Файл: Разработка маркетинговой стратегии предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Главный признак современной рыночной экономики – это принцип свободы хозяйственной деятельности. Этот принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Закон же призван ограничивать и запрещать те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Все остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в ее коллективных и государственных формах деятельности. Таким образом, в современной рыночной экономике действует следующий исходный принцип: "Каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом, ввиду их общественной опасности".

В условиях рыночной экономики функция маркетинга состоит в организации свободного и конкурентного обмена для обеспечения эффективного соответствия предложения и спроса на товары и услуги. Это соответствие не является спонтанным и требует:

— организации материального обмена, иными словами, физического потока товаров между производством и потребителем;

— организации коммуникации, иными словами, информационного потока, предшествующего обмену, сопровождающего его и следующего за ним для обеспечения эффективного соответствия предложения и спроса.

Таким образом, роль маркетинга в обществе состоит в организации обмена и коммуникации между продавцами и покупателями. В данном определении акцентируются задачи и функции маркетинга безотносительно к цели процесса обмена. В такой формулировке он относится как к коммерческой, так и к некоммерческой деятельности и вообще к любой ситуации, в которой осуществляется свободный обмен между организацией и потребителями товаров и услуг, ею предлагаемых.

Целью курсовой работы является разработка маркетинговой стратегии развития фирмы.

Задачами данного проекта являются:

-раскрыть содержание маркетинговой деятельности и определить ее роль в повышении эффективности функционирования предприятия;

-провести анализ технологий маркетинговой деятельности;

-дать характеристику процессу и функциям управления маркетинговой деятельностью и рассмотреть особенности из реализации;


- анализ факторов влияющих на определение стратегии предприятия;

- выработка и обоснование маркетинговой стратегии развития.

Объектом исследования является ООО «Ритейл Групп», осуществляющее следующие виды деятельности:

Предметом исследования явлется разработка и управление маркетингом компании ООО «Ритейл Групп».

При выполнении работы использовались методы: опытно-статистический, экономико-математический, расчетно-аналитический метод и методы структурно-динамического анализа.

Информационной базой исследования также послужили материалы органов статистики, обзорно-аналитические материалы консалтинговых групп. Ряд вопросов исследуемой темы нашли отражение в работах таких авторов, как: Виханский О.С., Гилберт А., Голубков Е.П. Плас А. Пунин Е.М. и другие.

Исходя из целей и задач курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.

Глава 1. Теоретико-методологические основы организации маркетинговой деятельности на предприятии

1.1 Понятие и функции маркетинга и его роль в деятельности предприятия

В процессе достижения основной цели своей деятельности, которая заключается в максимизации прибыли, предприятия реализуют множество действий по различным функциональным направлениям. Одним из основных таких направлений является маркетинг. В настоящее время существует множество определений понятия «маркетинг». Исходя из этимологии данного понятия маркетинг определяется как деятельность в сфере рынков сбыта. В соответствии с классическим определением, которое приводит в своей работе Э. Д. Эриашвили, маркетинг — это, прежде всего предпринима­тельская деятельность, связанная с продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю[1]. В настоящее время большинство специалистов в области маркетинга определяют его как философию бизнеса, которая определяет стратегию и тактику предприятия в условиях конкуренции. Структура маркетинга как философии бизнеса показана на рисунке 1.


МАРКЕТИНГ

ФИЛОСОФИЯ БИЗНЕСА

ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ

КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА

МЕТОДОЛОГИЯ РЫНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБРАЗ ДЕЙСТВИЯ

ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ, СРЕДСТВА, МЕТОДЫ

Рисунок 1 - Маркетинг как философия и методология современного предпринимательства

Определение маркетинга в соответствии с данным подходом приводят в своей работе Котлер Ф., отмечая следующее: «Маркетинг не является функцией бизнеса, а представляет собой взгляд на всю сферу экономики, включающую в себя производство и услуги. Все, что делается в мире бизнеса представляет собой маркетинг или включается в это понятие»[2]

Более широкое определение понятия «маркетинг» дают Дж. Эванс, Б. Берман. В их понимании маркетинг – это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, орга­низации людей, территории и идеи посредством обмена.

Обобщая приведенные выше определения можно сделать вывод о том, что применительно к предприятию маркетинг – это сложное и многоаспектное понятие, содержание которого раскрывается через его основные принципы. Известный английский специалист в области маркетинг-менеджмента П. Дойль формулирует эти принципы следующим образом:

  • Взаимная удовлетворенность производителей благ, посредников и потребителей;
  • Нацеленность на определенный коммерческий результат;
  • Адресность производства и ориентация на удовлетворение конкретных потребностей;
  • Комплексное решение проблем потребителя;
  • Комплексное использование различных средств воздействия на спрос, свободный выбор определенных целей и стратегий;
  • Долговременный горизонт видения.

