Файл: Стадия формирование команды проекта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. Важнейшим аспектом удачной работы функционирующей в современной рыночной экономике организации - качественное и быстрое достижение стратегических целей. Реализация данного условия имеет связь с необходимостью введения перемен не только непосредственно в корпоративную культуру и само производство, но также и в технологию управления.

Осуществление технологий управления проектами, которая предполагает разработку концепции проекта и его планов, в соответствии с общей стратегией компании, реализацию проекта при жестких ограничениях по качеству, бюджету и срокам, авторский контроль за изменениями и конъюнктурой рынка с целью удержания актуальности целей проекта, а соответственно, и его прибыльности, мониторинг удовлетворенности клиента и анализ достижения отсроченных эффектов – все это варианты изменения технологии управления. Базой приобретение таких сложных результатов может стать лишь кадровый потенциал организации.

В управлении проектами в последнее время все чаще обращают внимание на командную деятельность сотрудников компании. Команда - это коллектив (объединение людей, которые осуществляют совместную деятельность и имеют схожие интересы), способный согласованно и автономно достигать поставленной цели, при наименьших управляющих влияниях.

Возрастание популярности команд связано с глобальными проблемами в области экономики, в которые входят увеличение конкуренции, технологические достижения, необходимость решения сложных проблем за максимально короткое время, текучесть кадров. Следует также отметить, что команды имеют и ряд недостатков: высокая концентрация специалистов на узком фронте работ, увеличенный фонд стимулирования и напряженный ритм работы служб обеспечения, необходимость тренинга и обучения членов команды, вероятность самораспада, ограниченность размера.

Указанные обстоятельства определяют актуальность и практическую значимость исследовательских работ по формированию команды проекта.

Цель работы: исследовать процесс формирования команды проекта в ООО «СТАЛЬ-ПРО» и разработать рекомендации по совершенствованию этого процесса.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:


Объект исследования – проект, реализуемый компанией ООО «СТАЛЬ-ПРО».

Предмет исследования – формирование команды проекта в ООО «СТАЛЬ-ПРО».

Научно-методической основой работы явились труды российских и зарубежных авторов, монографии, научная и учебная литература, периодические издания, информация из сети Интернет, материалы научно-практических конференций.

В работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и синтез, обобщение и конкретизация положений и выводов зарубежных и отечественных ученых, эмпирических данных и результатов научных исследований, посвященных проблемам формирования проектных команд, социально-экономический анализ, комплексный экономический анализ, логический анализ, метод опроса, наблюдение, балансовый метод, метод системного анализа и комплексного подхода.

Структура работы подчинена целям и задачам исследования и включает введение, три главы основного текста с выводами после каждой из глав, заключение, список литературы, приложения. В первой главе исследованы принципы и подходы к управлению проектами и формированию команды проекта; рассмотрены этапы и методы формирования команды проекта.

Во второй главе проанализирована деятельность ООО «СТАЛЬ-ПРО»; исследованы процессы формирования и управления командой проекта ООО «СТАЛЬ-ПРО»; выявлены основные проблемы этого процесса.

В третьей главе работы разработаны рекомендации по формированию проектной команды; дана оценка эффективности предложенных рекомендаций.

Практическая значимость работы состоит в разработке рекомендаций по формированию команды проекта, реализуемого ООО «СТАЛЬ-ПРО».

Глава 1.Теоретические основы принципов и методов управления командой проекта

1.1. Принципы и подходы к управлению проектами и формированию команды проекта


В научной литературе встречаются различные определения термина «проект». По определению английской ассоциации проект – менеджеров, проект представляет собой «отдельное предприятие с определенными целями, часто включающими требования по времени, стоимости и качеству достигаемых результатов»[1].

Организуя работу над проектом, следует решить две основные задачи[2]:

1) образование команды проекта;

2) организация действенной работы команды.

Под командой проекта понимается группа сотрудников, которые непосредственно занимаются деятельностью, нацеленную на реализацию проекта, и находятся в подчинении у руководителя последнего; главный компонент его структуры, в связи с тем, что именно команда проекта осуществляет реализацию его начального замысла. Такая группа формируется на время осуществления проекта и после его окончания распускается[3].

Число людей в команде определяется в соответствии с объемом работ, предусмотренный проект. Обычно менеджеры (лидеры) предметно и/или функционально ориентированных групп специалистов и формируют команду управления проектом. Лидерами групп являются руководители, координаторы усилий всех участников группы; члены группы выступают как непосредственные исполнители, имеющие возможность сконцентрироваться на определенной работе. Если существует такая необходимость, то ряд ролей членов команды могут совмещаться[4].

Отношения между участниками проекта внутри команды проекта, образуемой для управления последним, раскрывает организационная структура проектной команды. Исследуем два главных принципа создания команды с целью управления проектом.

