Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Проблема невербальной коммуникации в современной психологии).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Невербальное общение людей друг с другом тесно связано с психическими процессами и является их непосредственным выражением. Невербальные средства коммуникации составляют большую часть процесса общения и являются крайне важной детерминантой коммуникационного процесса, за счет которой один человек может понять другого.
Если наблюдать в процессе общения с тем или иным человек за тем, какие средства невербального общения он использует, то можно получить большое количество сведений о его характеристиках личности: психологических, особенностях мыслительного процесса, свойствах психики, социальных привычках, индивидуальных особенностях, а также эмоциях
Объект исследования: невербальные средства коммуникации.
Предмет исследования: исследование невербальных средств коммуникации.
Цель исследования: теоретический и эмпирический анализ исследований по проблеме невербальной коммуникации.
Задачи исследования:
- Определить понятие невербальной коммуникации
- Изучить выражение эмоций средствами невербальной коммуникации
- провести экспериментальное исследование, направленное на исследование невербального общения среди взрослых (объем выборки составил 30 респондентов);
- сделать выводы по результатам исследования.
Методики исследования:
- На первом этапе исследования мы использовали вопросник по эмоциональной экспрессии (Е. В. Богина, А. Е. Ольшанникова) [25]
- На втором этапе исследования мы использовали методику «карта контроля состояния речи» (Шкала Р.Эриксона в адаптации В.А.Калягина и Л.Н.Мацько) [14]
- На третьем этапе исследования мы использовали тест «Какой у вас тип темперамента» (по методике Айзенка) [29]
- На четвертом этапе исследования мы проанализировали полученные результаты и сделали выводы.
Структура исследования: исследование содержит две главы – теоретическую и практическую, введение, заключение, список литературы из 23 источников.
Глава I. Проблема невербальной коммуникации в современной психологии
1.1. Понятие невербальной коммуникации
Невербальное общение людей друг с другом тесно связано с психическими процессами и является их непосредственным выражением. Если наблюдать в процессе общения с тем или иным человек за тем, какие средства невербального общения он использует, то можно получить большое количество сведений о его характеристиках личности: психологических, особенностях мыслительного процесса, свойствах психики, социальных привычках, индивидуальных особенностях.
Невербальное общение служит не только индикатором прохождения психических процессов и их особенностей у каждого конкретного человека в его существовании и процессе коммуникации, но и служит средством выражения индивидуального внутреннего мира.
Невербальное общение является одним из средств формирования полноценного коммуникационного процесса, так как без невербального общения мы не сможем воспринять большую часть эмоционально-психологических сигналов, которые в процессе общения направляет нам человек, с которым мы коммуницируем.
Человек вполне способен изменить свойства вербальной коммуникации и даже подчинить себе часть мимики – например, улыбаться, когда ему грустно, но подчинить себе все невербальные средства общения – долгий, сложный, да и ненужный процесс.
Согласно определениям, «невербальное общение – это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме». [18, C. 48]
Таким образом, мы можем сделать вывод, что основное средство и инструмент невербального общения – это наше собственное тело, которое имеет весьма обширный инструментарий для выражения довольно широкого диапазона чувств. Наиболее распространенной идиомой, которая описывает средства невербального общения во всей их совокупности является выражение «язык тела» или «невербалика». [18, C. 52]
При этом многие исследователи полагают, что только верная интерпретация всей совокупности сигналов, поступающих от человека в процессе коммуникации, будет позволять осуществлять эффективный процесс общения, и если невербальные средства коммуникации не будут совпадать, то собеседник может не воспринять до конца и вербальную составляющую процесса коммуникации.
Основными средствами невербального общения принято считать следующие: [5, C. 167]: это язык жестов, мимика человека, фонационные средства общения (ритмика речи, темп, интонации, эмоциональная составляющая), внешние проявления эмоций (смех, слезы) и т.п. Все составляющие невербального общения призванные служить для усиления и подчеркивания вербальной составляющей коммуникации. Таким образом, невербальная коммуникация во всей совокупности средств своего выражения составляет единую невербальную знаковую систему, дополняющую вербальный элемент общения.
Исследователи говорят о том, что роль невербальной коммуникации с процентном соотношении приблизительно такова:
- 55% значения коммуникационного сообщения, которое воспринимается собеседников, воспринимается из таких невербальных средств коммуникации как жесты, мимика, поза;
- 38% значения коммуникационного сообщения, которое воспринимается собеседников, воспринимается из таких невербальных средств коммуникации, как фонационные характеристики сообщения – интонации, модуляции, темп и ритм речи;
- 7% значения коммуникационного сообщения, которое воспринимается собеседников, воспринимается непосредственно из вербальной составляющей - из слов [7, C. 29].
Таким об разом, мы можем из данного соотношения видеть, что невербальное общение для восприятия информации оказывается гораздо важнее, чем вербальное. Это подтверждает и феномен современного общения: люди жестикулируют при разговоре по телефону, хотя собеседник не может их увидеть, ставят графический значки эмоций при сообщениях через технологические средства связи, чтоб индексировать более точно свои эмоции. Большинство средств невербального общения заложены в человеке изначально: у младенцев очень живая мимика, которая ясно говорит родителям о его потребностях, и ненвербальными средствами общения ребенок активно пользуется до тог8о, как перешел на речевой уровень развития. С помощью невербального общения осуществляют коммуникацию и большинство живых видов нашей планеты [7, C. 32].