На основе этих принципов должна формироваться и реализовываться маркетинговая деятельность предприятия. Б.А. Соловьев определяет маркетинговую деятельность как единую совокупность действий и операций, объединяющих приспособление к рынку с активным воздействием на него. Исходя из данного определения можно сделать вывод о том, что маркетинговая деятельность предприятия заключается в том, чтобы предвидеть спрос, удовлетворять его и управлять им. Таким образом, маркетинговая деятельность – это прежде всего деятельность по управлению спросом, и для того чтобы такое управление дало ожидаемые результаты в виде увеличения доли рынка, дохода от продаж и прибыли, необходима эффективная реализация функций маркетинговой деятельности. Структура этих функций показана на рисунке 2.


Функции маркетинговой деятельности

3.2. Организация системы ФОСТИСС

4.5. Организация контроля маркетинга

4.4. организация системы коммуникаций на предприятии

4.3. Управление рисками

4.2. Информационное обеспечение управления маркетингом

4.1. Организация стратегического и оперативного планирования

3.5. проведение ценовой политики

3.4. Организация сервиса

3.3 Проведение товарной политики

1.Аналитическая (исследовательская) функция

3.1. Организация системы товародвижения

2.3. Управление качеством и конкурентоспособностью

2.2. Организация материально-технического снабжения

2.1 Организация производства новых товаров, разработка новых технологий

1.5. Анализ внутренней среды

1.4. Изучение товара

1.3. Изучение фирменной структуры рынка

1.2 Изучение потребителей

1.1. Изучение рынка

4.Функция управления и контроля

3.Сбытовая функция

2. Производственная функция

Рисунок 2 – Функции маркетинговой деятельности

Из данного рисунка видно, что маркетинговая деятельность направлена на выполнение четырех основных функций: аналитической, производственной, сбытовой, управления и контроля, каждая из которых в свою очередь может быть представлена как система подфункций.

Реализация всех представленных на рисунке 2 функций ориентирована на достижение основных целей маркетинговой деятельности, которые могут быть как долгосрочными, так и краткосрочными. Что касается долгосрочной цели маркетинговой деятельности, то она совпадает с общей рыночной целью предприятия и заключается в обеспечении оптимизации прибыли. Структура краткосрочных целей маркетинговой деятельности представлена в таблице 1

Таблица 1

Краткосрочные цели маркетинговой деятельности

Наименование цели

Содержание цели

Максимизация краткосрочной прибыли

В целях привлечения финансовых инвестиций в разработку товара, рекламной кампании или завоевания новых рынков

Расширение рыночного влияния предприятия

Ведение активной конкурентной борьбы для завоевания новых рынков, вытеснения конкурентов, расширения доли на уже имеющихся рынках.

Стабилизация достигнутого положения

Предполагает восстановление ресурсов предприятия, проведение мероприятий по укреплению его позиций на захваченных рынках.


Анализ рисунка 2 позволяет также определить ряд основных задач, решаемых в ходе осуществления маркетинговой деятельности. По результатам исследования маркетинговой литературы, эти задачи могут быть сформулированы следующим образом:

  1. определение и разработка стратегии развития предприятия;
  2. определение целевых сегментов рынка, на которые предприятие будет ориентировать свою продукцию;
  3. моделирование поведения потребителей с целью определения из возможной реакции на товар;
  4. обоснование товарной, ценовой, коммуникационной, сбытовой политики;
  5. разработка маркетинговой стратегии и обеспечение координации деятельности функциональных подразделений предприятия в процессе ее реализации;
  6. осуществление контроля за деятельностью предприятия на рынке и разработка необходимых регулирующих воздействий в случае отклонения от намеченных целей.

Говоря о задачах и функциях маркетинговой деятельности, нельзя также не отметить особенностей методов маркетинга. Несмотря на все многообразие подходов, в теории маркетинга выделяются два основных метода:

  1. маркетинг, ориентированный на товар или услугу;
  2. маркетинг, ориентированный на потребителя.

Маркетинг, ориентированный на товар, направлен на формирование представления потребителя о уже произведенном продукте, его продвижение и закрепление на рынке. В случае применения маркетингового метода, ориентированного на потребителя, предприятие в первую очередь осуществляет анализ потребителей, а затем разрабатывает или совершенствует продукт в соответствии с их потребностями.

Для уменьшения степени риска, связанного с выведением товара на рынок и изменением покупательских предпочтений предприятие может также использовать интегрированный метод, который основан на сочетании двух предыдущих и предполагает одновременную деятельность предприятия по удовлетворению потребительских предпочтений и формированию спроса.

Формы и методы маркетинговой деятельности в первую очередь определяются типом товара, который производится и реализуется предприятием. Так, если предприятие предлагает свою продукцию на рынке средств производства, то его маркетинговая деятельность ориентирована на учет его собственных требований как производителя. Отсюда основными принципами маркетинговой деятельности для предприятий, производящих продукцию такого типа являются рациональность, оптимальность, жесткая согласованность.