Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Проблема невербальной коммуникации в современной психологии).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 3
Сопряженная мимика [31, С.139] – это понятие о нескольких мимических движениях в их совокупности. В сущности, воспринимая мимику при общении, мы воспринимаем именно комплекс мимических движений, т.е. сопряженную мимику.
Мимические движения могут выражать [4, C. 42]:
Агрессию и наступление – гнев, злость, жестокость
Активное оборонение – отвращение, ненависть, презрение
Пассивное оборонение – выражение приниженности, покорности
Ориентировочно-исследовательскую мимику – интерес, любопытство
Выражение удовольствия или неудовольствия
Сокрытие истины
Важным компонентом мимики также является взгляд [1, С.217]
Жесты – это движения конечностями и головой, которые человек совершает в процессе коммуникации для сопровождения своих внутренних размышлений или сопровождая вербальное высказывание [27, C. 18]. Существую следующие виды жестов:
- Указательные жесты. Этот тип жестов служит для привлечения внимания собеседника к себе, другому человеку, предмету или явлению [27, С.26]
- Подчеркивающие жесты. Этот тип жестов служит для подкрепления вербального утверждения. [27, С.28]
- Демонстративные жесты. Этот тип жестов служит для окончательного утверждения и пояснения слов и действий человека. [27, С.31]
- Касательные жесты. Этот тип жестов служит для установления психологической близости, социального контакта с собеседником, а также служит выражением эмоции – сочувствия, дружеского расположения, агрессии и др. [27, С.33].
Также жесты могут быть произвольными – этот тип жестов характеризуется сознательным управлением человеком в процессе общения.
Непроизвольными – этим типом жестов человек не управляет, они появляются при коммуникации самостоятельно. [2, С.169]
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что невербальные средства коммуникации составляют большую часть процесса общения и являются крайне важной детерминантой коммуникационного процесса, за счет которой один человек может понять другого.
1.2. Проявления эмоций в невербальной коммуникации
Рассмотрим составляющие невербального процесса общения в отдельности и то, как они отражают эмоциональное состояние человека. Одним из важных невербальных средств, свидетельствующем о внутреннем состоянии собеседников, является рукопожатие.
К рукопожатиям, показывающим положительные эмоции, можно отнести следующие:
Жест, когда рука подается вперед прямо, а кисть служит продолжением линии руки (при этом руки остаются в одинаковом положении), говорит о том, что встретились равные люди, испытывающие друг к другу чувство уважения и взаимопонимания.
Рукопожатие с использованием обоих рук применимо только по отношению к близким друзьям и хорошим знакомым людям. Это проявление радости.
Чуть-чуть удлиненное по времени рукопожатие наряду с улыбкой и теплым взглядом демонстрируют дружелюбие.
Если партнер, протягивая вам руку, подается корпусом вперед, это свидетельствует о его заинтересованности в общении с вами, расположенности к вам.
Ладони открыты по отношению к партнеру или человек энергично потирает их друг о друга, это также является проявления положительных эмоций по отношению к собеседнику.
При отрицательных эмоциях наблюдаются следующие виды рукопожатий.
Пожатие прямой, несогнутой рукой является признаком неуважения. Его главное назначение в том, чтобы сохранить дистанцию и напомнить о неравенстве.
Слишком короткое, вялое рукопожатие очень сухих рук может свидетельствовать о безразличии. Наоборот, длительное рукопожатие и слишком влажные руки свидетельствуют о сильном волнении.
Задерживание руки партнера в своей руке вызывает чувство раздражения. Если при поданной руке его корпус остается прямым и даже несколько отклоняется назад, а голова слегка приподнята (подбородок задран вверх), то можно предположить несколько высокомерное отношение с его стороны.
Иногда при отрицательной оценке собеседника, человек производит руками медленные движения наружу-вниз. Каждому эмоциональному состоянию соответствуют свои уникальные мимические составляющие. Рассмотрим основные состояния человека и характерные для них сигналы губ и глаз.
При проявлениях отрицательных эмоций, таких как гнев, презрение, страдания, страх рот слегка приоткрыт или плотно закрыт, уголки губ опущены, глаза широко раскрыты или прищурены, брови сдвинуты к переносице, внешние уголки бровей подняты вверх, вертикальные складки на лбу и переносице, рот закрыт, лицо застывшее, глаза тусклые, опущенные ресницы.
Взгляд передает самую точную информацию о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не контролируется человеком. Сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.
