Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации на примере ОАО “Аэрофлот”.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 1175

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Каждая организация находится и функционирует в среде. Каждое предприятие в процессе своей деятельности поддается воздействию как внешних, так и внутренних факторов. Тем не менее, если внутренняя среда формируется самим предприятием или организацией и может поддаваться влиянию, то внешняя среда формирует внешнее отношение к предприятию участниками экономической деятельности и повлиять на нее очень трудно, а порой и даже совсем невозможно.

Главная цель управления предприятием - обеспечение конкурентоспособности и поиска сильных конкурентных достижений предприятия. Для этого требуется изучение факторов внутренней и внешней среды посредством наиболее эффективных методов анализа стратегического планирования таких как: SWOT и PEST (в некоторых работах именуемого как STEP).

Цель моей работы заключается в рассмотрении основных факторов внешней и внутренней среды предприятия, а также их воздействие на дальнейшую деятельность авиакомпании ПАО «Аэрофлот». Приоритетной целью является анализ внешней среды авиакомпании, так как она развивается и существует независимо от внутренней среды, которая в свою очередь тесно связана и всегда подвержена влиянию внешних факторов.

Задачи работы:

  1. определение факторов внешней среды;
  2. определения факторов внутренней среды;
  3. выяснение основных методов, применяемых для анализа внешней окружающей среды предприятия;
  4. анализ внешнего окружения предприятия;
  5. проведение SWOT и PEST- анализов;
  6. анализ внутренней среды предприятия.

Предметом исследования – факторы и условия внешней и внутренней среды организации.

Объект исследования – производственно-хозяйственная деятельность ПАО «Аэрофлот».

В ходе написания работы для реализации поставленных целей и задач применялись такие методы исследования как анализ и синтез.

В первой главе будет представлена внутренняя среда организации, описаны основные составляющие организации, такие как кадры, технология, структура, цели и задачи, а также раскрыты основные факторы внешнего окружения фирмы, а также методы их анализа.

Во второй главе будет представлено влияние внешних факторов на окружение авиакомпании ПАО «Аэрофлот».

В третьей главе будет представлено влияние внутренних факторов на деятельность авиакомпании.


1. Характеристики внутренней и внешней сред.

1.1. Характеристика и основные составляющие внутренней среды

Внутренняя среда организации - это ситуационные факторы внутри организации. Иначе говоря, совокупность процессов, в результате которых организация преобразует имеющиеся ресурсы в товары, предлагаемые рынку. В составе внутренней среды можно выделить две части: ресурсную часть, операционную часть. [1, 60]

Далее, подробно рассмотрим каждую из составных частей внутренней среды предприятий:

Ресурсная часть организации – это множество ресурсов, за счет которых организация осуществляет свою деятельность. В состав ресурсной части входят: менеджмент, являющийся источником, определяющим формирование процессов управления источник; финансы как средство, определяющий возможности и потенциал в приобретении необходимых ресурсов для своего развития; персонал – трудовой человеческий ресурс. [2]

Операционная часть организации объединение процедур, связанных с трансформацией первоначальных ресурсов в готовый товар. В состав операционной части входят процессы, связанные с изучением положения целевых рынков, процессы выполнения научных исследований и создание новейших товаров (работ, услуг), процессы доставления промышленных ресурсов, производства и сбыта продукции. [2]

Резюмируя вышесказанное, делаем вывод, что внутренняя среда организации охватывает все главные компоненты и подсистемы, обеспечивающих движение производства товаров и услуг, процесс управления, заключающийся в построении и осуществлении управленческих решений. В дополнение к перечисленным компонентам необходимо добавить, что внутренняя среда любой компании также значительно влияет и, важнее упомянуть, что она в целом и определяет социальные, экономические и другие работы, которые происходят на этих предприятиях.

Для более полного раскрытия понятия внутренней среды организации в продолжение темы быть использовано иное определение: «Внутренняя среда — это ситуационные факторы внутри организации, на которые оказывают воздействие управленческие решения». Внутренняя среда любой компании или организации подразделяется ещё на несколько элементов, а именно на пять частей (см. диаграмма 1): [3]


Цели - это ожидаемый итог, который пытается достичь человек или организация. У любого предприятия имеется руководство, которое придумывает цели и оповещает об этих целях своих подчиненных, которые в свою очередь обязаны эти цели реализовать. Цели являются сильным мобилизующим фактором. У любого предприятия существует множество целей.

Персонал - представляет собой основу любой организации. Без персонала не будет организации. Любой персонал на предприятии создает определенную атмосферу, сформировывает определенную культуру. Эти люди создает свой имидж организации.

Структура - подразумевает отношения разных ступеней управления и работы областей, которая направлена на более эффективное достижение целей предприятия.

Менеджер должен выбрать такую структуру, которая бы подходила и отвечала любым задачам и целям предприятия, чтобы оно взаимодействовало с окружающей средой. Также структура определяет обязанности каждого сотрудника и их взаимоотношения между собой.

