Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Проблема невербальной коммуникации в современной психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сопряженная мимика [31, С.139] – это понятие о нескольких мимических движениях в их совокупности. В сущности, воспринимая мимику при общении, мы воспринимаем именно комплекс мимических движений, т.е. сопряженную мимику.

Мимические движения могут выражать [4, C. 42]:

Агрессию и наступление – гнев, злость, жестокость

Активное оборонение – отвращение, ненависть, презрение

Пассивное оборонение – выражение приниженности, покорности

Ориентировочно-исследовательскую мимику – интерес, любопытство

Выражение удовольствия или неудовольствия

Сокрытие истины

Важным компонентом мимики также является взгляд [1, С.217]

Жесты – это движения конечностями и головой, которые человек совершает в процессе коммуникации для сопровождения своих внутренних размышлений или сопровождая вербальное высказывание [27, C. 18]. Существую следующие виды жестов:

  • Указательные жесты. Этот тип жестов служит для привлечения внимания собеседника к себе, другому человеку, предмету или явлению [27, С.26]
  • Подчеркивающие жесты. Этот тип жестов служит для подкрепления вербального утверждения. [27, С.28]
  • Демонстративные жесты. Этот тип жестов служит для окончательного утверждения и пояснения слов и действий человека. [27, С.31]
  • Касательные жесты. Этот тип жестов служит для установления психологической близости, социального контакта с собеседником, а также служит выражением эмоции – сочувствия, дружеского расположения, агрессии и др. [27, С.33].

Также жесты могут быть произвольными – этот тип жестов характеризуется сознательным управлением человеком в процессе общения.

Непроизвольными – этим типом жестов человек не управляет, они появляются при коммуникации самостоятельно. [2, С.169]

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что невербальные средства коммуникации составляют большую часть процесса общения и являются крайне важной детерминантой коммуникационного процесса, за счет которой один человек может понять другого.

1.2. Проявления эмоций в невербальной коммуникации

Рассмотрим составляющие невербального процесса общения в отдельности и то, как они отражают эмоциональное состояние человека. Одним из важных невербальных средств, свидетельствующем о внутреннем состоянии собеседников, является рукопожатие.


К рукопожатиям, показывающим положительные эмоции, можно отнести следующие:

Жест, когда рука подается вперед прямо, а кисть служит продолжением линии руки (при этом руки остаются в одинаковом положении), говорит о том, что встретились равные люди, испытывающие друг к другу чувство уважения и взаимопонимания.

Рукопожатие с использованием обоих рук применимо только по отношению к близким друзьям и хорошим знакомым людям. Это проявление радости.

Чуть-чуть удлиненное по времени рукопожатие наряду с улыбкой и теплым взглядом демонстрируют дружелюбие.

Если партнер, протягивая вам руку, подается корпусом вперед, это свидетельствует о его заинтересованности в общении с вами, расположенности к вам.

Ладони открыты по отношению к партнеру или человек энергично потирает их друг о друга, это также является проявления положительных эмоций по отношению к собеседнику.

При отрицательных эмоциях наблюдаются следующие виды рукопожатий.

Пожатие прямой, несогнутой рукой является признаком неуважения. Его главное назначение в том, чтобы сохранить дистанцию и напомнить о неравенстве.

Слишком короткое, вялое рукопожатие очень сухих рук может свидетельствовать о безразличии. Наоборот, длительное рукопожатие и слишком влажные руки свидетельствуют о сильном волнении.

Задерживание руки партнера в своей руке вызывает чувство раздражения. Если при поданной руке его корпус остается прямым и даже несколько отклоняется назад, а голова слегка приподнята (подбородок задран вверх), то можно предположить несколько высокомерное отношение с его стороны.

Иногда при отрицательной оценке собеседника, человек производит руками медленные движения наружу-вниз. Каждому эмоциональному состоянию соответствуют свои уникальные мимические составляющие. Рассмотрим основные состояния человека и характерные для них сигналы губ и глаз.

