Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации на примере ОАО “Аэрофлот”.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 1184
Скачиваний: 20
СОДЕРЖАНИЕ
1. Характеристики внутренней и внешней сред.
1.1. Характеристика и основные составляющие внутренней среды
1.2. Характеристика внешней среды
1.3. Основные факторы внешней среды
1.3.1.Факторы прямого воздействия
1.3.2.Факторы косвенного воздействия
1.3.3 Методы анализа факторов внешней среды предприятия
2. Оценка внешней среды ОАО «Аэрофлот»
2.2. Анализ внешней среды предприятия
3. Оценка внутренней среды предприятия ПАО «Аэрофлот»
2. Оценка внешней среды ОАО «Аэрофлот»
2.1. О компании
ОАО «Аэрофлот» - российские авиалинии, один из наиболее известных и самых узнаваемых брендов на российском рынке авиауслуг.
Обладая имиджем и приобретя статус международного перевозчика, компания «Аэрофлот» обеспечивает безопасный перелет и стабильную финансовую отчетность. Помимо прочего, компания проводит специализированные социальные программы, что определенно укрепляет позиции фирмы на рынке, повышает узнаваемость бренда и увеличивает привлекательность для конечных потребителей.
На сегодняшний день ОАО «Аэрофлот» является самой крупной российской авиакомпанией, практически перевозчиком на национальном уровне.
Полное название организации изменилось за последние два года с публичного акционерного общества на открытое акционерное общество в связи с ребрендингом после 2015 г. Должность генерального директора и руководителя компании с 2009 г. занимает Савельев Виталий Геннадьевич.
С апреля 2006 г. «Аэрофлот» является участником глобального альянса SkyTeam, вторым по величине альянсом авиаперевозчиком после Star Alliance, насчитывающим 20 авиакомпании с четырех континентов. Также, вместе со своими дочерними компаниями «Аврора», «Победа» и «Россия» образует авиационный холдинг Группа компаний «Аэрофлот», являющимся одним из крупнейших объединений авиакомпаний в России. Немаловажно также отметить, что ОАО «Аэрофлот» осуществляет собственные рейсы в 97 пунктов 46 стран, из которых 28 по России. Авиакомпания имеет филиалы в 3 разных городах в стране, находящиеся в Санкт-Петербурге, Калининграде, а также во Владивостоке. Организация придает приоритетное значение развитию внутреннего рынка, но прежде всего собственному присутствию на Дальнем Востоке и в Сибири. [11]
Пассажиропоток ОАО «Аэрофлот» за первые шесть месяцев 2017 года составил порядка 10,96 миллионов человек, увеличившись почти на 15% по сравнению аналогичным периодом прошлого года. Пассажирооборот авиакомпании, соответственно, увеличился на 12,2%, что означает рост пассажирокилометров до значения 31,17 миллиардов. В первом полугодии 2017 г. Процент занятости пассажирских кресел составил 76,5%. [12]
За всю историю компании, образованной в марте 1923 г. и в этом году празднующей 95-летие, «Аэрофлот» никогда не терял тенденцию к активному развитию. На сегодняшний день организация не сдаёт позиции и использует передовые технологии, разработки НИОКР, а также самые инновационные решения на всех этапах своей деятельности.
Авиакомпания, согласно глобализации сетевых технологий, развивает интернет-услуги, что позволяет клиентам оперативно бронировать билеты в любом месте, самостоятельно проходить регистрацию на рейсы, получать доступ к сети интернет, а также мобильной связи на борту авиалайнеров.
Авиаперевозчиком планируется активировать подобные услуги на самолетах Airbus 330 и Boeing 777. Помимо этого, экипажи будут оборудованы Wi-Fi роутерами, дающим возможность доступа к мировой сети интернет посредством данного стандарта передачи цифровых данных. Целью данного мероприятия является создание бесперебойного доступа к сети интернет на всех дальнемагистральных воздушных авиалайнерах. Осуществляемая программа полностью соответствует основным направлениям стратегии фирмы. Главными целями этой стратегии можно назвать внедрение передовых технологий во все сферы деятельности компании и вхождение в число лидеров мировой индустрии авиаперевозок как по качеству, так и по быстроте обслуживания клиентов и пассажиров.