При проявлении положительных эмоций в речи слышны доброжелательные интонации; выражение глаз и всего лица спокойно или с легкой улыбкой; открытый, прямой внимательный взгляд устремлен прямо на собеседника; глаза могут кратковременно открываться особенно широко или, наоборот, прикрываться, обычно вместе с кивком головой, тогда у глаз появляются легкие морщины; радостная улыбка, при которой уголки губ приподняты и отведены назад, челюсти расслаблены, рот может быть приоткрыт.
Если человек возбужден или заинтересован чем-то, находиться в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Когда человек оценивает собеседника или находится в смешанном эмоциональном состоянии в речи появляются усиленные (но не грубые) интонации; глаза широко открыты, брови могут быть приподняты; рот открыт, уголки губ приподняты; брови подняты вверх, внутренние уголки бровей подняты вверх.
Для лучшего понимания окружающих во время беседы, так же необходимо разбираться в значениях жестов человека. Среди жестов, проявляющих отрицательные эмоции, можно указать следующие: – пальцы рук сцеплены. Этот жест означает разочарование и желание собеседника скрыть своё отрицательное отношение; – защита рта рукой (это могут быть только несколько пальцев или кулак). Данный жест означает, что слушающий чувствует, как вы лжете; – почесывание и потирание шеи.
Данный жест говорит о сомнении и неуверенности человека; – собеседник потирает лоб, виски, подбородок, прикрывает лицо руками – это свидетельствует о том, что он не настроен разговаривать в данный момент с кем-либо; – человек отводит глаза – это является самым ярким показателем того, что он что-то скрывает; – ступни повернуты от собеседника или носками друг к другу (легкая «косолапость»); ноги скрещены или положены друг на друга, при этом нога направлена от партнера (позы заторможенного, сдерживаемого бегства); – покачивание головой сбоку на бок; на лбу появление вертикальных складок (хмурит лоб); – плечи приподняты, голова втянута в плечи.
Жесты, проявляющие положительные эмоции: – все тело направлено и как бы приближено к партнеру; возможно легкое раскачивание на стуле; – пальцы во рту. Этот жест говорит о внутренней потребности в одобрение и поддержке; – стопы направлены к собеседнику; если человек сидит, положив ногу на ногу, лежащая сверху нога направлена в сторону партнера; – шея не напряжена, голова слегка отклонена назад или вбок, возможен легкий кивок головой в момент понимания чужой мысли. Общение включает в себя вербальные и невербальные каналы передачи информации. При этом информация, поступающая по невербальным каналам, может, как подкреплять, так и противоречить сообщению, передаваемому при помощи слов. Невербальный язык менее контролируем сознанием, чем вербальный, а потому и более достоверен. Если информацию, поступающая по невербальному каналу, противоречит информации, полученной по вербальному, то верить следует невербальной.
Глава II. Эмпирическое исследование невербального общения
2.1 Методы диагностики невербального общения
Объект исследования: невербальные средства коммуникации.
Предмет исследования: исследование невербальных средств коммуникации.
Цель исследования: экспериментальный анализ исследований по проблеме невербальной коммуникации.
Задачи исследования:
- провести экспериментальное исследование, направленное на исследование невербального общения среди взрослых (объем выборки составил 50 респондентов);
- сделать выводы по результатам исследования.
Методики исследования:
- На первом этапе исследования мы использовали вопросник по эмоциональной экспрессии (Е. В. Богина, А. Е. Ольшанникова) [25]
- На втором этапе исследования мы использовали методику «карта контроля состояния речи» (Шкала Р.Эриксона в адаптации В.А.Калягина и Л.Н.Мацько) [14]
- На третьем этапе исследования мы использовали тест «Какой у вас тип темперамента» (по методике Айзенка) [29]
- На четвертом этапе исследования мы проанализировали полученные результаты и сделали выводы.
Изучение каналов экспрессии. Данная методика разработана Л.Е. Богиной в лаборатории А.Е. Ольшанниковой и состоит из 48 приложений по 8 каналам выражения эмоций. Методикой выявляются 8 экспрессивных каналов выражения эмоций: громкость голоса, темп речи, образность речи, двигательная активность, лишние движения, мимика.