При проявлениях отрицательных эмоций, таких как гнев, презрение, страдания, страх рот слегка приоткрыт или плотно закрыт, уголки губ опущены, глаза широко раскрыты или прищурены, брови сдвинуты к переносице, внешние уголки бровей подняты вверх, вертикальные складки на лбу и переносице, рот закрыт, лицо застывшее, глаза тусклые, опущенные ресницы.

Взгляд передает самую точную информацию о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не контролируется человеком. Сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.

При проявлении положительных эмоций в речи слышны доброжелательные интонации; выражение глаз и всего лица спокойно или с легкой улыбкой; открытый, прямой внимательный взгляд устремлен прямо на собеседника; глаза могут кратковременно открываться особенно широко или, наоборот, прикрываться, обычно вместе с кивком головой, тогда у глаз появляются легкие морщины; радостная улыбка, при которой уголки губ приподняты и отведены назад, челюсти расслаблены, рот может быть приоткрыт.


Если человек возбужден или заинтересован чем-то, находиться в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Когда человек оценивает собеседника или находится в смешанном эмоциональном состоянии в речи появляются усиленные (но не грубые) интонации; глаза широко открыты, брови могут быть приподняты; рот открыт, уголки губ приподняты; брови подняты вверх, внутренние уголки бровей подняты вверх.

Для лучшего понимания окружающих во время беседы, так же необходимо разбираться в значениях жестов человека. Среди жестов, проявляющих отрицательные эмоции, можно указать следующие: – пальцы рук сцеплены. Этот жест означает разочарование и желание собеседника скрыть своё отрицательное отношение; – защита рта рукой (это могут быть только несколько пальцев или кулак). Данный жест означает, что слушающий чувствует, как вы лжете; – почесывание и потирание шеи.

Данный жест говорит о сомнении и неуверенности человека; – собеседник потирает лоб, виски, подбородок, прикрывает лицо руками – это свидетельствует о том, что он не настроен разговаривать в данный момент с кем-либо; – человек отводит глаза – это является самым ярким показателем того, что он что-то скрывает; – ступни повернуты от собеседника или носками друг к другу (легкая «косолапость»); ноги скрещены или положены друг на друга, при этом нога направлена от партнера (позы заторможенного, сдерживаемого бегства); – покачивание головой сбоку на бок; на лбу появление вертикальных складок (хмурит лоб); – плечи приподняты, голова втянута в плечи.

Жесты, проявляющие положительные эмоции: – все тело направлено и как бы приближено к партнеру; возможно легкое раскачивание на стуле; – пальцы во рту. Этот жест говорит о внутренней потребности в одобрение и поддержке; – стопы направлены к собеседнику; если человек сидит, положив ногу на ногу, лежащая сверху нога направлена в сторону партнера; – шея не напряжена, голова слегка отклонена назад или вбок, возможен легкий кивок головой в момент понимания чужой мысли. Общение включает в себя вербальные и невербальные каналы передачи информации. При этом информация, поступающая по невербальным каналам, может, как подкреплять, так и противоречить сообщению, передаваемому при помощи слов. Невербальный язык менее контролируем сознанием, чем вербальный, а потому и более достоверен. Если информацию, поступающая по невербальному каналу, противоречит информации, полученной по вербальному, то верить следует невербальной.


Глава II. Эмпирическое исследование невербального общения

2.1 Методы диагностики невербального общения

Объект исследования: невербальные средства коммуникации.

Предмет исследования: исследование невербальных средств коммуникации.

Цель исследования: экспериментальный анализ исследований по проблеме невербальной коммуникации.

Задачи исследования:

  • провести экспериментальное исследование, направленное на исследование невербального общения среди взрослых (объем выборки составил 50 респондентов);
  • сделать выводы по результатам исследования.