«Аэрофлот» на сегодняшний день обладает одним из самых молодых самолетных парков в Европе. Таким образом, компания имеет в своем владении относительно современные авиалайнеры. На балансе компании насчитывается 156 авиалайнера, среди которых:
- Самолеты A330;
- Самолеты семейства Airbus (A319, A320 и A321);
- Sukhoi Superjet 100;
- Boeing 737;
- Boeing 777.
На данный момент среди партнеров ОАО «Аэрофлот», общее количество которых насчитывает более 100 компаний различной направленности, являются такие известные организации, как:
- Футбольный клуб «Manchester United» - ОАО «Аэрофлот» выступает как официальный перевозчик всемирно известной футбольной команды;
- Сочи - ОАО «Аэрофлот» по традиции выступает в роли официального авиаперевозчика Олимпийской сборной России;
- Футбольный клуб «ЦСКА» - ОАО «Аэрофлот» является официальным спонсором и официальным авиаперевозчиком профессионального футбольного клуба «ЦСКА»;
- ПАО «Сбербанк» - партнер и по совместительству спонсор ОАО «Аэрофлот»;
- ОАО «Российские железные дороги» - компания-партнер ОАО «Аэрофлот» в смежном виде транспорта;
- ООО «Аэроэкспресс» - компания-партнер ОАО «Аэрофлот» в смежном виде транспорта;
- Банк «Открытие»
- АО КБ «CitiBank»
- АО «Альфа-банк»
По состоянию на конец 2017 г. 61,17 % акций принадлежит государству; 34,04 % - в собственности юридических лиц, в том числе у дочернего ООО «Аэрофлот-Финанс» - 5,13 %; 4,79 % - принадлежит физическим лицам; часть акций компании находится в свободном обращении.
Одной из наиболее приоритетных стратегической целью Группы компаний «Аэрофлот» являются вхождение в первую пятерку европейских и топ-20 крупнейших мировых авиаперевозчиков по пассажиропотоку и выручке. Прогнозы аналитиков, согласно проведенным за долгое время исследованиям и выявленным тенденциям к быстрому развитию указывают на то, что ОАО «Аэрофлот» имеет все шансы на осуществление данной цели к 2025 г.
Учитывая вышесказанное, можно смело заявить, что ОАО «Аэрофлот» является одной из самых быстроразвивающихся компаний не только на рынке авиауслуг, но и одной из наиважнейших организаций в российском бизнес-пространстве.
2.2. Анализ внешней среды предприятия
2.2.1. SWOT-анализ
Сильными сторонами компании можно назвать такие качества, как:
- Сильная команда управляющих
- Широко известный бренд
- Членство в Sky Team
- Внедрение технологии электронного билета для увеличения числа пассажиров
- Модернизация и повышение топливной эффективности самолетного парка
- Приоритетное развитие наиболее прибыльных маршрутов: среднемагистральных внутренних и ближнемагистральных международных
По поводу слабых сторон организации в контексте работы наиболее осмысленно будет выразить следующую идею: слабых сторон у компании практически нет. Бывают задержки рейсов и утеря багажа, что в принципе бывает у каждой компании. А в целом, можно сказать, что за столько лет работы, Аэрофлот свел к минимуму все свои слабые стороны.
Далее, следуя концепции SWOT-анализа, необходимо выявить возможности дальнейшего роста, а также тенденции развития данной организации:
- Благоприятные перспективы российской экономики
- Рост спроса на авиаперевозки
- Консолидация отрасли
Среди угроз, являющимися преградами на пути изменения внутренних установок ПАО «Аэрофлот», которые направлены на улучшение деятельности компании, более того, негативно сказывающихся на репутации, дальнейшем развитии и, в целом, на функционирование как бизнес-единицы выделяются нижеописанные черты:
- Усиление конкуренции
- Резкое замедление экономического роста
- Дефицит квалифицированных кадров, включая летный состав
- Рост цен на авиационное топливо
- Рост цен на курорты
2.2.2. PEST-анализ
Рассмотрим политический фактор. В 2017 году в федеральном бюджете предусмотрено 3,5 млрд рублей для обеспечения авиасообщения между Дальним Востоком и Сибирью и европейской частью страны. Около 500 млн. рублей выделяется на субсидирование авиасообщения с Калининградом. Кроме того, на базе ряда аэропортов Крайнего Севера и других удалённых территорий созданы федеральные казённые предприятия, и на их субсидирование направляется около 3 млрд. рублей. Также более 2 млрд. предназначено для обновления парка региональных самолётов. Использование этих средств предусматривает формирование и улучшение востребованной сети маршрутов, обеспечение регулярности рейсов, а также регулирование стоимости билетов.
