Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации на примере ОАО “Аэрофлот”.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 1179
Скачиваний: 20
СОДЕРЖАНИЕ
1. Характеристики внутренней и внешней сред.
1.1. Характеристика и основные составляющие внутренней среды
1.2. Характеристика внешней среды
1.3. Основные факторы внешней среды
1.3.1.Факторы прямого воздействия
1.3.2.Факторы косвенного воздействия
1.3.3 Методы анализа факторов внешней среды предприятия
2. Оценка внешней среды ОАО «Аэрофлот»
2.2. Анализ внешней среды предприятия
3. Оценка внутренней среды предприятия ПАО «Аэрофлот»
Неопределенность внешней среды определяется объемом информации, которой располагает фирма по поводу конкретного фактора, а также степенью достоверности этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, внешняя среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда есть основания считать информацию высоконадежной. Поскольку сфера предпринимательства и товарные рынки становятся глобальными и требуется все больший объем разнообразной информации, то уверенность в ее точности снижается. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.
Существует большое количество факторов внешней среды. Воздействие различных факторов внешней среды, в сущности, оказывает все большее воздействие на предпринимательскую деятельность. Внешняя среда делится на такие факторы как: прямое воздействие и косвенное воздействие.
Как упоминалось в предыдущем разделе, внешняя среда любой компании характеризуется как совокупность переменных, которые находятся за пределами предприятия и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны его менеджмента. Более конкретно разбирая понятие переменных внешней среды, следует упомянуть, что в состав факторов окружающей среды предприятия входят организации, а также люди, которые связаны с данным предприятием в силу выполняемых им целей и задач. Этими физическими и юридическими лицами являются поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты, профессиональные союзы, торговые организации, общества потребителей, правительственные органы и т.д. [6, 81]
Кроме того существует как бы второй ряд переменных внешней среды - социальные факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на оперативную деятельность организации, предопределяют стратегически важные решения, принимаемые ее менеджментом.
В управленческой и экономической науках парадигма определяется как система взглядов, вытекающих из основополагающих идей и научных результатов ряда крупных ученых и определяющих стержень организации.
1.3.1.Факторы прямого воздействия
Среда прямого воздействия, в некоторых источниках именуемая как микросреда - сфера непосредственного соприкосновения с предприятием. В эту сферу входят участники экономической деятельности, которые имеют непосредственное отношение к предприятию или области, в которой она функционирует.
- Потребили / клиенты;
- Поставщики (трудовых ресурсов, сырья, материалов и т.д.);
- Конкуренты;
- Рынок труда
1. Потребители - это всевозможные покупатели и клиенты. Покупатели оказывают влияние на среду путем модификации структуры спроса, предъявления новых требований к товару (к качеству, цене, многофункциональности, дизайну и др.) и введения конкретного уровня цен. Производитель, также может воздействовать на покупателя, предоставляя новый уникальный продукт с совершенными характеристиками, улучшая качество сервисного обслуживания, наконец, снижая цены. Потребитель - лицо, устанавливающий развитие предприятия.
2. Поставщики. Один из ярких примеров прямого влияния среды на успешную деятельность организации - это зависимость сети поставщиков, обеспечивающих фирму необходимыми ресурсами, и самого предприятия. Поставщиками выступают деловые фирмы и отдельные лица, которые обеспечивают компанию и ее конкурентов материальными, информационными или иными ресурсами нужными для осуществления производственной деятельности предприятия. Компания может работать с поставщиками из других стран, выигрывая по цене, количеству или качество, но в то же время попадает под угрозу влияния подвижности среды, а именно колебанию обменных курсов или политической нестабильности.
3. Конкуренты - предприятия, производящие подобный продукт на тех же самых рынках. Предприятию необходимо эффективно удовлетворять нужды потребителей, иначе это за них сделают конкуренты.
4. Анализ рынка труда разрешает организации определить для себя контингент рабочих, обладающих определенными трудовыми характеристиками (пол, возраст, образование, квалификация, опыт работы, личностные качества).
Все уровни внешней среды связаны между собой особой системой, которая включает в себя формальные и неформальные коммуникации. Данное понятие можно объяснить как постоянные, осуществляющие бесперебойный обмен ресурсов между организацией и её внешней средой, а также спорадических кратковременных. Одна из основных задач организации – использование связи с внешней средой для поддержания баланса предприятия с внешней средой, как на входе, так и на выходе. Для того, чтобы решить данную задачу первоначально наиболее важно определить сферу изучения внешней среды, а затем выявить специфические характеристики данной сферы, после чего сформировать стратегии взаимодействия, основываясь на объектах внешней среды и связях между отдельными сферами. [8, 136]
1.3.2.Факторы косвенного воздействия
Среда косвенного воздействия или макросреда состоит из факторов, которые не оказывают немедленного и прямого воздействия на деятельность организации. Хотя влияние этих факторов не так заметно, как факторов прямого воздействия, тем не менее руководство предприятие должно их учитывать.