О невербальных средствах общения известно еще с давних времен [22, C. 56] – вспомним древнегреческий театр маски, где маска, надетая на актера, обозначала его эмоцию, а актеры не пользовались словами.
В XX веке изучение невербальных средств общения перешло в разряд ведения психологии как науки. Именно с осмысленным изучением в рамках психологической науки явления невербального общения оно было систематизировано, классифицировано, более детально изучено.
В отечественной психологии среди трудов, посвященных невербальному общению, особо мы можем отметить работы таких исследователей, как В.А. Лабунская, Н.И. Горелов, Е.П. Ильин, Е.Ф. Бажин, Э.Л. Носенко, А.Ю. Панасюк и многие другие исследователи.
Среди зарубежных исследователей, посвятивших свои труды феномену невербального общения особо можно отметить труды таких исследователей, как У. Фризен, Э. Холл, П. Экман, К. Изард, А. Пиз и многие другие. Их исследования содержат в себе большое количество эмпирического материала, позволившего с точки зрения психологии вывести определенные закономерности и создать теории невербального общения и познать особенности его использования человеком.
У. Хеллс, А.Е. Ольшанникова, Л.Е. Аболин и другие ученые изучали в своих работах экспрессивные каналы эмоций. [25, C.126], У. Фризен и П. Экман в своих работах обозначили основные положения теории «невербальной утечки информации» - в которых обозначили перечень средств понимания человека по его невербальным сигналам.
Д. Холл и Д. Фаст в монографии «Язык тела. Как понять иностранца без слов» собрали интереснейший экспериментальный материал, в котором обобщили основные достижения кинесики: соотнесли то, что человек говорит с тем, как он это делает. В этом исследовании явственно было установлено различие в невербальной коммуникации на уровне культурных различий разных народов.
К. Изард, в свою очередь, занимался человеческими эмоциями как средством познавательной деятельности человека и способом выражения его состояния, эмоции, как он полагал – неотделимая от человека часть сознания. Мы не можем общаться без эмоций. Р. Холст [23] систематизировал в своих трудах взаимосвязи между эмоциональной жизнью человека и его жестами, позой, мимикой.
Из отечественных исследователей стоит отметить основателя психолингвистики А.А. Леонтьева [20], а также В.А. Лабунскую, которая определила нюансы невербальных средств выражения психологического состояния и поведения с точки зрения социально-перцептивной концепции, а также выделили основные, на ее взгляд, характеристики невербального общения: кинесическое поведение и ольфакторное поведение, которые служат непосредственным дополнением для вербального поведения, и способствуют его правильному декодированию собеседником [18]. Также она определила основные диагностические схемы анализа невербального поведения. Е.П. Ильин в своих трудах анализировал эмоциональное поле невербального общения – как и почему возникают эмоции, какую роль они играют при общении и в жизни человека, какие функции выполняют и т.д. [23]
Существует три основных типа невербальных средств общения: фонационное невербальное общение, кинетической и графическое.
К фонационному исследователи относят те средства невербального общения, которые связаны с голосом – это темп, тембр речи, интонации голоса, его громкость, заполнение и специфика пауз, особенности произношения и т.п. [31, C. 156].
К кинетическому исследователи относят язык тела: это жесты, позы, мимика. [27, C. 103].
К графическому исследователи относят средства письма. [24, C. 63]
Невербальное общение выполняет следующие функции при процессе межличностной коммуникации [22, C. 78]:
- Создает коммуникационный образ собеседника
- Выполняет функцию опережающей манифестации психологического содержания общения
- Регулирует пространственные параметры общения: позы, расстояние между коммуникантами
- Способствует формированию удобного поля психологической близости собеседников
- Маскирует или демаскирует образ собственного «Я»
- Выполняет функцию социальной стратификации, а также показывает соотношение социальных ролей и статуса коммуникантов
- Формирует качественные характеристики процесса общения
- Является показателем психического и эмоционального состояния человека
- Экономит вербальные средства выражения мыслей
- Дополняет, уточняет, наполняет эмоциями и интонациями смысл сказанного словами.
Фонационные средства невербальной коммуникации [4, С.79] – это те компоненты общения, которые человек может передать голосом. Это темп, ритмика, интонация, громкость, паузы речи. Это достаточно сильный психодиагностический показатель. По фонационным характеристикам можно определить темперамент человека, свойства его нервной системы, активность, испытываемую эмоцию и т.п.
К кинестетическим средствам невербального общения относят следующие.
Мимика [31, С.127] – это движения мускулатуры лица. Мимика формируется под воздействие симпатической нервной системы, и служит средством выражения эмоционального состояния человека. Человек может испытывать широчайший спектр эмоций, и весь он может быть выражен мимикой.
Если мимика сильно подвижна [31, С.129], то можно говорить о лабильности нервных и психических процессов, о легкой возбудимости или о сильных душевных переживаниях.
Если мимика слабо подвижна [31, С.129], то можно говорить о стабильности психических процессов, устойчивости эмоций и настроения.
Редкая смена мимики говорит о слабой импульсивности, меланхоличности или флегматичности, а иногда – о наличии психического заболевания или нехарактерного для человека эмоционального состояния, например, депрессии.