Файл: Глобальные международные финансовые ОРГАНИЗАЦИИ (ГЛОБАЛЬНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ИХ МЕСТО В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Совладельцами Всемирного банка являются более 184 стран-членов, интересы которых представляют Совет управляющих и Совет директоров, находящийся в Вашингтоне. Страны-члены являются акционерами Всемирного банка, обладающими правом принимать окончательное решение. Состав координационного совета банка представлен на рис 2.

Рисунок 2. Координационный совет Всемирного банка[11]

Основные финансовые показатели МАР представлены в таблице 2.

Таблица 2

Основные финансовые показатели МАР в 2013-2017 годах, млн. долл. США[12]

Показатели

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

Операции в сфере развития

Средства, зарезервированные на гранты, займы и гарантии

16298

22239

18966

16171

19513

Средства, предоставленные в виде займов и грантов, брутто

11228

13432

12905

13191

12719

Средства, предоставленные в виде займов и грантов, нетто

7371

9878

8820

8806

8154

Баланс

Совокупные активы

165806

183445

178165

180475

197041

Чистые инвестиции

27487

28300

28418

29908

29673

Чистые непогашенные кредиты

121157

132010

126760

132825

138351

Заимствования

0

0

2150

2906

3660

Обязательства по грантам

6436

6983

6637

6099

6583

Совокупный собственный капитал

143462

153749

147149

154700

158476

Отчет о деятельности

Поступление средств, брутто

13590

12812

15469

13834

13171

Освоение средств, брутто

11215

13441

12941

13260

12800

Результаты операционной деятельности

2296

741

2471

623

154


Кредитование, предоставленное МАР, по секторам за 2013-2017 годы представлено в таблице 3, а крупнейшие заемщики структуры Всемирного банка ‒ в таблице 4.

Таблица 3

Кредитование МАР по секторам, 2013-2017 годы, млн. долл. США[13]

Сектор экономики

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

Сельское хозяйство, рыболовство и лесное хозяйство

1358

2382

2525

1849

2025

Образование

1788

2426

2124

1431

1733

Энергетика и горнодобывающая промышленность

2231

4438

1461

2814

1891

Финансовый сектор

485

669

661

443

1277

Здравоохранение

1710

758

2197

1191

1246

Промышленность, торговля и услуги

732

850

687

841

1541

Информационно-телекоммуникационные услуги

209

266

265

78

519

Государственное управление

2075

2624

2744

1500

1954

Социальная защита

1504

1515

1928

2475

1913

Транспорт

2843

3187

2191

2277

3271

Водоснабжение, канализация и утилизация отходов

1363

3125

2183

1271

2102

Всего

16298

22239

18966

16171

19463

Таблица 4

Страны ‒ крупнейшие заемщики МАР в 2017 году, млн. долл. США[14]

Страна

Объем зарезервированных средств

Нигерия

1601

Вьетнам

1512

Танзания

1205

Эфиопия

903

Кения

900

Йеменская Республика

783

Пакистан

736

Кот-Д`Ивуар

710

Непал

640


Специалисты и руководство Группы Всемирного банка свою миссию формулируют таким образом[15]:

  • ликвидировать крайнюю бедность к 2030 году, для этого доля населения, живущего менее чем на два доллара США в день, должна быть снижена;
  • сделать более быстрым обеспечение благосостояния для всех, для этого следует стимулировать рост доходов тех 40% населения мира, которые относятся к категории беднейших.

Достижение этих целей сложно ‒ но вполне реально, подчеркивают в Группе Всемирного банка. Для решения всех этих проблем надо усилить взаимодействие с партнерами этой глобальной финансовой организации, сделать более эффективным сотрудничество с партнерами и из частного, и из государственного секторов экономики по всему миру, усилить роль гражданского общества. Также одна из актуальных задач ‒ усилить взаимодействие с правительственными структурами государств ‒ реципиентов помощи Группы Всемирного банка. Важно сделать так, подчеркивают в Группе Всемирного банка, чтобы свой потенциал мог реализовать каждый человек.

Таким образом, специалисты Всемирного банка как приоритетные на ближайшие три года выделяют такие направления развития. Первое ‒ ускорение темпов экономического развития, которое должно быть предпринято в интересах всех слоев населения, исследователи Всемирного банка подчеркивают, что это самый успешный, надежный и эффективный путь для выхода из бедности. Второе направление ‒ инвестирование в человеческий капитал, в наращивание интеллектуальных ресурсов всех без исключения обществ: таким путем можно добиться такого положения, чтобы каждый мог реализовать свой потенциал процветания в экономике XXI века. Третье направление ‒ уровень глобальных потрясений и угроз должен быть максимально снижен. Причем во Всемирном банке под потрясениями и угрозами понимают как техногенные и природные катастрофы, так и локальные вооруженные конфликты, негативная роль которых очень велика. Нельзя сбрасывать со счетов и проблему международного терроризма, которая также несет серьезные угрозы в деле борьбы с бедностью.

