союз, 2010. – 576 с.
  22. Морозов В. П.: Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. — М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 2009. — 189 с.
  23. Невербальное общение [Электронный ресурс] – режим доступа: URL: www.edusearch.ru/v760523b5.html
  24. Нэпп М., Холл Д. Невербальное общение: Пер. с англ. Учебное пособие. СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК / М.: Олма – Пресс, 2014 – 254 с.
  25. Ольшанникова А.Е. Диагностические возможности  вопросника   по   эмоциональной   экспрессии / А.Е. Ольшанникова // В сб.: Проблемы дифференциальной психофизиологии. – М.: Педагогика, 2011, – С. 124-136
  26. Панасюк А.Ю. А что у него в подсознании? – М.: Дело, 2012 – 415 с.
  27. Пиз Аллан. Язык телодвижений. – М.: Эксмо-Пресс, 2012 – 267 с.
  28. Почепцов, Г. Г. Фатическая метакоммуникация // Семантика и прагматика синтаксических единств. Калинин, 2001 – С. 14-21
  29. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Горбачевский и др., Под общей ред. А. А. Крылова, С А. Маничева. – СПб: Питер, 2010. - 560с.
  30. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов (В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2007 – 279 с.
  31. Рюкле Хорст. Ваше тайное оружие в общении. Инфра-М, 2006 – 302 с.
  32. Средства невербального общения [Электронный ресурс] - режим доступа: URL: www.refworld.ru/referat_763022.html
  33. Mark L., Hickson III and Don W. Stacks. Nonverbal communications: studies and applications. (Dubuque, Iowa: Brown, 1984)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. ВЭЭ

Инструкция. Напишите на выданном вам бланке свою фамилию, имя, возраст и дату проведения эксперимента.

Начинайте отвечать на вопросы. Отвечая на каждый вопрос, вы должны выбрать один из трех предложенных вариантов ответа: «а», «б» или «в», отражающий ваше мнение. Поставьте крестик в соответствующей клеточке в листке для ответа. Левая клеточка («а») соответствует ответу «безусловно, да», средняя («б») - ответу «иногда», а клеточка «в» - ответу «нет».

Отвечая на вопрос, каждый раз проверяйте, чтобы номер вопроса совпадал с таким же номером в листке для ответов.

Ответы должны быть даны на все вопросы без исключения.

Старайтесь, чтобы промежуточный вариант ответа «б» встречался не чаще 1 раза на 6-7 ответов.

Отвечайте на вопросы, исходя из того, что для вас характерно в настоящий период времени.

Помните, что к своим ответам нужно отнестись ответственно и серьезно. Отвечать нужно только искренне!

Если вам непонятна инструкция, прочтите ее еще раз.

Текст опросника

1. Можно ли по вашему голосу догадаться, что вам грустно, тоскливо?

2. Когда вы злитесь, появляются ли в вашей речи сравнения, крепкие выражения, прозвища и т. д.?

3. Бывает ли так, что когда вы боитесь чего-то, то совершаете действия, без которых можно было бы обойтись (крутите в руках предмет, чешете в затылке, одергиваете одежду и т. п.)?

4. Когда у вас веселое настроение, становится ли Ваша речь более образной, т. е. употребляете ли вы красочные эпитеты, сравнения и т. п.?

5. Когда у Вас веселое настроение, сказывается ли оно на ваших движениях и жестикуляции, делает ли оно их более активными?

6. Есть ли у вас склонность говорить быстрее, чем обычно, если вы чем-то взволнованы?

7. Свойственна ли вам в состоянии печали замедленность движений и некоторая скованность?

8. Легко ли можно по интонации вашей речи догадаться, что вы рассержены?

9. Если вам тоскливо, заметно ли меняется интонация вашего голоса?

10. Когда вы рассказываете что-нибудь веселое, употребляете ли вы лишние слова («ну», «значит» и т. п.)?

11. Если вы чем-то обрадованы, говорите ли вы громче, чем обычно?

12. Если какое-либо событие выводит вас из равновесия, заметно ли это для окружающих?

13. Когда вы рассказываете друзьям, родным что-нибудь веселое, становится ли ваша речь более выразительной, богатой интонациями?

14. Бывают ли случаи, когда вы, испугавшись чего-то, начинаете говорить медленнее, чем обычно?