Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Нормативное регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства
1.2 Формы и особенности ведения бухгалтерского учёта для малого предпринимательства
2 Организация бухгалтерского учёта и отчетности в ООО «КАРСТ»
2.1Краткая характеристика основных показателей финансово –хозяйственной деятельности ООО «КАРСТ»
2.2 Организация бухгалтерского учета хозяйственных операций в ООО «КАРСТ»
2.3 Формирование бухгалтерской отчетности в ООО «КАРСТ»
Введение
На современном этапе развития экономики России именно малый бизнес может заполнить те ниши, которые пустовали в плановой экономике, и выполнить те функции, которые зачастую не готов взять на себя крупный и средний бизнес. Малый бизнес является единственным сектором, где примитивная, но абсолютно необходимая для эффективного функционирования рыночного хозяйства частная собственность существует в чистом виде.
В результате своей деятельности любая организация малого бизнеса осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете. Бухгалтерский учет выступает завершающим этапом учетного процесса, и обеспечивает органическое единство формирующихся в нем показателей с первичной документацией и учетными регистрами.Полученные результаты синтетического и аналитического учета в дальнейшем используются для составления бухгалтерской отчетности и проведения анализа финансово -хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования. Правильная организация и ведение бухгалтерского учета позволяет руководителям малого бизнеса минимизировать финансовые риски. Для субъектов малого бизнеса в законодательстве Российской Федерации предусмотрена возможность вести бухгалтерский учет по упрощенной форме. В учетной политике субъектов малого бизнеса закрепляются способы бухгалтерского учета хозяйственных операций, которые присущи только этой организации.
Актуальность данного исследования состоит в необходимости теоретического изучения и практического применения нормативно-правовых основ в организации бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства.
Объектом исследования является предприятие малого бизнеса ООО «КАРСТ».
Предмет-исследование организации и ведения бухгалтерского учета в ООО «КАРСТ».
Целью работы является предложение мероприятий направленных на развитие бухгалтерского учета и формирования отчетности субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации на современном этапе на примере ООО «КАРСТ».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основы нормативно-правового регулирования деятельности субъектов малого бизнеса;
- выявить особенности бухгалтерского учета на малых предприятиях;
- рассмотреть действующую систему упрощенного налогообложения;
- дать характеристику финансово-хозяйственной деятельности организации малого бизнеса ООО «КАРСТ»;
- показать особенности организации бухгалтерского учета в ООО «КАРСТ»;
- разработать мероприятия направленные на совершенствование бухгалтерского учета в ООО «КАРСТ».
Практическая значимость данного исследования состоит в разработке предложений, направленных на совершенствование бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации на современном этапе на примере ООО «КАРСТ».
При написании данной работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, научная, учебная и практическая литература, а также статьи из журналов и Интернет-ресурсов по теме исследования.
1 Теоретические основы ведения бухгалтерского учёта и формирования отчетности субъектов малого предпринимательства
1.1 Нормативное регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства
В российской экономике последние двадцать лет развивается новый тип предпринимательской деятельности - малое предпринимательство, которое совместно с крупным бизнесом призвано обеспечить рост экономики страны. В последнее время в Правительстве Российской Федерации взят курс на популяризацию малых инновационных организаций, занимающихся разработкой и внедрений новых программ и технологий, созданием и производством инновационных товаров и услуг.
Основы малого предпринимательства в нашей стране были заложены в период с 1987по 1991год, после принятия Законов: «Об индивидуальной трудовой деятельности граждан СССР» (1987 г.), «О кооперации в СССР» (1987 г.) и постановления Совета Министров СССР от 08 августа 1990 г. No 790 «О мерах по созданию малых предприятий». В наиболее развитых странах: США, Великобритании, Германии доля малого бизнеса во внутреннем валовом продукте составляет более 50%. В России этот показатель находиться на уровне 10-12%.Организации малого бизнеса не требуют больших площадей, и основной деятельностью таких предприятий является сфера обслуживания. Государственная политика России направлена на поддержку и развитие малого бизнеса, так как малые предприятия имеют одну или две основные сферы деятельности, и могут предоставлять более качественную продукцию и оказывать более качественный уровень услуг[30].Кроме того, данные предприятия оказывают положительную роль в предоставлении рабочих мест довольно значительной части населения нашей страны. Иностранные инвесторы предпочитают вкладывать свои деньги в организации малого бизнеса, которые работают в экономической или научно-технической сфере.
Определение субъектов малого предпринимательства приведено в статье 4 Федерального закона РФ от24.07.07 No209-ФЗ. К таким субъектам относятся потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий), индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства, для которых выполняются условия ограничения численности персонала и выручки. В международной практике для отнесения соответствующих объектов к малым предприятиям используются следующие три показателя: численность работников, объем продажи продукции и балансовая стоимость имущества[30].
В России определение субъектов малого предпринимательства приведено в статье 4 Федерального закона от 24.07.07 No209-ФЗ. К таким субъектам относятся потребительские кооперативы, коммерческие организации (за исключением государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий), индивидуальные предприниматели и фермерские хозяйства, для которых выполняются условия ограничения численности персонала и выручки.