Задача - это определенный процесс, который должен быть выполнен сотрудниками организации в установленные сроки. Если персоналом будут выполнены все эти задачи, то компания будет очень успешной. Задачи организации традиционно делятся на три категории: работа с людьми, предметами (машинами, сырьем, инструментами), информацией. Например, на обычном заводском конвейере работа людей состоит из работы с предметами. Задача же мастера — это, в основном, работа с людьми. В то же время, задачи казначея корпорации, в основном, связаны с информацией. [1, 63]

Технологии играют огромную роль в организации. Принято считать, что у самого понятия «технология» имеется три значения: физическое, механическое и технология как наука. Физически технологии представляют собой систему физических объектов, находящихся на предприятии, составляющих организацию и соединенных между собой определенным образом для выполнения организационных задач. Примером таких объектов может послужить станки, различные материалы, аппаратура, множительные средства и т.д. Второй, более узкий смысл технологий – это механический. Его можно охарактеризовать следующим тезисом: «автомобиль и радиоприемник различаются только тем, что к ним человеческая энергия приложена в разной степени; в отношении их совершаются разные действия, необходимые для их изготовления». Наиболее точно это понятие можно определить как физические объекты вкупе с человеческой энергией или активностью по отношению к этим объектам. И, наконец, самое трудноопределимое с эпистемологической точки зрения понятие, которое используется для обозначения совокупности знаний о процессах, протекающих в данной сфере функционирования самой компании. Организация никоим образом не сможет выполнять задачи и в целом заниматься каким-либо видом деятельности, не имея при этом понятия как использовать ресурсы и средства, а также не зная как реализовывать и преобразовывать их для достижения целей. В таком понимании технологию иногда называют «ноу-хау» (от англ. «know how» - знать как делать что-либо) – систематизированное знание о наиболее полезных практических действиях. [8, 104]


Технологии в организации имеют очень большое значение. Технология это изобретение чего-то нового. Технология - сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих знаний, необходимых для осуществления преобразований в материальное, информации, людей.

Диаграмма 1. Составляющие внутренней среды.

Если внутреннюю среду организации выполнять, соблюдать делать все по правилам, то работа всего предприятия будет очень успешной.

1.2. Характеристика внешней среды

Внешней средой организации называется совокупностью активных хозяйствующих субъектов, политических, социальных, природных, экономических и общественных условий, а также других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и оказывающих влияние на различные области его деятельности. По идее можно сказать, что внешняя среда представляет собой общее понятие, сформированное из различных сил, элементов и условий, которые воздействуют на компанию извне, тем самым изменяя ее поведение. Под внешней средой понимают все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений. [4]

Набор факторов внешней среды и оценка их воздействия на хозяйственную деятельность различны у каждой фирмы. Часто случается, что предприятие в процессе управления само определяет, какие факторы, и в какой степени могут воздействовать на результаты его деятельности в настоящий период, а также и в будущей перспективе. Выводы проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений. Причем, прежде всего, выявляются и учитываются факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды фирмы.

1.3. Основные факторы внешней среды

Внешняя среда фирмы может быть определена как множество субъектов и сил, оказывающие непосредственное или опосредованное влияние на функционирование фирмы и действуют за ее пределами. Принято считать, что факторы внешней среды можно разделить на две основные группы – прямые и косвенные.


Независимо от того, к какому уровню внешней среды относится тот или иной фактор внешней среды, можно помимо всего прочего выделить четыре основные их характеристики:

  1. взаимосвязанность;
  2. сложность;
  3. подвижность;
  4. неопределенность.

Взаимосвязанность факторов внешней среды – это взаимное влияние различных факторов в процессе функционирования фирмы. Как пример к данному понятию можно назвать рост таможенных пошлин, взаимовлияющий на рост цен на газ, нефть и электричество и как следствие влекущий за собой повышение цен на практически все товары.

Под сложностью внешней среды часто понимаются те факторы, которые могут оказать существенное влияние на хозяйственную деятельность фирмы и на которые фирма обязана немедленно реагировать. Например, если фирма или компания обладает большим количеством конкурентов, сложную систему поставок и ускоренно проводит изменения в сфере технологий, можно утверждать, что эта фирма находится в более сложном положении, чем организация, имеющая несколько поставщиков, немногочисленных конкурентов и работающая в условиях замедленного изменения технологии.

Подвижность внешней среды организации – это скорость происходящих изменений в окружении самой фирмы. Некоторые исследователи указывают на то, что окружение современных предприятий изменяется с нарастающей скоростью, однако, данная тенденция хоть и является общей для всех фирм, имеются исключения, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. К примеру, быстрые изменения происходят в сферах компьютерного производства, авиакосмической промышленности, телекоммуникационных сетях и т.д. Чуть менее заметные относительные изменения затрагивают первичную переработку продукции сельского хозяйства, мебельную промышленность и, допустим, производство строительных материалов. Следует добавить также, что подвижность внешнего окружения может быть ниже для одних подразделений и выше для других. Часто во многих фирмах отдел исследований и разработок сталкивается с высокой подвижностью внешней среды, поскольку он должен отслеживать все нововведения; с другой стороны, производственный отдел может функционировать в относительно медленно изменяющейся внешней среде, характеризующейся стабильным движением материалов и трудовых ресурсов. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной внешней среды, фирмы и их подразделения должны опираться на весьма разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения [9, 41].