  • Ведущие участники проекта — заказчик и подрядчик (помимо них, могут присутствовать и иные участники) образуют собственные группы, возглавляемые руководителями проекта, следовательно, от заказчика и подрядчика. Данные руководители находятся в подчинении у единого руководителя проекта. В соответствии с организационной формой осуществления проекта, руководитель от подрядчика или от заказчика может выступать в качестве руководителя всего проекта. Руководитель проекта обладает во всех случаях своим аппаратом сотрудников, реализующим координацию деятельности всех членов проекта[5].
  • С целью управления проектом формируется общая команда, возглавляемая руководителем проекта. В команду включены полномочные представители всех членов проекта для реализации функций в соответствии с принятым распределением зон ответственности.

В систему управления командой проекта входят такие компоненты как[6]:

    • кадровое обеспечение проекта;
    • организационное планирование;
    • формирование команды проекта;
    • мотивация и контроль трудовых ресурсов проекта;
    • окончание проекта.

Система направлена на координацию и руководство работой команды проекта, применяет методы мотивации, стили руководства, административные методы, увеличение квалификации кадров на всех этапах жизненного цикла проекта. Структура системы управления командой проекта сформирована такими компонентами как[7]:

  • организация деятельности команды;
  • образование и развитие команды;
  • управление персоналом команды.

Сущность команды состоит в общем для всех ее участников обязательстве, устанавливаемом существованием определенного назначения, в которое верят все участники команды: ее миссии, которая для проекта состоит в его действенной реализации.

Для команды проекта требуется присутствие у ее членов комбинации дополняющих друг друга умений, которые составляют 3 категории[8]:

1) функциональные и/или технические (профессиональные) навыки;

2) навыки по принятию решений и решению проблем;

3) навыки межличностного общения (активное слушание, полезная критика, принятие риска и т.д.).

Команда имеет значительные признаки, среди которых:

  • внутренняя организация, которая включает в себя органы санкций, контроля и управления;
  • групповые ценности, на базе которых образуется чувство общности в команде и формируется общественное мнение;
  • собственный принцип обособления, который отличает ее от иных команд;
  • групповое давление, т.е. влияние на поведение участников команды едиными задачами и целями деятельности;
  • стремление к стабильности с помощью механизма отношений, появляющихся между людьми в процессе решения единых задач[9];
  • закрепление конкретных традиций.

Итак, команда проекта является самостоятельным субъектом деятельности, который может быть исследован с точки зрения процессов, свойств, параметров, свойственных для социальной группы.

Главные характеристики команды проекта[10]:

1) состав;

2) структура;

3) групповые процессы.

Под составом подразумевается совокупность характеристик участников команды, которые являются значимыми для анализа ее как одного целого, к примеру, численность, половой, возрастной состав и т.д. Структура исследуется с точки зрения функций, которые выполняют конкретные члены команды, а также с точки зрения отношений между участниками в ней. Существуют структуры коммуникаций, власти и предпочтений.


В групповые процессы входят такие показатели изменений, как процесс развития и сплочения группы, процесс выработки решений, группового давления.

Совокупность показателей, которые определяют положение индивида в команде, включает в себя систему ролей и статусов членов группы и систему групповых ожиданий.

В отношении каждого участника у команды имеется определенная система ожиданий в отношении его поведения. Поведение, которое соответствует групповым правилам и нормам, поощряется, а то, которое не соответствует — наказывается.

Статусно-ролевые отношения демонстрирует систему взаимосвязей, которые складываются в команде. Каждый индивид занимает некоторое положение в группе: по вертикали — подчинение и руководство, по горизонтали — сотрудничество. Это сказывается на статусе каждого участника. Статус осуществляется с помощью системы ролей, то есть функций, которые выполняет индивид согласно его положению в группе.[11].

1.2. Этапы и методы формирования команды проекта

В практике можно выделить три основных модели формирования команды[12].

Привлечение руководителей или специалистов к работе над проектом по совместительству с основной работой. Эта модель выбирается для ограниченных по времени и ресурсам проектов. Руководство предприятия назначает руководителя проекта из числа штатных сотрудников[13]. При этом руководитель проекта продолжает выполнять обязанности по основной должности и по совместительству руководит проектной командой. Ему предоставляются права по доступу к необходимой информации и по планированию и координации использования ресурсов, требующихся для реализации проекта[14].

«Предприятие в предприятии» (классическая модель). Эта модель выбирается при комплексных и объемных задачах и необходимости тесной интеграции проекта с основной деятельностью предприятия. Работа в команде проекта имеет однозначный приоритет перед отношениями подчинения руководителям традиционных подразделений. Проект курируется непосредственно руководством, а руководитель проекта и отдельные сотрудники проекта полностью или частично освобождаются от своей обычной деятельности.