К организациям малого бизнеса относятся организации и индивидуальные предприниматели, у которых доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превышает 800 млн. рублей в год. Предельные значения выручки утверждаются Правительством РФ. При этом прежняя редакция статьи 4 Закона No209-ФЗ обязывала пересматривать такие значения каждые пять лет. Законом No156-ФЗ с 2015 года требование к такой периодичности исключено. Средняя численность работников коммерческой организации малого бизнеса за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек. В среднесписочную численность работников субъекта малого предпринимательства включаются весь персонал, в том числе, и работающие по договору устного найма (без заключения письменных договоров).
Для субъектов малого предпринимательства законодательством Российской Федерации установлено множество льгот:
-отсутствие кассового лимита и возможность хранения в кассе любой суммы (для этого достаточно издания приказа руководителя компании);
-увеличение вероятности получения субсидий от местных властей;
-до 1 июля 2018 года есть возможность приобрести муниципальную или государственную недвижимость в преимущественном порядке;
-сокращение сроков неналоговых проверок;
-налоговые каникулы для организаций, работающих в социальной, производственной или научной сфере.
Также в Госдуму был внесен законопроект, освобождающий всех предпринимателей с 1 января 2016 года от надзорных проверок, если ранее они не были лишены лицензий и не допускали грубых нарушений в процессе ведения своей деятельности[30].
Для субъектов малого бизнеса присущи недостатки, среди которых следует выделить следующие:
- высокий уровень риска устойчивости на рынке;
- зависимость от крупных компаний;
- недостаточность экономической компетентности руководителей;
- повышенная чувствительность к изменениям внешних условий хозяйствования;
- затруднения в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
- неуверенность и осторожность контрагентов при заключении хозяйственных договоров[30].
Сдерживает темпы развития малого предпринимательства то, что предприниматели более склонны к сохранению полученной прибыли, нежели к инвестированию ее в производство.
Наиболее существенным недостатком индивидуальных предпринимателей является то, что они несут ответственность за финансовое состояние бизнеса своим имуществом (дом, машина, дача и др.). Шансы малого бизнеса на успех повышаются по мере его взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в фирмах, как правило, более удачливы. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше возможностей ее сохранения в кризисные периоды[19, с. 42].
Правильная организация бухгалтерского учета малых предприятий способствует наращиванию объемов деятельности, позволяет им развиваться в сфере производства и получать дополнительную прибыль.
Таким образом, малое предприятие – это небольшая фирма, зарегистрированная как фермерское хозяйство, общество с ограниченной ответственностью или индивидуальный предприниматель, и отвечающая параметрам установленным законодательством Российской Федерации. В своей деятельности каждая организация осуществляет хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Все совершенные хозяйственные операции находят отражение в бухгалтерском учете.
В учетных регистрах обобщается вся информация о хозяйственных операциях, произведенных организацией за определенный промежуток времени, и переносится в бухгалтерскую отчетность. Анализ полученной отчетности позволяет организации делать необходимые уточнения, а в ряде случаев и корректировку дальнейшего направления своей деятельности. Целью бухгалтерского учета является выявление фактов, оказывающих влияние на состояние финансово-хозяйственной деятельности организации. Пользователями такой информации являются руководящее звено организации, учредители общества, участники и собственники имущества организации. Поэтому отчетные данные о деятельности предприятия, а также его имущественном положении, степень финансовой устойчивости немаловажны для потенциальных инвесторов, заинтересованных во вложении капиталов[10, С.127].
Нормативно - правовое регулирование бухгалтерского учета в современной России осуществляется с помощью:
- норм права, содержащихся в нормативных правовых документах;
- актов методического (нормативно-технического) характера;
- документов разъяснительного характера.
Бухгалтерский учет предприятий и организаций регулируется системой нормативно-правового регулирования бухгалтерской учета. Данная система имеет четыре уровня законов, приказов, распоряжений и положений бухгалтерского учета для предприятий всех форм собственности. Согласно статье 3 Федерального закона «О бухгалтерском учете» регулирование бухгалтерского учета может осуществляться указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативно - правовыми актами Министерства финансов [2].
Верхний уровень системы представлен федеральными законами. К ним можно отнести:
- Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ«О бухгалтерском учете» определяет единые правовые и методологические основы организации и внедрения бухгалтерского учета для всех предприятий, которые находятся на территории Российской Федерации.
- Федеральный Закон No 209-ФЗ 31июля 2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) в статье 4 устанавливает правила отнесения к субъектам малого бизнеса.
- Федеральный закон No 408-ФЗ от 29 декабря 2015 г. внес существенные изменения в определение понятия «Малый бизнес». В частности были сняты ограничения по остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов для субъектов малого бизнеса.
- Постановление Правительства РФ No702 от 13 июля 2015 года, в котором для субъектов малого бизнеса установлено предельное значение выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость в размере 800 тыс. руб.
- Федеральный закон Российской Федерации от 27 февраля 2011 г. No 161-ФЗ «О национальной платежной системе» определяет порядок применяемых форм безналичных расчетов при расчетах за товары (работы, услуги).
- Гражданский кодекс РФ (части I и II) регулирует правоотношения, возникающие в процессе хозяйственной или иной деятельности, основанные на праве собственности, договорных, имущественных и других обязательствах участников правоотношений.
В соответствии со статьей 516 Гражданский Кодекс РФ осуществляются расчеты покупателей и заказчиков за поставляемые товары. Большое значение при расчетах с покупателями и заказчиками имеет определение даты реализации товаров (работ, услуг). В соответствии со статьей 39 Налогового кодекса РФ это – момент передачи права собственности на продукцию (работы, услуги).