Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Возникновение и развитие налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Для обеспечения выполнения государством своих функций необходимы денежные средства, которые образуют государственный бюджет. Формирование государственного бюджета происходит за счет налогов, что является одним из главных видов государственной экономической политики.

Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в законодательно установленном порядке.[1] Без налогов и сборов невозможно существование государства. В рыночной экономике налоги являются важнейшим рычагом государственного влияния на экономические процессы. Это "кровеносные артерии", по которым происходит финансовое наполнение бюджетов различных уровней для реализации жизнеобеспечивающих функций государства. Налоговые поступления в доходах федеральных бюджетов развитых стран составляют до 90 %, в доходах региональных и местных бюджетов до 50 %.

Налоги, взимаемые на территории Российской Федерации, не существуют изолированно, а объединяются в налоговую систему. В условиях рыночных отношений налоговая система является основой механизма государственного регулирования экономики с помощью финансовых рычагов [13,с.314]. Эффективность функционирования хозяйства страны в полной мере зависит от работы налоговой системы.

Возрастающая роль налогов, способствовала изменению отношения к ним общества, оно уже не такое негативное, как было в раннее историческое время. Ведь именно посредством налогов государство решает сложные экономические, социальные и многие другие общественные проблемы. Не вызывает сомнения, что в настоящее время налоги призваны обеспечивать не только балансировку между общественными потребностями и ресурсами, необходимыми для их удовлетворения, но и решение многих задач, связанных с развитием общества и государства в целом.

Актуальность данной темы заключается в том, что налоги – это отношение собственности, а поскольку именно проблемы собственности вызывают в настоящее время наибольшее противостояние между ветвями законодательной и исполнительной власти, и нет единства мнений в составе самого правительства и парламента, то к решению чисто экономических проблем примешиваются и политические интересы. Все это свидетельствует о том, что в настоящее время не могут быть созданы налоговые отношения, отвечающие мировым стандартам. Проблема налогов стала одной из самых сложных направлений экономической реформы, которая проводится в нашей стране. На сегодняшний день как раз налоговая система является важным предметом дискуссий о методах и путях реформирования, равно как и острой критики, потому как налоговую систему, выбравшее Правительство РФ, тормозит развитие рыночных отношений.


Исходя из этого, цель данной работы заключается в изучении и исследовании сущности налоговой системы, её роли в современных условиях. Для этого необходимо решить следующие задачи: показать исторические аспекты налогообложения, раскрыть понятие и принципы налоговой системы, причины её реформирования, основные проблемы и пути реформирования налоговой системы.

Объект исследования - налоговая система России.

Предмет исследования – налоги и сборы.

В работе были применены теоретические и методологические методы, с использованием материала таких авторов как Брызгалин А.В. Майбуров И.А., Ковалева Т.М., Поляк Г.Б., Пансков В.Г. и других. Данные авторы хорошо известны в стране своим большим объемом публикаций и трудов в области финансов и налогов. Среди них Пансков В. Г. - доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ, государственный советник налоговой службы первого ранга, академик РАЕН, Майбуров И.А. – доктор экономических наук, профессор Уральского государственного технического университете, автор более 120 публикаций.

Глава 1. Возникновение и развитие налогообложения.

История развития теоретических представлений о роли и функциях налогов

Налоги – это историческая, экономическая и правовая категория. Причиной возникновения налогов стало разделение общества на классы, возникновение государства, для существования которого были необходимы финансы.

С изменением общественных отношений менялись виды налогов и методы их взимания. Эволюция общественных отношений меняла и представление о сущности и роли налогов, их теоретическое обоснование.

Процесс формирования представлений о сущности и природе налогов прошел несколько этапов в своей эволюции (рис. 1). [2]

Дань с побежденного народа, военная добыча,

"налог на побежденного"

Древний мир

Жертвоприношение

Возникновение

первых гос-ств.

Арендная плата

Древний Египет

Дары государству


Ранние феодальные государства

Помощь государству

XVI-XVII века

Публичное правовое

обязательство

XVIII-XX века

Рис. 1 Эволюция представлений о природе налогов

Таким образом, со временем налоги стали основной формой государственных доходов. И если на первых пяти этапах (до XVIII века) налог выступал как экономическая категория. То уже на последнем этапе эволюционного развития он получил правовой статус и стал выступать еще как политико-правовая категория.

Формирование основных налоговых теорий как законченных учений начиналось с начала XVII века. Налоговые теории представляют собой модели построения налоговых систем государства с различной степенью обобщения и классифицируются как общие и частные теории налогов (табл. 1).

Таблица 1

Классификация налоговых теорий

Общие теории

Частные теории

1. Теория обмена (средние века)

2. Атомистическая теория (эпоха Просвещения; XVII – XVIII в.; С. Вобан, Ш. Монтескье, Вольтер.)

3. Теория наслаждения (первая половина XIX в.; Ж. Симонд де Сисмонди)

4. Теория налога как страховой премии ( вторая половина XIX в.; А. Тьер, Э. де Жирарден)

5. Классическая теория налогов (XVIII – XIX вв.; А. Смит, Д. Риккардо)

6. Теория жертвы (XIX - начало XX в; Н. Канар, С.Ю. Витте)

7. Теория общественных потребностей (конец XIX – началоXX в.; Л. Штейн, Э. Сакс)

8. Кейнсианская теория (первая половина ХХ в.; Дж.М. Кейнс)

9. Теория монетаризма (1950-е гг.; М. Фридман)

10. Теория экономики предложения (1980-е гг.; М. Бернс, А. Лаффер)

1. Теория соотношения прямого и косвенного обложения

2. Теория единого налога

3. Теория пропорционального налогообложения

4. Теория прогрессивного налогообложения

5. Теория переложения налогов.