Таблица 1. Результаты исследования по вопроснику эмоциональной экспрессии
громкость голоса |
темп речи |
образность речи |
сбой речи |
интонация |
двигательная активность |
лишние движения |
мимика |
недифферецированность по каналам экспрессии |
|
испытуемый 1 |
12 |
9 |
12 |
3 |
9 |
10 |
6 |
3 |
13 |
испытуемый №2 |
10 |
5 |
7 |
6 |
15 |
6 |
5 |
14 |
18 |
испытуемый №3 |
9 |
0 |
6 |
6 |
6 |
0 |
6 |
6 |
6 |
испытуемый №4 |
8 |
9 |
8 |
5 |
6 |
8 |
3 |
6 |
14 |
испытуемый №5 |
5 |
6 |
9 |
6 |
9 |
12 |
5 |
9 |
12 |
испытуемый №6 |
5 |
3 |
7 |
9 |
6 |
6 |
5 |
12 |
10 |
испытуемый №7 |
9 |
6 |
3 |
6 |
14 |
6 |
5 |
3 |
18 |
испытуемый №8 |
8 |
5 |
12 |
5 |
10 |
6 |
9 |
6 |
10 |
испытуемый №9 |
3 |
7 |
5 |
0 |
5 |
6 |
8 |
9 |
14 |
испытуемый №10 |
5 |
6 |
3 |
6 |
0 |
10 |
6 |
10 |
10 |
испытуемый №11 |
9 |
9 |
6 |
6 |
6 |
3 |
6 |
6 |
14 |
испытуемый №12 |
5 |
6 |
12 |
3 |
15 |
6 |
10 |
8 |
12 |
испытуемый №13 |
8 |
5 |
10 |
6 |
9 |
6 |
6 |
8 |
18 |
испытуемый №14 |
5 |
6 |
3 |
6 |
6 |
6 |
0 |
6 |
6 |
испытуемый №15 |
9 |
3 |
3 |
6 |
5 |
14 |
6 |
10 |
18 |
испытуемый №16 |
12 |
9 |
12 |
3 |
9 |
6 |
10 |
6 |
13 |
испытуемый №17 |
9 |
0 |
6 |
6 |
6 |
3 |
6 |
6 |
6 |
испытуемый №18 |
8 |
5 |
12 |
5 |
10 |
9 |
6 |
3 |
10 |
испытуемый №19 |
10 |
10 |
6 |
6 |
9 |
9 |
6 |
3 |
14 |
испытуемый №20 |
5 |
6 |
3 |
6 |
0 |
10 |
6 |
10 |
14 |
испытуемый №21 |
8 |
9 |
8 |
5 |
6 |
6 |
0 |
6 |
6 |
испытуемый №22 |
5 |
3 |
7 |
9 |
6 |
3 |
10 |
12 |
10 |
испытуемый №23 |
6 |
5 |
7 |
9 |
6 |
3 |
12 |
14 |
18 |
испытуемый №24 |
9 |
6 |
3 |
6 |
14 |
6 |
5 |
3 |
12 |
испытуемый №25 |
9 |
12 |
12 |
3 |
15 |
6 |
10 |
8 |
12 |
испытуемый №26 |
5 |
5 |
3 |
6 |
0 |
10 |
6 |
10 |
10 |
испытуемый №27 |
9 |
6 |
3 |
6 |
14 |
6 |
5 |
3 |
18 |
испытуемый №28 |
8 |
9 |
8 |
5 |
6 |
9 |
6 |
10 |
10 |
испытуемый №29 |
5 |
3 |
3 |
6 |
0 |
3 |
6 |
6 |
6 |
испытуемый №30 |
12 |
9 |
3 |
6 |
15 |
10 |
6 |
10 |
18 |
испытуемый №31 |
5 |
6 |
3 |
6 |
0 |
10 |
6 |
10 |
14 |
испытуемый №32 |
5 |
6 |
3 |
6 |
0 |
10 |
6 |
10 |
10 |
испытуемый №33 |
9 |
9 |
6 |
6 |
6 |
3 |
6 |
6 |
14 |
испытуемый №34 |
9 |
9 |
6 |
6 |
6 |
3 |
6 |
6 |
14 |
испытуемый №35 |
5 |
6 |
12 |
3 |
15 |
6 |
10 |
8 |
12 |
испытуемый №36 |
8 |
9 |
8 |
5 |
6 |
6 |
0 |
6 |
6 |
испытуемый №37 |
10 |
10 |
6 |
6 |
9 |
9 |
6 |
3 |
14 |
испытуемый №38 |
9 |
12 |
12 |
3 |
15 |
6 |
10 |
8 |
12 |
испытуемый №39 |
9 |
0 |
6 |
6 |
6 |
3 |
6 |
6 |
6 |
испытуемый №40 |
8 |
5 |
12 |
5 |
10 |
9 |
6 |
3 |
10 |
испытуемый №41 |
9 |
0 |
6 |
6 |
6 |
3 |
6 |
6 |
6 |
испытуемый №42 |
8 |
5 |
12 |
5 |
10 |
9 |
6 |
3 |
10 |
испытуемый №43 |
10 |
5 |
7 |
6 |
15 |
6 |
5 |
14 |
18 |
испытуемый №44 |
9 |
0 |
6 |
6 |
6 |
0 |
6 |
6 |
6 |
испытуемый №45 |
9 |
9 |
6 |
6 |
6 |
3 |
6 |
6 |
14 |
испытуемый №46 |
5 |
3 |
3 |
6 |
0 |
3 |
6 |
6 |
6 |
испытуемый №47 |
12 |
9 |
12 |
3 |
9 |
10 |
6 |
3 |
13 |
испытуемый №48 |
8 |
9 |
8 |
5 |
6 |
9 |
6 |
10 |
10 |
испытуемый №49 |
8 |
9 |
8 |
5 |
6 |
8 |
3 |
6 |
14 |
испытуемый №50 |
9 |
9 |
6 |
6 |
6 |
3 |
6 |
6 |
14 |
Согласно данному исследованию мы можем сгруппировать три основных фактора экспрессивности: внешнюю выразительность эмоциональной экспрессии, степень активности поведения при влиянии на него эмоциональной составляющей и нарушения в поведении при сильных эмоциях.