Также согласно постановлению Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. №848 "О федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" в РФ предусмотрена реализация мероприятий (до 2015 года) по развитию объектов инфраструктуры воздушного транспорта, что обеспечит формирование опорной сети аэропортов, строительство и реконструкцию взлетно-посадочных полос. Благодаря реализации этой программы планируется увеличить количество перевозимых пассажиров, а также существенно обновить парк самолетов.
Таким образом, посредством законодательных актов происходит регулирование сферы авиаперевозок государством, контролируются направления в развитии компаний в этой отрасли так, чтобы они соответствовали общему развитию страны, а также содействовали международному сотрудничеству с другими странами. Все компании должны отслеживать изменения в законодательных актах и соблюдать установленные законами стандарты.
Рассмотрим экономический фактор. Крупнейшая составляющая издержек фирм этой отрасли - топливные расходы. Несмотря на рост цен на топливо, компаниям удается увеличивать эффективность перевозок. Это достигается за счет повышения эффективности эксплуатации парка, а также оптимизации маршрутной сети. Также крупными статьями расходов являются расходы по обслуживанию судов и по оплате труда. Здесь компании находят различные способы, чтобы сэкономить на этих показателях, прибегая к модернизации парка, формированию расписаний, а также изменениям в кадровом составе.
Для авиакомпаний характерна высокая подверженность валютным рискам. Часть доходов и расходов компаний номинированы в иностранной валюте, что обуславливает влияние на деятельность компаний процессов курсообразования на валютном рынке внутри страны и за рубежом, а также повышает подверженность рискам, связанным с возможными изменениями в валютном регулировании. Поэтому компании стараются снижать валютные риски за счет контроля над балансом денежных потоков.
Таким образом, влияние экономических факторов имеет большое значение, так как от него зависит эффективность деятельности авиаперевозчиков. Компании должны отслеживать экономические факторы, динамику их изменений и в соответствии с ними строить стратегию своей деятельности.
Рассмотрим социальный фактор. В настоящее время в мире люди все чаще в качестве средства передвижения выбирают самолеты, поскольку перелеты позволяют экономить больше времени, что важно, например, когда человек едет в отпуск или на деловую встречу. При этом люди, отдавая предпочтения более теплому климату или лучшим условиям отдыха, все чаще выбирают для отдыха другие страны, путешествие в которые совершают воздушным транспортом. Что касается сферы бизнеса, то в условиях стирания национальных границ между компаниями, а также размещения фирм на нескольких территориальных рынках, основным способом быстрого путешествия и обеспечения связи с другими центрами являются авиаперевозки. Поэтому воздушный транспорт является важным фактором как в вопросах отдыха, так и в вопросах бизнеса. И в сознании людей перелет не является больше роскошью, а является наиболее распространенным и безопасным видом передвижения людей.
Из демографических процессов наибольший интерес представляет миграция. За 2017 год в Россию прибыло 2966,263 тысяч человек, а выбыло 2748,721 тысяч человек, то есть, обеспечен миграционный прирост 217542 человека. Также число мигрантов, переселяющихся в пределах России, увеличилось на 560,4 тыс. человек, или на 26,7% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. И эти показатели будут продолжать расти. Таким образом, активность миграционных процессов является еще одним фактором, который положительно сказывается на развитии воздушного транспорта, так как по статистике более 50% людей выбирают именно воздушный транспорт.
В настоящее время большую актуальность приобрели исследования воздействия авиационного транспорта на окружающую среду. Поэтому в целях соблюдения стандартов в отрасли, любая авиакомпания должна следовать ряду норм, чтобы снизить свое негативное воздействие на окружающую среду. К таким стандартам относятся:
- модернизация и обновление самолетного парка,
- внедрение передовых и совершенствование существующих технологий и материалов, обеспечивающих наиболее экологически безопасное техническое обслуживание воздушных судов,
- замена устаревших энергоемких типов воздушных средств на топливоэффективные,
- сокращение энергоемкости операционной деятельности путем внедрения ресурсосберегающих процессов и технологий,
- оптимизация маршрутной сети и применение новых технологий пилотирования, способствующих снижению шума и выбросов загрязняющих веществ от двигателей воздушных судов в атмосферу,
- управление отходами с целью минимизации их воздействия на окружающую среду с акцентом на вторичную переработку сырья.