Банк использует свои финансовые ресурсы, высококвалифицированный персонал и обширную базу знаний для оказания помощи каждой из развивающихся стран в процессе обеспечения стабильного, устойчивого развития, основанного на принципах социальной справедливости.

Банк также оказывает помощь странам в укреплении и поддержании основных условий, которые необходимы для привлечения частных инвестиций и поддержания их на должном уровне. Опираясь на содействие Банка в виде кредитования и консультаций, правительства проводят всестороннее реформирование экономики своих стран и укрепляют банковскую систему. Они инвестируют средства в развитие людских ресурсов, в инфраструктуру и охрану окружающей среды, что усиливает привлекательность страны для частных инвесторов и повышает эффективность капиталовложений.


Глава 2. РОССИЯ И ГЛОБАЛЬНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Российская Федерация и МВФ. Организационно членство Российской Федерации в международных финансовых организациях было оформлено в самом начале рыночных преобразований. Так, заявление о присоединении к МВФ и МБРР было подано 7 января 1992 г., а уже 27 апреля того же года Совет управляющих МВФ проголосовал за прием России. С июня 1992 г. РФ официально стала участницей МВФ и МБРР[16][17].

В ходе дискуссий о вступлении СССР в МВФ квота Советского Союза оценивалась как 4-7 млрд. долл. (3,5-6% капитала МВФ). После распада СССР рассчитанная для него квота была разделена между 15 бывшими советскими республиками, в том числе Россия получила 3% от общей суммы квот стран ‒ членов Фонда[18]. По величине квоты (2,7%, или12 903 СПЗ, или 17 677 млн. долларов США, или примерно 1 трлн. руб.)[19] Россия занимает 9-е место вслед за Канадой, что, однако, не дает ей право на постоянное место в Исполнительном совете, в отличие от пяти стран с наибольшими квотами (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция). В то же время располагает значительным числом голосов, Россия, подобно Китаю и Саудовской Аравии, единолично избирает собственного исполнительного директора.

Членство в МВФ налагает на Российскую Федерацию ряд обязательств, зафиксированных в статьях Соглашения (устава) МВФ, в том числе в отношении устранения валютных ограничений, поддержания конвертируемости национальных валют по текущим международным операциям, неучастия в дискриминационных соглашениях. МВФ позволял получать средства на длительные сроки и под очень низкие проценты (в 1992 году ставка была 6,6% годовых и с тех пор она неуклонно снижается). Всего нашей стране было одобрено 25,8 млрд. СПЗ, однако по факту эта сумма меньше и составляет 15,6 млрд СПЗ.

Кредитование прекратилось по инициативе России ‒ выросла цена на нефть, в 2000 году существенно изменилась политическая конъюнктура в стране, и необходимость обращаться за кредитованием исчезла. После этого РФ вплоть до 2005 года погашала займы. С того момента наша страна не занимала у МВФ средства. Кредитование РФ МВФ представлено в таблице 5.


Таблица 5

Кредитование РФ МВФ, тыс. СПЗ[20]

Год

Займ

Возврат займов

Возврат процентов

1992

719 000

1993

1 078 275

56 082

1994

1 078 275

122 264

1995

3 594 250

193 954

1996

2 587 861

359 500

323 568

1997

1 467 252

359 500

423 093

1998

4 600 000

673 921

528 876

1999

471 429

3 101 139

528 470

2000

2 189 497

523 542

2001

2 997 938

398 106

2002

1 147 587

161 638

2003

1 356 066

100 707

2004

1 117 424

75 830

2005

2 293 770

18 065

Всего

15 596 342

15 596 342

3 454 195

Российская Федерация и Группа Всемирного банка. Отношения России и Всемирного банка регламентируются статьями соглашения Международного банка реконструкции и развития (уставом), которые стороны подписали в 1991 г. В процессе совместной работы с учетом экономической политики Правительства РФ банком также разрабатывается стратегия сотрудничества. В настоящее время Всемирный банк руководствуется стратегией деятельности КАС-99, которая направлена на осуществление системных и институциональных реформ, принятие мер на региональном и местном уровнях в области экономической политики.

Проблема коррупции с ее отрицательным воздействием на ход экономического развития сказывается на всех аспектах стратегии Всемирного банка по отношению к России и стала одним из факторов, влияющих на оценку кредитоспособности России и риска, а также на принятие решения об открытии кредитной линии. В силу этого искоренение коррупции является одним из приоритетных направлений стратегии всемирного банка. Содействие со стороны банка будет в основном ориентировано на укрепление государственного администрирования и управления государственными финансами, преодоление факторов экономической политики, способствующих развитию коррупции[21].