Макросреда обычно сложнее, чем микросреда, так как руководство зачастую располагает неполной информацией и вынуждено опираться на предположения о такой среде, с целью прогнозирования развития ситуации на рынке. [1]
К факторам макросреды относят:
- природные факторы;
- демографические факторы;
- технологические факторы;
- экономические факторы;
- экологические факторы;
- политическая ситуация;
- международный фактор.
Природные факторы. Для природной среды характерны: дефицит некоторых видов сырья, вздорожание энергии и усиление вмешательства государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Демографические факторы. Для демографической среды характерны: увеличение смертности, снижение рождаемости, старение населения, рост числа служащих. Снижение рождаемости уменьшает потребность в товарах на демографических рынках - детских, подростковых, молодежных, что вынуждает предприятия приспосабливать свою деятельность для удовлетворения потребностей людей среднего, предпенсионного и пенсионного возраста. Изменение структуры населения по возрастным группам привело к сокращению трудового потенциала, т.к. в трудоспособном возрасте во многих регионах оказалась меньшая часть населения. Это требует от предприятий разработки стратегии экономии живого труда путем технико-технологического перевооружения, повышения уровня механизации и автоматизации производственных процессов.
Технологические факторы. Научно-технический прогресс играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Он охватывает все звенья процесса, включающего фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение новой техники в народное хозяйство. Происходит обновление материально-технической базы промышленных предприятий, растет производительность труда повышается эффективность производства.
Экономические факторы. К основным факторам этой среды принадлежат: рост и спад промышленного производства, уровень и темпы инфляции, колебания курса рубля относительно валют других государств, система налогообложения и кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень и динамика цен, безработица и др.
Экологические факторы. Для этой среды характерны: рост загрязнения окружающей среды и усиление вмешательства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров.
Политические факторы. На производственной и социальной деятельности предприятия определенно сказываются события, происходящие в политической среде. Для нее характерны: законодательное регулирование предпринимательской деятельности, повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов. Внезапные изменения в политической ситуации в стране могут привести к изменению условий хозяйствования, к повышению ресурсных затрат, потере прибыли.
Международные факторы, к которым можно отнести интернационализацию мировой экономики, изменение стоимости доллара и евро на мировом рынке, рост экономической мощи отдельных государств, становление международной финансовой системы, открытие новых крупных рынков и др., оказывают влияние на предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.
1.3.3 Методы анализа факторов внешней среды предприятия
Оценка и анализ любой внешней среды подразумевает под собой использование определенных аналитических приёмов. Их существует огромное множество, однако в контексте данной работы мы рассмотрим такие приёмы как, PEST-анализ, SWOT-анализ и конкурентный анализ.
Для начала рассмотрим PEST-анализ. В некоторых литературных источниках этот метод называют STEP-анализ. PEST-анализ направлен на изучение внешней среды и макросреды, главной задачей которого является исследование окружения и выступающий инструментом, помогающим понять позиции организации на рынке в макросреде. Помимо этого PEST-анализ помогает выделить важные влияющие факторы посредством оценки внешнего окружения компании. Такой тип анализа может проводиться как на качественном, так и на количественных уровнях.
Сама аббревиатура PEST состоит из четырёх элементов анализа:
- P - политические факторы;
- E - экономические факторы;
- S - социокультурные факторы;
- T - технологические факторы.
Следующим типом анализа факторов внешней среды предприятия, который также часто применяют аналитики – это SWOT-анализ. SWOT-анализ широко применяется для определения стратегии предприятия. Главным плюсом данного метода анализа является то, что ради комплексной оценки рыночного положения компании анализируется одновременно сама фирма и ситуация на рынке. Следует отметить, что SWOT-анализ позволяет выявить структуру развития организации и определить дальнейшие перспективы развития.
Аналогично PEST-анализу, SWOT-анализ состоит из четырёх элементов, расшифровывающих сам акроним:
- S - strengths - достоинства компании;
- W - weakness - недостатки компании;
- O - opportunities - дальнейшие возможности предприятия;
- T - threats - возможные угрозы для фирмы.
Результатами обоих типов анализа является разработка таблиц, в которой отражены итоги исследования внутренней и внешней ситуаций для детального анализа предприятия и его положения на рынке в целом.
Конкурентный анализ подразумевает под собой выяснение основных действующих конкурентов на рынке, их сильных и слабых сторон, производимой ими продукции. Также конкурентный анализ исследует спектр оказываемых конкурентами услуг, используемые ими технологии, их цели и стратегии.
Таким образом, изучение внешней среды является одной из приоритетных направлений деятельности любой организации. Выявленные тенденции позволят любой организации изменить свою внутреннюю структуру, основываясь и подстраиваясь под внешние условия, что в целом повлияет на уровень её эффективности и конкурентоспособности. Организация представляет собой открытую систему, поэтому находится в зависимости, поэтому находится в зависимости от условий внешних факторов таких как: поставщики ресурсов, потребители, экономическая ситуация в стране, форс-мажорные обстоятельства, а также огромное множество других аспектов, косвенно влияющих на деятельность предприятия. Чем большее количество анализов использовано для получения общей картины об окружении предприятия, тем намного надежнее и достовернее будет эта информация и тем больше вероятность гибкого управления предприятием в случае изменения условий извне.