Карта контроля речи – это шкала Р.Эриксона в адаптации В.А.Калягина и Л.Н.Мацько. Данная методика позволяет провести оценку предрасположенности к речевой тревоге.
Данная методика показывает, насколько человек способен контролировать свое речевое поведение при испытывании эмоций.
Таблица 2. Результаты исследования карты контроля состояния речи
NN испытуемого |
наиболее выраженные экспрессивные каналы |
уровень речевой тревожности |
испытуемый 1 |
громкость речи, образность речи, двигательная активность |
средний |
испытуемый №2 |
интонация, мимика |
средний |
испытуемый №3 |
недифференцирован |
высокий |
испытуемый №4 |
темп речи |
средний |
испытуемый №5 |
лишние движения, интонация, образность речи |
средний |
испытуемый №6 |
мимика, сбой речи |
высокий |
испытуемый №7 |
интонация, громкость речи |
средний |
испытуемый №8 |
образность речи, интонация |
средний |
испытуемый №9 |
мимика |
высокий |
испытуемый №10 |
двигательная активность, мимика |
средний |
испытуемый №11 |
темп речи, громкость речи |
средний |
испытуемый №12 |
интонация, образность речи |
высокий |
испытуемый №13 |
образность речи, интонация |
средний |
испытуемый №14 |
недифференцирован |
средний |
испытуемый №15 |
мимика, двигательная активность |
высокий |
испытуемый №16 |
громкость речи, образность речи, лишние движения |
средний |
испытуемый №17 |
громкость речи |
высокий |
испытуемый №18 |
интонация, лишние движения |
средний |
испытуемый №19 |
громкость речи, темп речи |
средний |
испытуемый №20 |
мимика, лишние движения |
средний |
испытуемый №21 |
темп речи |
средний |
испытуемый №22 |
лишние движения, сбой речи |
высокий |
испытуемый №23 |
лишние движения, мимика |
высокий |
испытуемый №24 |
громкость речи, интонация |
средний |
испытуемый №25 |
темп речи, интонация |
средний |
испытуемый №26 |
двигательная активность, мимика |
средний |
испытуемый №27 |
громкость речи, интонация |
средний |
испытуемый №28 |
темп речи, двигательная активность, мимика |
средний |
испытуемый №29 |
сбой речи, мимика, лишние движения |
высокий |
испытуемый №30 |
мимика, двигательная активность |
высокий |
испытуемый №31 |
двигательная активность, мимика |
средний |
испытуемый №32 |
темп речи, громкость речи |
средний |
испытуемый №33 |
интонация, лишние движения |
высокий |
испытуемый №34 |
громкость речи, интонация |
средний |
испытуемый №35 |
интонация, лишние движения |
высокий |
испытуемый №36 |
громкость речи, темп речи |
средний |
испытуемый №37 |
лишние движения, сбой речи |
высокий |
испытуемый №38 |
темп речи, интонация |
средний |
испытуемый №39 |
громкость речи, интонация |
средний |
испытуемый №40 |
темп речи, интонация |
средний |
испытуемый №41 |
темп речи, двигательная активность, мимика |
средний |
испытуемый №42 |
интонация, лишние движения |
высокий |
испытуемый №43 |
мимика, двигательная активность |
высокий |
испытуемый №44 |
двигательная активность, мимика |
высокий |
испытуемый №45 |
громкость речи, темп речи |
средний |
испытуемый №46 |
темп речи |
средний |
испытуемый №47 |
громкость речи, интонация |
средний |
испытуемый №48 |
громкость речи, интонация |
средний |
испытуемый №49 |
двигательная активность, мимика |
высокий |
испытуемый №50 |
громкость речи, интонация |
средний |