Методики исследования:

  1. На первом этапе исследования мы использовали вопросник по эмоциональной экспрессии (Е. В. Богина, А. Е. Ольшанникова) [25]
  2. На втором этапе исследования мы использовали методику «карта контроля состояния речи» (Шкала Р.Эриксона в адаптации В.А.Калягина и Л.Н.Мацько) [14]
  3. На третьем этапе исследования мы использовали тест «Какой у вас тип темперамента» (по методике Айзенка) [29]
  4. На четвертом этапе исследования мы проанализировали полученные результаты и сделали выводы.

2.2. Результаты исследования

Изучение каналов экспрессии. Данная методика разработана Л.Е. Богиной в лаборатории А.Е. Ольшанниковой и состоит из 48 приложений по 8 каналам выражения эмоций. Методикой выявляются 8 экспрессивных каналов выражения эмоций: громкость голоса, темп речи, образность речи, двигательная активность, лишние движения, мимика.

Таблица 1. Результаты исследования по вопроснику эмоциональной экспрессии

громкость голоса

темп речи

образность речи

сбой речи

интонация

двигательная активность

лишние движения

мимика

недифферецированность по каналам экспрессии

испытуемый 1

12

9

12

3

9

10

6

3

13

испытуемый №2

10

5

7

6

15

6

5

14

18

испытуемый №3

9

0

6

6

6

0

6

6

6

испытуемый №4

8

9

8

5

6

8

3

6

14

испытуемый №5

5

6

9

6

9

12

5

9

12

испытуемый №6

5

3

7

9

6

6

5

12

10

испытуемый №7

9

6

3

6

14

6

5

3

18

испытуемый №8

8

5

12

5

10

6

9

6

10

испытуемый №9

3

7

5

0

5

6

8

9

14

испытуемый №10

5

6

3

6

0

10

6

10

10

испытуемый №11

9

9

6

6

6

3

6

6

14

испытуемый №12

5

6

12

3

15

6

10

8

12

испытуемый №13

8

5

10

6

9

6

6

8

18

испытуемый №14

5

6

3

6

6

6

0

6

6

испытуемый №15

9

3

3

6

5

14

6

10

18

испытуемый №16

12

9

12

3

9

6

10

6

13

испытуемый №17

9

0

6

6

6

3

6

6

6

испытуемый №18

8

5

12

5

10

9

6

3

10

испытуемый №19

10

10

6

6

9

9

6

3

14

испытуемый №20

5

6

3

6

0

10

6

10

14

испытуемый №21

8

9

8

5

6

6

0

6

6

испытуемый №22

5

3

7

9

6

3

10

12

10

испытуемый №23

6

5

7

9

6

3

12

14

18

испытуемый №24

9

6

3

6

14

6

5

3

12

испытуемый №25

9

12

12

3

15

6

10

8

12

испытуемый №26

5

5

3

6

0

10

6

10

10

испытуемый №27

9

6

3

6

14

6

5

3

18

испытуемый №28

8

9

8

5

6

9

6

10

10

испытуемый №29

5

3

3

6

0

3

6

6

6

испытуемый №30

12

9

3

6

15

10

6

10

18

испытуемый №31

5

6

3

6

0

10

6

10

14

испытуемый №32

5

6

3

6

0

10

6

10

10

испытуемый №33

9

9

6

6

6

3

6

6

14

испытуемый №34

9

9

6

6

6

3

6

6

14

испытуемый №35

5

6

12

3

15

6

10

8

12

испытуемый №36

8

9

8

5

6

6

0

6

6

испытуемый №37

10

10

6

6

9

9

6

3

14

испытуемый №38

9

12

12

3

15

6

10

8

12

испытуемый №39

9

0

6

6

6

3

6

6

6

испытуемый №40

8

5

12

5

10

9

6

3

10

испытуемый №41

9

0

6

6

6

3

6

6

6

испытуемый №42

8

5

12

5

10

9

6

3

10

испытуемый №43

10

5

7

6

15

6

5

14

18

испытуемый №44

9

0

6

6

6

0

6

6

6

испытуемый №45

9

9

6

6

6

3

6

6

14

испытуемый №46

5

3

3

6

0

3

6

6

6

испытуемый №47

12

9

12

3

9

10

6

3

13

испытуемый №48

8

9

8

5

6

9

6

10

10

испытуемый №49

8

9

8

5

6

8

3

6

14

испытуемый №50

9

9

6

6

6