Общие теории отражают назначение налогообложения в целом, дают обоснование налога и раскрывают его экономическую сущность. Частные теории исследуют отдельные проблемы в сфере налогообложения

Исторически сложились два направления исследования роли и функций налогов и их влияния на народное хозяйство. В первом направлении налоги рассматриваются как изъятия обслуживающие непроизводительные расходы государства, которые не связаны с удовлетворением экономических потребностей общества и соответственно признаются вредными для общества. Данные концепции представляют налог как "зло" и рассматривают исключительно его фискальное воздействие на народное хозяйство. Таким образом, концепции первого направления считают, что налог выполняет только фискальную функцию и, следовательно, является прямым вычетом из чистого дохода народного хозяйства. .[14,с.17]


Второе направление определяет государственную деятельность как составную часть народно-хозяйственной, как фактор социально-экономического развития и налог считается как осознанная необходимость. По этим концепциям налог предстает как "добро" и оказывают стимулирующее и регулирующее влияние на народное хозяйство. В рамках данного направления налог выполняет не только фискальную функцию, но и стимулирующую и регулирующую функции.[14,с.18]

В настоящее время исследования функций налогов во многом предопределяются этими основными направлениями. Сегодня, как и раньше, в современной экономической литературе нет единого понимания объема и содержания функций, которые выполняют налоги.

1.2. Развитие налогообложения в России

На эволюцию системы налогообложения в России оказывали влияние политическое устройство государства, общественное развитие и исторические события. Развитие налоговой системы включает в себя несколько этапов.

По сравнению с европейскими странами, в Древней Руси возникновение финансовой системы произошло гораздо позже. Это было связано с тем, что образование древнерусского государства началось лишь с конца IX века. Основная форма налогообложения называлась данью, которая представляла собой поборы в княжескую казну. [10, с.17] Оплата ее осуществлялась монетами, мехами, изделиями ремесла, продуктами питания. Единицей обложения данью был "дым", который определялся количеством печей и труб в каждом хозяйстве. Двумя способами взималась дань: полюдьем – когда князья сами ездили за ней; повозом – когда дань привозилась в Киев. [11, с.19]

В Древней Руси помимо дани было еще и поземельное обложение, которое осуществлялось по сохам или плугам.[14, с.47] Однако несправедливость такого обложения стала причиной изменения данного способа уже на ранней стадии цивилизации: земли стали разделять по их плодородию.

В это время существовало косвенное налогообложение в форме судебных и торговых пошлин. Пошлина "мыт" взималась за провоз товаров через заставы у городов и крупных селений, "гостиная" пошлина – за право иметь склады, пошлина "перевоз" – за перевоз через реку, пошлины "вес" и "мера" устанавливались за измерение и взвешивание товаров "торговая" – за право иметь рынки. Судебные пошлины "вира" – взимались за убийство, "продажа" – штраф за прочие преступления. [12, с.19]


После монголо-татарского нашествия и завоевания Руси Золотой Ордой в 13 веке дань была представлена в форме эксплуатации русского народа. В городах единицей обложения данью был двор, а в сельской местности – хозяйство. Существует 14 видов "ордынских тягостей", главным был "выход", взимавшийся с каждой души мужского пола и с головы скота. Сумма "выхода" определялась соглашением между ханами и князьями.

Главный сборщик торговых пошлин в XIII веке на Руси назывался "таможник". Вероятно, это слово происходит от монгольского названия денег – "тамга". Его помощника называли "мытником". [7, с.31]

Иван III (1462-1505 гг.) отменил уплату "выхода" после свержения монголо-татарского ига. В это время была создана налоговая система Руси, которая состояла из первых русских косвенных и прямых налогов. Главным прямым налогом был продуктовый налог с посадских людей и крестьян. В доход казны великого князя помимо дани поступали еще и оброки. [8, с.15]

После образования Московского государства были введены целевые налоговые сборы, которые были введены для определенных государственных расходов: для литья пушек – пищальных; для выкупа ратных людей – полоняничных; на создание регулярной армии – стрелецкой подати и т.д. Главное место в налоговой системе занимали акцизы и пошлины, важными из которых были таможенные и винные. В это время была введена первая налоговая декларация – сошное письмо. [11, с.20]

При Иване Грозном (1530-1584 гг.) государственные доходы увеличились от сбора налогов. К каждому применялся дифференцированный подход: величина налога зависела от урожая и достатка в угодьях. Денежный оброк в это время заменил многие натуральные повинности. Однако в связи с тем, что налогов и сборов было много, стройная система управления государственными финансами отсутствовала, а налоговая система России в XV– XVII веках была очень сложной и запутанной.

В царствование Алексея Михайловича (1629-1676 гг.) для упорядочения финансовой системы была создана в 1655 г. Счетная палата, которая контролировала фискальную деятельность и исполнение бюджета.

Правление Петра I (1672-1725 гг.) связано с крупномасштабными преобразованиями в государственной, политической и экономической сферах. Для укрепления финансового положения России, Петр вводил новые налоги: подушный налог для мужского населения, который составлял 50 % доходов бюджета; гербовый сбор; подушный сбор с извозчиков; налоги с постоялых дворов; печей; с продажи съестного; военные налоги и другие налоги. [11, с.21]