3

6

6

14


Согласно данному исследованию мы можем сгруппировать три основных фактора экспрессивности: внешнюю выразительность эмоциональной экспрессии, степень активности поведения при влиянии на него эмоциональной составляющей и нарушения в поведении при сильных эмоциях.

Карта контроля речи – это шкала Р.Эриксона в адаптации В.А.Калягина и Л.Н.Мацько. Данная методика позволяет провести оценку предрасположенности к речевой тревоге.

Данная методика показывает, насколько человек способен контролировать свое речевое поведение при испытывании эмоций.

Таблица 2. Результаты исследования карты контроля состояния речи

NN испытуемого

наиболее выраженные экспрессивные каналы

уровень речевой тревожности

испытуемый 1

громкость речи, образность речи, двигательная активность

средний

испытуемый №2

интонация, мимика

средний

испытуемый №3

недифференцирован

высокий

испытуемый №4

темп речи

средний

испытуемый №5

лишние движения, интонация, образность речи

средний

испытуемый №6

мимика, сбой речи

высокий

испытуемый №7

интонация, громкость речи

средний

испытуемый №8

образность речи, интонация

средний

испытуемый №9

мимика

высокий

испытуемый №10

двигательная активность, мимика

средний

испытуемый №11

темп речи, громкость речи

средний

испытуемый №12

интонация, образность речи

высокий

испытуемый №13

образность речи, интонация

средний

испытуемый №14

недифференцирован

средний

испытуемый №15

мимика, двигательная активность

высокий

испытуемый №16

громкость речи, образность речи, лишние движения

средний

испытуемый №17

громкость речи

высокий

испытуемый №18

интонация, лишние движения

средний

испытуемый №19

громкость речи, темп речи

средний

испытуемый №20

мимика, лишние движения

средний

испытуемый №21

темп речи

средний

испытуемый №22

лишние движения, сбой речи

высокий

испытуемый №23

лишние движения, мимика

высокий

испытуемый №24

громкость речи, интонация

средний

испытуемый №25

темп речи, интонация

средний

испытуемый №26

двигательная активность, мимика

средний

испытуемый №27

громкость речи, интонация

средний

испытуемый №28

темп речи, двигательная активность, мимика

средний

испытуемый №29

сбой речи, мимика, лишние движения

высокий

испытуемый №30

мимика, двигательная активность

высокий

испытуемый №31

двигательная активность, мимика

средний

испытуемый №32

темп речи, громкость речи

средний

испытуемый №33

интонация, лишние движения

высокий

испытуемый №34

громкость речи, интонация

средний

испытуемый №35

интонация, лишние движения

высокий

испытуемый №36

громкость речи, темп речи

средний

испытуемый №37

лишние движения, сбой речи

высокий

испытуемый №38

темп речи, интонация

средний

испытуемый №39

громкость речи, интонация

средний

испытуемый №40

темп речи, интонация

средний

испытуемый №41

темп речи, двигательная активность, мимика

средний

испытуемый №42

интонация, лишние движения

высокий

испытуемый №43

мимика, двигательная активность

высокий

испытуемый №44

двигательная активность, мимика

высокий

испытуемый №45

громкость речи, темп речи

средний

испытуемый №46

темп речи

средний

испытуемый №47

громкость речи, интонация

средний

испытуемый №48

громкость речи, интонация

средний

испытуемый №49

двигательная активность, мимика

высокий

испытуемый №50

громкость речи, интонация

средний